Методические рекомендации по использованию технологии «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
Данная педтехнология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» – ЧПКМ. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл, является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Переложенные на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
- Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
- Роль педагога – быть вдумчивым помощником, стимулируя обучающихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
- Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы обучающиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
- Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учащихся столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере им знакомы дискуссии и обсуждения.
Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а планомерный поиск ответов.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если обучающийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось непонятно, для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим учащимся. Постановка обучающимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого обучающегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Учащийся получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером обучаемого в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в «Материалах для практических заданий». Комбинируя их, учитель может планировать занятия в соответствии с уровнем знаний и направленностью учащихся, целями занятия и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить учащихся применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Характеристика методик и техник в рамках
технологии критического мышления
(по материалам семинаров Института «Открытое Общество»)

1. Инсерт (этап осмысления).
Во время чтения текста учащиеся должны делать пометки на полях. Пометки должны быть следующие:
V – данная информация соответствует тому, что вы знали раньше или думали, что знаете;
(+) – то, что вы читаете, является для вас новой информацией;
(–) – то, что Вы читаете, противоречит тому, что вы знали раньше или думали, что знаете;
(?) – то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.
Примечание: совсем не обязательно помечать каждую строчку. Ученик сам (!) должен разбить всю информацию на тезисы и пометить только каж-дый тезис. Данная работа тоже является содержательным анализом статьи, и, очевидно, ее должен выполнить сам учащийся. После окончания чтения и маркировки текста ученикам дается задание заполнить маркировочную таблицу. Маркировочная таблица представляет собой таблицу из четырех колонок, каждая из которых соответствует одному из значков, описанных выше.
Потенциал: позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; дает возможность ученику классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения (по значкам), является подготовкой к составлению маркировочной таблицы.



2. Взаимоопрос (этап осмысления).
Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы относительно прочитанного. Важно, чтобы эти вопросы носили не поверхностный, а глубинный характер: были направлены в суть новой информации, имели проблемный характер. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, ученики переходят к следующему.
Потенциал: достижение высоких результатов обучения и глубокого постижения материала, повышение внимания, высокий уровень учебной мотивации.


3. Зигзаг (этап осмысления).
Перед семинаром преподаватель дробит текст на несколько смысловых кусков. Каждый фрагмент желательно сопроводить экспертными вопросами, направленными на воспроизведение сути сообщаемой в данном фрагменте информации. Во время семинара преподаватель делит всех учащихся на несколько рабочих групп. Нужно, чтобы количество членов в группе равнялось количеству смысловых фрагментов текста. Желательно, чтобы количество участников в группах не превышало 7 человек.
Преподаватель сообщает, что в данной рабочей группе ученики будут работать на завершающем этапе, а сейчас им предстоит разбиться на экспертные группы. Самый простой способ такого распределения – попросить учащихся рассчитаться в группе от 1 до 7. Затем первые номера собираются в отдельную группу, вторые – в отдельную и так далее. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом текста. Сначала они читают его индивидуально, затем пытаются ответить на вопросы и обсуждают, как это содержание лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Когда работа в экспертной группе закончена, учащиеся возвращаются в свои рабочие группы. Здесь каждый участник последовательно объясняет своим товарищам свой фрагмент содержания и отвечает на их вопросы. В результате группа должна выработать общие представления обо всей теме и доложить их потом на всю аудиторию.
Потенциал: организует процесс самообучения и взаимообучения, дает возможность ученикам поработать в различных группах и побывать в различных позициях, задействует все способы получения новой информации (чтение, слушание, обсуждение, творческая интерпретация).


4. Кубик (этап осмысления).
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это (опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики). 2. Сравни это (на что это похоже и от чего отличается?). 3. Проассоциируй это (что это напоминает?).
4. Проанализируй это (как это сделано и из чего состоит?).
5. Примени это (что с этим можно делать? Как это применяется?).
6. Приведи «за» и «против» (поддержи или опровергни это).
Ученики делятся на группы. Преподаватель бросает кубик над каждым столом, и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Потенциал: позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.





5. Кластер (этап размышления).
В центре листа пишется ключевое слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (соединять их черточками). Нужно выписать столько идей, сколько придет в голову, пока не закончится время или не будут исчерпаны все идеи. Важные правила: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей; проверять орфографию – не надо. Не надо останавливаться до того момента, пока не кончится время: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно даже перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.
Потенциал: задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого учащегося (до, во время и после общего обсуждения), дает возможность преподавателю получить «обратную связь» от каждого учащегося.



