Урок (с применением критического мышления через чтение и письмо) Рассказ Никиты Егорова «Хроника одного пасмурного дня»


Урок (с применением критического мышления через чтение и письмо) Рассказ Никиты Егорова «Хроника одного пасмурного дня» Подготовила учитель русского языка и литературыМБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ п. Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области Лидия Николаевна Белая п. Биокомбината, 2016г . Тип урока: работа с художественным текстом по методике критического мышления «Чтение с остановками» Цель: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций. Образовательные:- повторить «Модель работы читателя с текстом«, роль прогноза, установки и диалога с текстом; -познакомить учащихся с рассказом Никиты Егорова «Хроника одного пасмурного дня»;-путём анализа рассказа Никиты Егорова «Хроника одного пасмурного дня» углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев); Развивающие:развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;развивать самостоятельную деятельность;развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;развивать умение оценивать художественное произведение;развивать критическое мышление у учащихся.Воспитательные: воспитывать интерес к чтению; формировать умения работать в коллективе; уметь четко и логично излагать свою точку зрения. воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом. УУДПознавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.Регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Прочитайте название рассказа, запишите тему урока в тетрадь («Рассказ Никиты Егорова «Хроника одного пасмурного дня»).- Проанализируйте заголовок, используя приём «Сосуд ассоциаций». - Какие ассоциации у вас вызывает слово «хроника»? I. Этап. « ВЫЗОВ». 1. Смысловой анализ заголовка (приём «Сосуд ассоциаций»).

2.Ассоциации. Прогнозирование содержания рассказа по заголовку ( приёмы «Дерево предположений» и «Ромашка Блума»). - Попробуйте сформулировать те вопросы, которые возникают у вас до чтения.   - Как вы думаете, что может быть в рассказе с таким названием? II.Этап. «Чтение и осмысление текста».Чтение экспозиции рассказа.(Первого смыслового фрагмента). От слов «Я стою на остановке возле своего дома…» до слов «Но об этом уже поздно беспокоиться, за оставшийся час не выучить многолетнюю школьную программу, как бы мне этого ни хотелось» . -Что интересного в этом фрагменте? -Не возникло ли у вас вопросов?-О чём размышляет герой рассказа?-Что его беспокоит? -Почему, по каким словам мы понимаем? -Какое настроение создаётся при чтении этого фрагмента?-Как происходит представление героя? - Что будет дальше?



Чтение второго смыслового фрагмента рассказа. От слов «Вижу школу. Вот и знакомые лица одноклассников…» до слов «Окружающие меня выпускники ничуть не стесняются пользоваться несовершенствами системы и выходят в туалет один за другим».- Что из ваших предположений сбылось? -Поставьте свои вопросы к прочитанному фрагменту рассказа. - Какие чувства испытал герой перед экзаменом? - Как вы думаете, что может произойти дальше?


Чтение третьего смыслового фрагмента. От слов «Идет третий час экзамена…» до слов «Какая там проблема текста, когда передо мной только что возникла проблема жизни. Маленькая трагедия». -Что из ваших предположений сбылось? -Что хочет сказать автор предложениями: «Все сидящие в аудитории встрепенулись. На мгновение каждый испугался за себя, но через секунду все уже повернулись к источнику звука». {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}

Охарактеризуйте состояние выпускников. Чем резко испортилась доброжелательная атмосфера экзамена ?- Какие детали символизируют напряжённость, неприятность этого момента? Какие у вас возникли ощущения от чтения этого фрагмента? Испытываете ли вы те же чувства, что и герой рассказа? Что будет дальше?


Чтение четвёртого смыслового фрагмента. Составление кластера. От слов «Но надо продолжить сочинение…» до слов «Нет, не считают, нет, нет… – слезы душат девочку, она не может говорить». -Что из ваших предположений сбылось?-Что заставляет героя поступить именно так?- Как вы думаете, почему герой отправился за девочкой? -Что заставило его поступать именно так?-Как это его характеризует?


