Повышение профессионального уровня педагогических работников и Профессиональный стандарт педагога


Повышение профессионального уровня педагогических работников и Профессиональный стандарт педагога03.2014 Применение профстандартаОпределение трудовых обязанностейОпределение соответствия занимаемой должностиСертификация квалификацийОпределение уровня профессионального действияАттестацияОплата труда Перенос сроков внедренияВнедрение ПС планируется перенести с 1.01.2015 на 1.01.2018 (по инициативе Профсоюза, с поддержкой Минобрнауки и Минтруда) Перенос сроков внедренияВ соответствии с п. 2 приказа Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта ПСП применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, подчеркивается, что требования профстандарта педагогического работника не соответствуют текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие обучающихся; основные профессиональные образовательные программы подготовки будущих педагогов содержат разрыв между содержанием, технологиями и образовательными результатами.В связи с этим Комплексная программа предусматривает переход образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта педагога в течение периода с 2014 по 2020 годы.Реализация Комплексной программы включает в себя следующие мероприятия: - проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога (2014 - 2020 г.); - разработку, апробацию и внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога (2015 - 2018 г.); - разработку и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта педагога (2015-2018 г.); - обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015 - 2020 г.). Обязательное применение с 1 января 2015 года профессионального стандарта педагога в той форме, в которой он утвержден, без соответствующего правового сопровождения в виде методических рекомендаций, которые также еще не разработаны, на практике не представляется возможным.Кроме того, без апробации профессионального стандарта педагога в образовательных организациях, без обновления основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, без изменения содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки», а также без предварительной подготовки специалистов соответствующего уровня, которые, обеспечат обучение, повышение квалификации и переподготовку самих педагогических работников с целью соответствия уровня их подготовки современным квалификационным требованиям, обязательность применения с 1 января 2015 г. организациями, осуществляющими образовательную деятельность, профессионального стандарта педагога вызовет многочисленные коллизии правового характера.  Комплексная программа5Руководитель комиссии Минобрануки России Н.В.Третьяк (приказ 151 от 28 февраля 2014)4 направления: апробация и внедрение профессионального стандарта педагога (ЕА Ямбург)эффективный контракт (ГВ Андрущак)модернизация педагогического образования (ВА Болотов)повышение статуса и престижа профессии педагога (ПГ Положевец) 28 мая 2014 года. № 3241п-П86 Сайт7 ФГОСПрофстандартПодготовка (ПК и ПП) учителя ФГОС и ПССтатья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. КТ и ПССтатья 46. Право на занятие педагогической деятельностью1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. ОА и ПССтатья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ4. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля Виды ПС педагогаСтандарт свойств (качеств)Стандарт деятельности (Ямбург)Стандарт – ориентир (Ямбург)Стандарт – минимум Базовая структура ПСОбобщенные трудовые функцииТрудовые функцииТрудовые действияЗнания Умения Уровни и диапазон трудовых действий{4C3C2611-4C71-4FC5-86AE-919BDF0F9419}0 (б)123ТД 1ТД 2ТД 3ТД 4ТД 5…Трудовые обязанностиОпределение уровня ТДОпределение соответствия Апробация ПС 2014 - 2017 Ожидаемые результатыРегиональные моделиРегиональные проектыИзменения в НПБ (федеральная, региональная, муниципальная, организации)Создание НПБ (федеральная, региональная, муниципальная, организации) Апробация16Региональный ОУОИПК/ИРОПедагогические вузыДетские садыШколыКвалификационные требования (справочники)Профессиональные стандарты ЦОКО Задачи контракта (2014-2015)17МГППУРазработка и апробация пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога (документы для: кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления)Разработка и апробация методических рекомендаций для руководителей общеобразовательных организаций по формированию должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога Провести дифференциацию остальных уровней профессионального стандарта педагога, определив количество таких уровней, состав профессиональных действий специфичных для каждого уровня, а также необходимые знания и умения Задачи контракта (2014 - 2015)18Разработать и апробировать методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестацииРазработать нормативную правовую базу аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагогаРазработать методические рекомендации по организации аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагогаРазработать содержание, инструментарий, нормативно-правовую документацию и методические рекомендации по итоговой аттестации квалификации обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, (профессиональный экзамен) на основе требований профессионального стандарта педагога Условием контракта является работа со стажировочными площадками по апробации профессионального стандарта Что сделаноНаправление 1. Разработка концепции и модели поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога, а также содержания поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога, включающие перечисленные ниже компоненты (срок выполнения – июль 2014 года). описание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям и субъектам российской федерации, которые примут участие во внедрении профессионального стандарта педагога; педагогическим вузам и центрам повышения квалификации;описание механизмов своевременного информирования органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога; описание государственно-общественного механизма управления внедрением профессионального стандарта педагога, в том числе при условии участия в процессе внедрения общественных ассоциаций учителей; описание механизмов разработки перечня должностей (профессий) работников образования;описание механизмов поэтапного внедрения на базе 21 стажировочной площадки стандарта профессиональной деятельности педагога.описание дифференциации уровней профессионального стандарта педагога, состав профессиональных действий; описание требований к списку профессиональных компетенций выпускника педагогической программы и предложения к модернизации программ подготовки педагогов; описание профессиональных компетенций педагога, отражающих специфику работы в начальной школе;описание профессиональных компетенций педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающих специфику работы в дошкольной образовательной организации; описание системы установления соответствия компетенций педагога содержанию профессионального стандарта, технология и инструментарий оценки соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта педагога;описание содержания, инструментария, нормативных правовых основ и методических рекомендаций по оценке и самооценке педагогами своей квалификации в соответствии с выделенными уровнями профессионального стандарта педагога;описание новых моделей процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта педагога, предложения по изменению нормативной правовой базы процедуры аттестации и методических рекомендаций по организации аттестации на основе профессионального стандарта педагога;методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по формированию должностных обязанностей педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта педагога и состава его профессиональных действий;описание предложений по изменению перечня должностей педагогических работников, их группировке в профессионально-квалификационные группы с учетом состава трудовых функций и профессиональных действий стандарта;описание предложений по новым персонифицированным моделям повышения квалификации работающих педагогов с учетом определенного дефицита компетенций в соответствии с выделенными уровнями профессионального стандарта. Что сделаноНаправление 2. Организация и проведение на базе 21 стажировочной площадки общественно-профессионального обсуждения содержания поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога, срок выполнения – август 2014 года. Разработан пакет материалов, включающий рекомендации по организации общественно-профессионального обсуждения на базе стажировочных площадок, концепцию и модель поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога, оценочные листы для проведения опроса педагогических работников о содержании представленных материалов. В общественно-профессиональном обсуждении приняли участие более 1900 участников – педагогических работников, работодателей, представителей профессиональных союзов и ассоциаций, родительской общественности из 22 субъектов Российской Федерации. Общественно-профессиональное обсуждение содержания поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога на базе региональных стажировочных площадок было поддержано консультационно-методическим сопровождением.