6. Выходная карта (этап размышления).
В конце урока учитель просит учащихся на маленьких листочках записать 3 тезиса.
Первый: «Самая важная идея данного занятия».
Второй: «Самая спорная мысль занятия».
Третий: «Идея, которую я хотел бы обсудить на следующем занятии».
Данные пункты могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Важно только, чтобы не терялась идея «выходной карты»: ученик подводит содержательный итог (резюме) всему занятию.
Потенциал: тренирует умение находить и формулировать проблемы, определять самому дальнейшие содержательные ходы; дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.


7. «Двойной дневник» (этап осмысления).
Двойной дневник выполняется следующим образом: страница делится пополам вертикальной чертой. В первой колонке студенты записывают фрагменты текста (цитаты, ключевые события, основные тезисы, центральные понятия и т.д.), во второй – собственные размышления по их поводу (понимание, интерпретацию, субъективное отношение, ассоциации и т.д.). Важно зафиксировать следующую принципиальную идею: первая графа
это всегда фрагменты текста, вторая – собственные мысли пишущего, его содержательное отношение к данному фрагменту. Фактически, двойной дневник – форма диалога автора и читателя.
Потенциал: тренирует умение вычленять из текста цитаты, вырабатывает навык их интерпретации (понимания), способность формулировать и аргументировать собственную позицию.


8. ЗХУ (все три этапа).
Работа имеет следующие этапы:
1. Заполнение графы «Знаю» (сбор всей информации, имеющейся у учащихся по данному вопросу).
2. Определение категорий, по которым распределяется вся имеющаяся информация (графа «Категории знания»).
3. Заполнение графы «Хочу узнать» (вопросы к тексту).
4. Чтение текста.
5. Заполнение графы «Узнал» (ответы на поставленные вопросы).
6. Возвращение к графе «Хочу узнать» и выделение тех вопросов, от-веты на которые не получены.
7. Заполнение графы «Источники информации», где называются те ис-точники, из которых учащиеся смогут почерпнуть недостающую информацию.
Потенциал: организует все 3 стадии понимания (наглядно фиксирует все этапы «моего пути»), тренирует навык формулировки вопросов, умение классифицировать информацию; является одной из форм составления конспекта статьи (фиксация способствует запоминанию, организует рефлексию и постановку целей на будущее).


9. Концептуальная таблица (осмысление, размышление).
Таблица используется в тех случаях, когда предполагается сравнительный анализ двух или более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Первый этап работы – определение тех параметров, по которым будет проводиться сравнение объектов. Далее – групповая, парная или индивидуальная работа по заполнению таблицы.
Потенциал: формирует умение вычленять критерии сравнения и проводить сравнительный анализ объектов, организует осмысление текста, является одной из форм составления конспекта статьи.


10. Синквейн (размышление).
Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Преподаватель называет тему для синквейна. Каждому ученику дается 5 минут, чтобы написать свой синквейн. Далее можно объединить учащихся в пары, с тем чтобы они озвучили и обсудили свои синквейны. Можно обнародовать синквейны сразу на группу или на весь класс.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.
3. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая показывающая личное отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним темы, подчеркивающий ее суть.
Потенциал: является «простейшей» стихотворной формой: тренирует способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные слова для выражения своей мысли, позволяет в художественной (личност-ной, творческой) форме «удержать», воспроизвести содержание занятия; тренирует навык различения смыслов.


11. Чтение с остановками (осмысление).
Предварительно учитель делит текст на несколько частей. Основания такого деления могут быть разные. Текст делится на сюжетные эпизоды (со-бытия). Процесс чтения дробится: от остановки до остановки. Перед чтением преподаватель может задать вопрос: «О чем будет текст?». Свои прогнозы учащиеся основывают только на знании заглавия. Далее читается первый фрагмент. После этого преподаватель может спросить о том, чьи прогнозы оправдались, а чьи нет, и что будет дальше. Желательно все время следить за тем, чтобы ученики «не уходили» от текста, не фантазировали, а интер-претировали уже имеющиеся в тексте знаки и смыслы. Затем читается следующий фрагмент, делается остановка – и так до конца текста.
Потенциал: дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста, дают материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста, организует процесс параллельного обсуждения текста и собственного его восприятия, позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным.






Источники

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.
Карабанова О.А. Универсальные учебные действия (электронный ресурс). –http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250.































Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – С. 27.
.







Заголовок 3 Заголовок 415