Конспект урока по истории в 7 классе по теме: Петр 1. Россия на рубеже веков.


Открытый урок истории в 7-м классе «Петр I. Россия на рубеже веков».
Цели урока:
Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им в будущем реформ.
Развивающая цель: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Оборудование: презентация по теме: ««Личность Петра Великого. Россия на рубеже веков»», отрывки из документов, портрет Петра Великого, эпиграф на доске, диск с записью торжественной музыки, карточки «Фрагмент династического древа Романовых» с пропусками, карточки со «схемой-крепостью» - «Уроки жизни Петра», схема на доске «Профессии Петра I».
Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие. Вступление учителя: Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нем и сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям.
2. Целеполагание, план урока: Наш урок посвящается крупному политическому деятелю России – Петру Великому!
Тема урока: «Личность Петра Великого. Россия на рубеже веков».
Сегодня мы будем:
- ставить цель урока;
- восстанавливать фрагмент;
- знакомиться с отрывками документов и сообщениями;
- изучать новые факты;
- «строить крепость»;
- подводить итоги;
- получать необычное домашнее задание.
Ребята, глядя на данную тему урока, скажите: Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся). Предположения детей можно записать на доску.
Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете? (высказывания учащихся). А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).
Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы понять, что повлияло на формирование личности Петра, какие события в его жизни можно назвать настоящими «уроками жизни», чтобы представить причины его реформ в будущем.
Если представить уроки жизни Петра как отдельные кирпичики, складывающие крепость, то получится, например, такая картина.
В течение урока Вы на местах должны будете сделать запись в каждом «кирпичике» данной крепости, наполнить ее содержанием, взвешивая все, о чем мы сегодня будем говорить, а в конце урока мы вернемся к этой крепости и сравним, что же каждый из Вас считает «уроками жизни» для Петра Великого? При чем число кирпичиков, у каждого из Вас может варьировать, если вы еще предложите какой- либо «кирпичик» - дорисуйте его снизу или сбоку крепости.
А.С. Пушкин период петровского правления назвал движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике, на доске (Учитель на фоне музыки читает эпиграф, записанный на доске):
Сей шкипер был тот шкипер славный, славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля!
2. Проверка знаний учащихся, беседа по отрывкам из документов и сообщениям.
Учитель: Дома четверо из Вас приготовили сообщения: «Детство Петра», «Юность Петра», «Азовские походы Петра», «Великое посольство», эти сообщения сегодня помогут всем нам понять, какие события в жизни Петра I повлияли на его личность и будущие реформы.
В достижении цели урока нам поможет также разминка:
А) На листочках восстановить фрагмент «династического дерева» Романовых в течение 1 минуты; проверка в парах; сверка с фрагментом на доске. (Учащиеся проверяют правильность заполнения фрагмента, сличая с заполненным фрагментом на доске, а затем сдают листочки учителю).
Б) Работа с отрывками из документов и сообщения учащихся:
Чтобы лучше понять личность Петра мы пустимся в плавание, в котором волны – это отрывки из документов, мнения историков, после обсуждения каждого документа мы выслушаем сообщение, которое один из Вас сегодня приготовил.
Итак, в плавание!
1 цитата-волна: Секретарь шведского посольства Кемпфер: «В отличие от старшего брата, младший смотрел на всех. Лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла в нем… Удивительная красота его поражала всех присутствующих, а живость его приводила в замешательство степенных сановников московских». Как Вы думаете, о каком периоде жизни Петра идет речь? (предположения учащихся). Сообщение ученика на тему «Детство Петра».
Отрывок из письма Нарышкиных: «Того же году, майя в 15 день, на Московском государстве было смятение. Стрельцы, салдаты пришли в город в Кремль во 11 часу дни з знаменны з барабаны, с мушкеты, и с копья, а сами, бегучи в город, кричали, будтто Иван да Офонасей Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича…» О чем идет речь?
2 цитата-волна: историк М.М. Богословский: «С той архангельской поры для Петра шум морских волн, морской воздух, морская стихия тянут его к себе и с годами сделаются необходимой потребностью. У него разовьется органическое стремление к морю». А сейчас о каком событии в жизни Петра, о каком периоде идет речь? (мнения учащихся). Сообщение ученика о юности Петра.