Задания для групп- Найдите слова, характеризующие состояние мальчика ( кластер - мальчики о девочке).-Опишите состояние девочки в чёрном платье. (кластер - девочки о мальчике). -Почему он медлит со словами утешения?-Что будет дальше и почему? Девочка в чёрном платье отчаявшаясябезысходность положениязаплаканная испуганная удивленнаяДевочка в чёрном платьечувствует страх крушение надежд разочарованная растерянная Кластер Мальчик грустит переживает не решается действовать сожалеет о случившемся сочувствует  тревожится сомневается  жалость желание помочь     Мальчик Чтение пятого смыслового фрагмента. От слов «Вдруг удар.Телефон разлетается,ударившись о стену…»до слов «И зачем ей кричать? Она успеет спрыгнуть до того, как я подойду». Чтение пятого смыслового фрагмента. -Что из ваших предположений сбылось? -Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг». Ожидали ли вы такого поворота? -Что заставило героя поступить именно так? - Предположите, как будут развиваться события в финале?-Чем закончится рассказ? От слов «Я в растерянности. Холодок пробегает по моему телу…» до слов «Падаю и бьюсь затылком о мокрый асфальт». Чтение шестого смыслового фрагмента рассказа. -Что означают последние слова: «Как все удачно вышло... »?- Оправданы ли действия героя?
III.«Обобщение и рефлексия». 1.Итоговая беседа (приём «Ромашка Блума»).-Какие чувства испытывает герой после случившегося? -О чем этот рассказ? -А чему учит он нас? -Что из ваших предположений сбылось?

2.Формулирование темы урока. (приём «Корзина идей». -Теперь давайте сформулируем окончательный вариант темы нашего урока. Случай на экзамене. История одного дождливого дня.Летопись одного несчастного дня.А всё могло бы быть и иначе!Маленькая трагедия – большое несчастье. – выбираем заключительное предложение. Тема урока «Маленькая трагедия – большое несчастье» (по рассказу Никиты Егорова «Хроника одного пасмурного дня»).


-Ваши чувства и мысли по отношению к рассказу Никиты Егорова, его проблемам, героям изложите в форме синквейна.Задания для группСХЕМА СИНКВЕЙНА___1______1______2______1______2______3_______1______2______3______4______1___ СИНКВЕЙНПервая строка - одно ключевое слово - существительное (тема);Вторая строка - два определения – прилагательных к нему, заключающих существенные признаки;Третья строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом;Четвёртая строка - фраза из четыре слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту ; Пятая строка –  одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.  


3.Составление синквейна.I.Случайпоучительный, трагическийволнуется, сопереживает, спасаетРоль случая в жизни человека.Маленькая трагедия?II.Событиепасмурный, неожиданныйсочувствует, спасает, погибаетМаленькая трагедия – большое несчастье.Поступок
IV.Экзаменпервый, сложныйсопереживать, сожалеть, действоватьнелогичный и самый лучший поступок ОпытIII.Хрониканагнетающий, неожиданныйнервничает, радуется, погибаетОт судьбы не убежишь. огромная неудача




4.Оценивание и самооценивание.-Предлагаю каждой группе свой способ рефлексии относительно деятельности в ходе урока. У каждой группы есть карточка – помощник, воспользуйтесь ей.1группа. Назовите соответствующую фразу:1.Урок был полезен, все понятно.2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.3.Еще придется потрудиться.4.Да, трудно все-таки учиться!



2группа. Незаконченное предложение:Самым интересным для меня было …, потому что Самым скучным для меня было …, потому что …Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …Я был бы рад …, потому что …3группа. Позициональная дискуссия:Работа была плодотворной, потому что …Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …Однако мы не узнали о …Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…






4группа. Точка зрения -Выскажите свою точку зрения относительного сообщения и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.Очень хорошо.Ничему не научилсяОчень плохо. Многому научился.



IV этап. «Домашнее задание». Подготовка к итоговому сочинению в декабре (приём «Цветные поля»)).Напишите сочинение по предложенным темам:1. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»? 2.Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?3.Скучно ли жить, не ошибаясь? При написании сочинения оставьте пометы для учителя, пользуясь приёмом «Цветные поля» Приём «Цветные поля». Выполняя письменную работу, отчёркивай поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»; зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»;синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь» ИСТОЧНИКИНикита Егоров «Хроника одного пасмурного дня».- ИД «Первое сентября», журнал «Русский язык»,2015 №11.Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – www.standart.edu.ru; mon.gov.ru.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/