Плач Ярославны по советской школе


«Плач Ярославны» по советской школе
Признаком хорошего тона стало при разговоре о проблемах нынешней общеобразовательной школы с теплотой в голосе вспомнить о том, какая же прекрасная и успешная была советская школа. При этом никто не говорит о том, а в чём всё-таки состоит отличие советской школы от нынешней? Давайте на некоторое время прервём стенания по этому поводу и попытаемся разобраться в сути вопроса. О чём это мы так ностальгируем? Чтобы долго не плутать в лабиринте слов и рассуждений отвечу сразу: мы ностальгируем по дисциплине, которая, что бы там не говорили, всё же существовала в советской школе.
Чувствую, как кривит рот некоторая часть читателей и у них возникает вопрос: «А как же быть с демократизацией школы и общества?» В том то и дело, что советская школа была намного более демократична и дисциплинирована, чем современная школа. Кстати напомню, что демократия – это не вседозволенность, а строгое соблюдение процедуры. Демократизаторы российской общеобразовательной школы перепутали понятия «дисциплина» и «вседозволенность». Обратите внимание на маленький штришок: на уроках в современной школе достаточно многих учителей можно слышать оглушительный крик учителя. Не верите? Спросите у своих детей или пройдитесь по школьному коридору во время урока. Почему всё чаще и чаще на уроке слышится крик учителя? Это крик отчаяния и бессилия. У учителя нет другого инструмента для приведение в чувство некоторых учащихся. А в советской школе такие инструменты были. Это были «октябрятские звёздочки», пионерские отряды, советы дружины, школьные учкомы… и не только они. В школе были, в конце концов, и педсоветы. Педсоветы вроде бы есть и сегодня. Только это уже далеко не те педсоветы. Нынешние педсоветы – это кастрированные органы, которые функцию управления (самоуправления) выполнять не могут, т.к. не позволяет законодательство. Они – бессловесный придаток бюрократического аппарата невероятно разросшегося педагогического чиновничества.
Когда же мы, наконец-то, откроем свои глаза? В необходимости немедленного проведения реформы общеобразовательной школы сомнений нет и не может быть. Школа в коматозном состоянии, несмотря на бодрые заявления чиновников всех рангов. Реформу школы необходимо начинать с наведения реального дисциплинирования. Это дисциплинирование необходимо начинать не с ужесточения бессмысленного, мелочного, всепоглощающего и унижающего достоинство учителя контроля со стороны чиновников, а с уравнивания не только прав, но и обязанностей всех субъектов учебно-воспитательного процесса и ограничения террора чиновников. О терроре педагогических чиновников пишу не для красного словца. Это – суровая реальность.
Нынешняя российская школа погрязла в лицемерии и, мягко говоря, в фальсификации реального положения дел. Нарушения дисциплины на уроках носят массовый характер. Отдельные ученики откровенно третируют учителей и одноклассников своим девиантным поведением, а реальных законных мер противодействия этому поведению у учителей и администраций школ нет. Законодатель об этом «забыл» побеспокоиться. Мобильные телефоны, планшеты стали серьёзной проблемой на уроках. Падение интереса к получению знаний, нежелание учиться катастрофическое. При этом давление со стороны педагогических чиновников только возрастает, а потому учителей принуждают идти на сделку со своей совестью и завышать отметки ради «красивой отчётности». Поставить ученику «2» за четверть или за год – это «самоубийство» для учителя и повод обрушить на себя гнев администрации школы, родителей и чиновников. Поэтому число принципиальных учителей, которые реально думают о будущем своих учеников и страны, стремится к нулю. Советь учителя ежеурочно подвергается насилию. И это происходит на глазах учеников, и они об этом прекрасно осведомлены, а часть учеников этим откровенно пользуется.
Между тем решение этих проблем не так уж и сложно. Для этого необходимо в закон об образовании внести несколько разумных поправок, которые не нарушают прав субъектов учебно-воспитательного процесса (ученики – учителя - родители), но уравнивают их не только в правах, но и в обязанностях. Ныне родители несут минимальную ответственность за поведение и учёбу своих детей. Это недопустимо. Предлагаю внести в закон следующие поправки:
•легализовать отметки любого достоинства и до предела чётко определить критерии их выставления;
• запретить требовать от руководства школ отчётность по успеваемости. (Видеть, как губернатор отчитывается перед Президентом страны об успеваемости в регионе стыдно и смешно: всем известно, что это 100% «липа»);
•предусмотреть право педагогических коллективов принимать решение об оставлении на повторный курс учеников, показавших неудовлетворительные знания по базовым учебным предметам, при этом повторный курс должен проходить только за счёт родителей неуспевающего ученика;
•предусмотреть эффективные меры административного воздействия на родителей, чьи дети систематически нарушают дисциплину на уроке и в неурочное время.
В современном мире для выживания и развития любого этноса человеческий фактор является определяющим. Ещё в XIX в. известный немецкий политик заявлял, что тяжёлую войну с Францией Пруссия выиграла благодаря прусскому учителю. Задачи, стоящие перед Россией может решить только новое образованное и воспитанное поколение россиян. Сформировать их может только освобождённое от гнёта чиновников учительство. Дайте свободу учительству!
Но тут возникает проблема гражданской позиции самого учительства. До каких пор учительство будет ждать приход «доброго царя»? Может учительству самому необходимо побеспокоиться о своём собственном освобождении от «крепостной зависимости» от чиновничества?