Внеклассное мероприятие по творчеству Сергея Есенина Несказанное, синее, нежное…


Литературно - музыкальная композиция по творчеству С. А. Есенина
"Несказанное, синее, нежное..."
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством С.А.Есенина.
Задачи: расширять знания детей о творчестве С.Есенина; воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии; способствовать развитию внимания, памяти, воображения, расширению словарного запаса.
Оформление: презентация.
Музыкальное оформление: фонограммы песен на стихи С.Есенина.
Ход композиции.
/Звучит фонограмма песни "Забава"./
слайд 1.
Ведущий 1. "Несказанное, синее, нежное..." - тема нашего сегодняшнего мероприятия. Эти слова принадлежат С.Есенину - мастеру художественного образа, которого в полном смысле слова можно назвать поэтом-художником. Как художник мазками создаёт своё живописное полотно, так и Есенин словами рисует красочную, объёмную, наглядную картину.
Ведущий 2. У каждого человека в глубине души живёт мелодия. Будь то мелодия стихов или песен, мелодия осеннего дождя или яркого солнца, мелодия дорогих воспоминаний или близких людей. К ней человек обращается в минуты грусти, в минуты испытаний. Она помогает человеку быть самим собой, жить мечтой, она украшает его духовный мир. У многих людей таких мелодий несколько. Послушайте, и вы услышите их в себе.
1 ученик .
Он, как будто, чародей,
Превращал зарю в котёнка,
Руки милой - в лебедей,
Светлый месяц - в жеребёнка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта.
2 ученик.
Мимо склонившихся старых берёз,
лугом ромашковых женщина пала.
вышла к реке на высокий откос,
вдаль загляделась и тихо запела. женщина пела... Как хорошо
здесь на откосе дышалось и пелось,
словно душа говорила с душой,
словно Россию обнять ей хотелось.
слайд 2.
/Звучит песня "Отговорила роща золотая..."/
слайд 3.
Ведущий 1. На необъятной карте России затерялась едва приметная точка - старинное приморское село Константиново, где родился Серёжа Есенин. Здесь в первые он увидел как ломаются берёзы отражаясь в пруду. Как тоскуют тающие поля здесь, на Рязанской земле , отшумело детство поэта прошла его юность; здесь он написал свои первые стихи. И лежит без конца и без края в лесах и перелесках, среди хлебов, возле рек и озёр, оплаканная русским певцом Россия.
Ведущий 2. Из любви к родным местам, к своей "малой родины" выросло его беззаветное чувство к "большой родине" - Руси и России. "Моя лирика говорил сам Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родине основное в моем творчестве". И костёр зари, и плески волны, и необъятная небесная ширь, и красота родного края с его садами - всё это слилось в стихи, полные любви к русской земле.
Дети: 1.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзки каждой
Ножку рад поцеловать.

2. Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвенных.
3. Неприглядная дорога,
Да любимая на век,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
4. Здравствуй, злотое затишье,
С тенью берёзы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде .
5. Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда.

6. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
слайд 4.
Ведущий 1. "Малая родина" поэта была неиссякаемым источником вдохновения здесь, в Константинове, всё было мило сердцу Серёжи: у него в душе "звенит тальянка" , а сердцем он учится "цвет черёмух в глазах беречь".
Дети:
1. Идёт рассвет из-под Рязани,
И тает месяц запятой...
"Ах, мальчик с синими глазами,
А, золотистый, золотой".
2.Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто-часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавы рот:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт".
слайд 5.
Ведущий 2. Село Константиново привольно раскинулось на берегу реки Оки."Местность на Оке очень живописная. Здесь река огибает возвышенное плоскогорье, выступающее по направлению к востоку крутым обрывистым мысом над заречной низменностью, состоящих из обширных и превосходных лугов". Особенно поэт любил бывать а лугах во время сенокоса.
слайд 6.
Ученик.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как чёрна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купарей.
/Фонограмма "Сыпь, тальянка"/.
слайд 7.
Ведущий 1.
Не сосчитать, сколько зим, сколько лет
В вечность ушло с той поры, как отсюда
Также глядел синеглазый поэт -
Родины нашей светлое чудо.
Ведущий 2. Кто мог бы представить, глядя на деревенского паренька, что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России. Но где бы Есенин ни жил, везде и всегда вспоминал родные места, часто наведывался в отчий дом. "Хорошо в Питере, -говорил он друзьям , - а здесь в миллион раз лучше. Навсегда сохранил Есенин светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.
Дети:
1.Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшими в сумрак года.
2.Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет седина
У отца пролилась в бороде.
3.Что поёт теперь мать а куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю - багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.
/Фонограмма "Письмо к матери"/
слайд 8,9.
Ведущий 2. От отца Есенин уналедовал светлые волосы, глубокие выразительные глаза, то грустные и печальные, то тёплые и лучистые, неплохой музыкальный слух; от матери - независимость, добросердечие, хорошую память, умение читать стихи. Поэт любил своих родных. Много стихов он посвятил своей маме, сестре, деду, бабушке. Он читал их в доме, куда стремился всей душой.
слайд 10.
Ведущий 1. Дом Есенина - это воплощение тепла, уюта, святой материнской любви. Дом - это историческая память, духовная колыбель, олицетворение Родины, семейного очага.
Ведущий 2 . Позже Есенин напишет:
Я знаю мир...
Люблю мою семью...
Но отчего-то всё-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
Или:
...Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
слайд 11.
/песня "Не жалею, не зову, не плачу.../
слайд 12-15.
Ведущий 2. Какие огромные душевные силы давала поэту природа! Он принёс в литературу образы родных полей, язык народа, его песни. Природа в стихах Есенина всегда живёт своей простой, целомудренной жизнью, сходной с жизнью простого человека.
Дети:
1.Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
2.Родился я с пенями
В травном одеяле,
Зори меня вешние
В радугу свивали.
3.Синий май. Заревая полынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке.
/Фонограмма "Клён..."/
слайд 16,17.
Ведущий 2. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина учат нас любить и хранить мир земной красоты. В поэзии Есенина все деревья очеловечены, природа поёт, звенит, переливается.
Дети:
1.Хвойной позолотой
Взвенивает лес...
2.В рощах по берёзкам
Белый перезвон...
3.И мне в окошко постучал сентябрь
Багряной веткой ивы...
4.Тучи - как озёра,
Месяц - рыжий гусь,
Пляшет под окошком
Буйственная Русь.
слайд 18.
5.Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
/Фонограмма "Белая берёза"/.
слайд 19.
Ведущий 1. Много стихов Есенин посвятил женщина: первая любовь поэта - Лидия Ивановна Кашина; армянская учительница - Шаганэ Тертерян; знаменитая американская балерина - Айседора Дункан; близкая подруга - Августа Миклашевская.
Ученик.
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
/Фонограмма "Шаганэ, ты моя Шаганэ.../
слайд 20.
Ведущий1. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе русских традиций. Искренним было его желание "стать певцом и гражданином...в великих штатах СССР". В нём отражается всё, что составляет сущность поэта. Это мать, родственники, родная земля. В 1914 году юный поэт писал:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Ведущий 2. Есенин остался верен этой юношеской клятве: до последних дней своей недолгой жизни он не мыслил себя, своей жизни без России.
Ученик.
Но и тогда, когда во всей планете
Пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем кратким "Русь".
слайд 21.
Ведущий 2. После смерти Есенина в село Константиново часто наведывались любители поэзии. Встречались с матерью поэта Татьяной Фёдоровной. Она почти до самой смерти жила в доме, в котором потом в 1965году был открыт музей С.А.Есенина. А в 1985году музей получил статус Государственного музея-заповедника - это один из самых популярных музеев в нашей стране.
слайд 21,22.
Ведущий 1. Стихи Есенина любит весь российский народ: они звучат на концертах, по радио и телевидению; много песен написано на стихи Есенина.
В Москве, Рязани и других городах есть памятники Сергею Есенину, улицы и бульвары носят его имя. Так люди чтят память великого русского поэта.
слайд 23.
Заключительная песня "С добрым утром".