Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству Сергея Есенина


Автор работы: Шефер Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Учебное заведение: Айыртауская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Внеклассное мероприятие,
посвящённое творчеству Сергея Есенина
Цели мероприятия:
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Сергея Есенина, вызвать интерес к его поэзии, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к Родине, матери, природе, к поэзии.Оборудование урока:
Компьютер, музыкальный центр, интерактивная доска для демонстрации слайдов к уроку.
Звучит музыка, ученик в роли С. Есенина читает стихотворение:
Всё живое особой метой
Отличается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень.
Это к завтраму заживёт…»
Ученик:
- Кто мог тогда представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы и он станет великим поэтом России…
Ученик:
-Сергей Есенин родился в 1895 году, 3-го октября в Рязанской губернии Рязанского уезда в селе Константинове. С 2-х лет жил и воспитывался в деревне, у деда по матери. И к вершинам поэзии поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства.
Ученик:
- Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Ученик:
- И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и голубая синь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края-
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля,
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом,
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодомНа лугах весёлый пляс.
Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ученик читает стихотворение:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черёмуха
Машет рукавом…
Ученик:
- Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. На его коротком веку произошло 3 войны и 3 революции. Среди крупных событий одно было исключительно для судеб России и всего мира значения – Великая Октябрьская социалистическая революция. «Суровые, грозные годы» наложили глубочайший отпечаток на его жизнь и на его творчество.
В октябрьской революции Есенин увидел осуществление извечной мечты крестьянина о воле, о справедливости, о земле с хорошим урожаем.
Ученик:
- Раздумья о судьбах Родины и её народа не могли не привести и привели поэта к Ленину. Есенин был в числе тех художников, которым удалось создать живой образ Владимира Ильича в поэзии – образ гения революции, простого, скромного человека.
Ученик читает отрывок из поэмы «Гуляй-поле»:
Была пора жестоких лет,
Нас пестовали злые лапы,
На поприще крестьянских бед
Цвели имперские сатрапы.
Монархия! Зловещий смрад!
Веками шли пиры за пиром,
И продал власть аристократ
Промышленникам и банкирам.
Народ стонал, и в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь…
И он пришёл…
Он мощным словом
Повёл нас всех к истокам новым.
Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,
Берите всё в ребячьи руки.
Для вас спасенья больше нет –
Как ваша власть и ваш Совет».
И мы пошли под визг метели,
Куда глаза его глядели:
Пошли туда, где видел он
Освобожденье всех племён…
Ученик:
- От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, от России, ввергнутой царизмом в пучину мировой войны, к России, преображённой революцией, России ленинской, советской – таков исторический путь, пройденный поэтом вместе со своей Родиной, со своим народом.Ученик:
- Вот позиция поэта – истинного сына Отечества:
Я о своём таланте
Много знаю.
Стихи – не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Ученик:
- Эта любовь настолько сильна и непостижима, что проявляется даже в стихах, посвящённых женщине:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий,
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне.
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Ученик:
- Любовь к родному краю немыслима без любви к природе. Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живёт, действует, горячо реагирует на судьбы людей.
Ученик:
Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льёт благодать.
Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
Красный костёр окровил таганы,
В хворосте белые веки луны,
Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.
Где-то вдали, на кукане реки
Дрёмную песню поют рыбаки.
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.
Исполняется песня на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Ученик:
- «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» - первая строка есенинского стихотворения, которая, пождалуй, не имеет равных по популярности. Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородному животному, представляющему отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию.
Собаке Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне,Такую лапу не видал я сроду.Давай с тобой полаем при лунеНа тихую, бесшумную погоду.Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.Пойми со мной хоть самое простое.Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,И у него гостей бывает в доме много,И каждый, улыбаясь, норовитТебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,С такою милою доверчивой приятцей.И, никого ни капли не спросив,Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостейТак много всяких и невсяких было.Но та, что всех безмолвней и грустней,Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.И без меня, в ее уставясь взгляд,Ты за меня лизни ей нежно рукуЗа все, в чем был и не был виноват
Ученик:
- Никакая любовь к Родине немыслима без любви к матери. И ей Сергей Есенин посвящает свои проникновенные стихи:
Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто xодишь на дорогуВ старомодном ветxом шушуне.И тебе в вечернем синем мракеЧасто видится одно и то ж:Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.Ничего, родная! Успокойся.Это только тягостная бредь.Не такой уж горький я пропойца,Чтоб, тебя не видя, умереть.я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом.я вернусь, когда раскинет ветвиПо-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.Не буди того, что отмечалось,Не волнуй того, что не сбылось, -Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не xоди так часто на дорогуВ старомодном ветxом шушуне.
Ученик:
- Жизнь Есенина оборвалась в декабре 1925 года. В гостинице «Англетер» Есенин покончил с собой. (Хотя до сих пор идут споры, было ли это самоубийство). Поэта не стало, но остались его стихи, а безграничная любовь к Сергею Есенину становится крепче с каждым годом.
Ученик читает стихотворение:
Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень устО, моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств!Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь...Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.
В конце мероприятия звучит песня в исполнении Александра Малинина на стихи Сергея Есенина «Мне осталась одна забава».