«Чтобы зрение было хорошим» (Игровой практикум).



Классный час
«Чтобы зрение было хорошим»
(Игровой практикум).
Цели и задачи классного часа:
привитие навыков здорового образа жизни;
знакомство второклассников с основными правилами ухода за глазами и сохранение хорошего зрения;
формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.
Оборудование
           Разноцветные предметы (белые, чёрные, красные, зелёные и т.д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга.
           Электрическая лампа (настольная); чистые и закопчённые стёклышки. Вилка, ножницы, ножик, иголка.
           Картинки: лётчик в кабине самолёта, пограничник, шофёр за рулём автомобиля.
           Для игр – набор рожков и ракушек (столовых), две тарелки, два карандаша с привязанными за шнур детскими игрушками на колёсиках, несколько сосновых шишек.
           Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зрение», «Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений» («Берегите глаза»).
 
Ход классного часа
 
1.     Беседа о сохранении зрения.
Согласно современным научным исследованиям, развитию близорукости способствует комплекс причин:
внешние факторы, условия жизни и работы;
качество питания;
общее состояние здоровья, а также некоторые перенесённые заболевания;
несоблюдение правил личной гигиены (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком расстоянии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т.д.);
наследственное предрасположение человека.
      - Какую роль играют глаза в нашей жизни?
        (При помощи глаз мы узнаём цвет предметов, форму, размеры предметов; 
        наблюдаем за движением людей, животных, птиц, автомобиля. Глаза служат
        для того, чтобы видеть всё, что находится и делается вокруг нас, читать, писать,
        выполнять другие разные работы).
     - При помощи глаз мы познаём окружающий мир. Зрение надо беречь. Испорченное
       зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.
      - Отчего может испортиться зрение?
      (Зрение ухудшается от плохого освещения. От работы при таком освещении глаза
       быстро устают; если мы низко наклоняемся при чтении и письме).
      - Для того, чтобы сохранить хорошее зрение, важно, чтобы мы всегда
        занимались при достаточном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать,
        рисовать в сумерках, при слабом свете.
        Для того, чтобы тетрадь и книга были хорошо освещены, надо ставить стол
        поближе к окну. При занятиях вечером лучше пользоваться настольной лампой,
         но, кроме того, надо оставлять включённым и общее освещение комнаты.
      - С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях?
        (С левой стороны).
      - Правильно. Если окно или лампа будут находиться справа или сзади от нас, то
        на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или головы, и таким образом
        тетрадь будет освещена недостаточно. Если лампа будет находиться на столе
        спереди, то много света будет попадать прямо в глаза ( при отсутствии
        абажура яркий свет будет слепить их). Кроме этого для хорошего освещения
        комнаты в дневное время важны чистые стёкла окон, а для хорошего освещения
        комнаты в вечернее время - чистые  ламповые стёкла.
        Опыт. Рассматривание строчки в книге через  чистые и закопчённые стёклышки.
      - На каком расстоянии от глаз должна находиться тетрадь? Как мы проверяем это?
        (По длине руке от локтя до кончиков пальцев).
      - Верно. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего
        читать и писать, и при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.
        Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего.
        Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном. Нельзя
        читать лёжа. Когда читаешь лёжа, трудно держать книгу в удобном для глаз
        положении и на нужном расстоянии, книга плохо освещается. Из – за этого
        глаза утомляются, зрение всё больше и больше портится. Вредно также
        читать очень долго без перерыва. Надо делать перерывы (примерно через        каждые 30 минут), чтобы дать отдых глазам.
2.    Игровая разминка.
 - Вы немного устали, и, чтобы убедиться в полезности нашего разговора, мы
   поиграем в две весёлые игры. Разбейтесь на две команды. Итак…
Игра «Меткий выстрел»
   Участвуют по два человека от команд. Задача первого – наматывать на карандаш
   длинную верёвку, к концу которой привязана машинка.
   Задача второго – с определённого расстояния попасть в эту мишень шишкой, при   этом мишень, в которую целится игрок, передвигает представитель команды
   соперников.
Игра «Сортировщик»
   Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 м.
   У «головы» и «хвоста» каждой команды стоит по стулу. На стульях по тарелке, в   две из которых насыпаны ракушки и рожки.
   Одна команда выбирает из своей смеси рожки, оставляя ракушки на тарелке,
   другая – наоборот. Первый участник передаёт выбранное пригоршнями по
   цепочке. Команда, наполнившая первой вторую тарелку, становится победителем.
3.    Беседа «Как беречь глаза?»
 - Глаза необходимо беречь не только от переутомления, от ослабления зрения.
   Ещё важнее оберегать глаза от заболеваний и повреждений.
 - Отчего могут заболеть глаза?
   (От грязи, от того, когда мы трём глаза пальцами, вытираем их грязным   полотенцем или чужим полотенцем, носовым платком)
 - Правильно. Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно
   смотреть на свет. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению
   зрения. Если глаза заболели, надо как можно быстрее обратиться к врачу.
   Некоторые дети теряют зрение – слепнуть на один или два глаза – при   неосторожном обращении с острыми предметами, во время озорных и опасных
   игр, при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и
   т.д.
   Когда держите в руках острые предметы, карандаш, вилку, ножницы (показ   этих предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать
   с ними в руках. Если вы, дети, споткнётесь и упадёте, то можете нанести
   этими предметами увечье себе и другим.
   Все острые предметы – не игрушки, ими нельзя забавляться.
4.    Работа в группах.
   -Объединитесь в группы по желанию, кто с кем хочет, распределите роли, не
    забывайте о соблюдении правил групповой работы и сформулируйте правила
    охраны собственного зрения.
    Проверка групповой работы.
Правила охраны собственного зрения.
Не ставьте карандаши и ручки остриём кверху.
Не стойте слишком близко к человеку, который чинит карандаш, строгает
    ножом, работает ножницами, шьёт.
  Не играйте с рогатками, самопалами и в другие игры, при которых есть
    опасность повредить глаза.
  Будьте осторожны с петардами!
  Не поддавайтесь на приманку сделать и взорвать «бомбочку»! Всегда
    помните, что взрыв может испортить вам зрение на всю жизнь!
  Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений; такие игры могут
    довести до большой беды вас и ваших товарищей.
  Не смотрите долго телевизор и не играйте часами в компьютерные игры.
  Не смотрите на прямые солнечные лучи или яркий свет.
  Читайте только сидя и держите книгу на расстоянии от глаз.
  При попадании в глаза пылинки не трите глаза грязными руками, а промойте
    проточной водой.
5.    Подведение итогов классного часа.
- С чем мы сегодня познакомились?
- Что полезного узнали?
- Какие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений вы должны
  выполнять?
Детям раздаются памятки
Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений.
1. Не трите глаза руками, носовым платком.
2.     Вытирайте лицо только чистым полотенцем.
3.     Осторожно обращайтесь с острыми предметами.
4.     Не играйте в опасные для глаз игры.
5.     Если глаза засорились или заболели, немедленно обращайтесь к врачу.
Как сохранить хорошее зрение
1.     Занимайтесь при хорошем освещении.
2.     Книгу или тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз.
3.     Не читайте лёжа.
4.     При чтении делайте каждые полчаса перерыв и делайте гимнастику для глаз.