Историк Е.В.Анисимов: «Эта неудача только подстегнула его. Придала ему силы. Он имел мужество взять на себя ответственность за поражение, сумел трезво оценить собственные промахи… Представление о том, что он не просто сидит на престоле, а несет свою тяжелую службу во имя России наполняла всю его жизнь высшим смыслом, особым значением…». О каком поражении идет речь? (мнения учащихся). Сообщение ученика об Азовских походах.
4 цитата: современник: «…В его составе значились дипломаты, переводчики, волонтеры, ехавшие изучать военно-морское дело и кораблестроение, священники и лекари, слуги, солдаты и офицеры охраны, повара и даже четыре шута-карлика – всего более 250 человек. Обоз посольства насчитывал тысячу саней». Ребята, о чем идет речь? (мнения учащихся). Сообщение ученика о Великом посольстве.
В дополнение: «Повсюду он проявлял необыкновенную любознательность и часто спрашивал о том, что значительно превышало познания тех, к кому он обращался с расспросами. Многие поражались его ловкости в работе, которой он превосходил даже более опытных в деле людей».
Учитель: Почему Петр решил ехать инкогнито? (предположения учащихся). Какие профессии освоил Петр? (беседа и заполнение схемы на доске).
Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина:
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник (А.С.Пушкин).
3. Рассказ-рассуждение учителя о будущих реформах: Мы еще не проходили реформы Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, а суть реформ, их идея рождалась, где-то глубоко в личности царя, но по-разному: одни проводились обдуманно, другие несколько непоследовательно, с импровизацией, а порой чувством гнева и державная вседозволенностью. Особой строкой в политике Петра прошли войны, для ведения которых нужна была большая, хорошо вооруженная армия.
Иван Посошков писал о состоянии русского войска перед реформами Петра: «У пехоты ружье было плохое и владеть им не умели, только боролись ручным боем – копьями и бердышами и то тупыми. А если конницу посмотреть, то не то, что иностранцам, но и самим смотреть на них зазорно: у них клячи худые, сабли тупые и ружьем владеть никак не умели…».
«Побывав в составе Великого посольства в Европе Петр понял, что чтобы сделать Россию такой же богатой, сильной и просвещенной, нужно быстро, не теряя времени , перенять с Запада все, что для этого нужно: промышленность, оружие, технику, книги…Этой мечте он посвятил всю свою жизнь и ради ее осуществления он не жалел ни времени, ни денег, ни себя, ни людей, ни России…» (Е.В.Анисимов).А.С. Пушкин, спустя столетие, скажет, что некоторые их указов царя написаны кнутом… При изучении реформ Петра на следующих уроках Вы в этом убедитесь…
(Например, тягостное впечатление производил указ царя о метках, наносимых рекрутам в 1712 году:«…а для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою крест и натирать порохом. И сказать всех губерний в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торгах, кто увидит такого человека, который имеет крест на левой руке назначенный, чтобы их ловили и приводили в город. А кто такого человека увидит и не приведет, то сам записан будет в рекруты. А для образа в губернии послать начертанные руки с назначенными крестами...»
4. Итоговое обобщение «Уроки жизни Петра»: Вернемся к цели нашего урока: что же повлияло на формирование личности будущего реформатора России? Какие уроки преподнесла жизнь Петру? каждый ученик предлагает те уроки жизни – «кирпичики», которые он выделил в течение урока; происходит обсуждение, а учитель на доске заполняет схему-крепость).5. Обобщение, рефлексия:
Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся). Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся). Добились ли мы ее? (высказывания учащихся).
И в заключение хотелось бы прочесть слова историка С.М. Соловьева: «Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации…»
6. Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: П. 13, составить синквейн по Петра I отразив в нем свои впечатления по сегодняшнему уроку.
Всем спасибо за активную работу, до свидания!
Литература:
«История современной России. 1682 – 1861»: экспериментальное учебное пособие для средних школ. / Под общей редакцией В. Шелохаева, авторы Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. – М.: ТЕРРА, 1996.
Черникова Т. В. «История России. 17-18 века»: учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений/ Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Дрофа, 2002.