Разработка урока СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРИРОДЫ ТЕРРИТОРИИ


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №3 им.П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Урок географии
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.
ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРИРОДЫ ТЕРРИТОРИИ
9 класс
Учитель Бесстрашнова Н.А.
17.12.2015г.
«Северо-Западный экономический район»
Цель урока: через учебное исследование овладение системой учебных действий, позволяющих характеризовать Северо-Западный район как составную часть природного и геоэкономического пространства страны.
Задачи:
1. Продолжить формирования системы знаний, развитие умений самостоятельно организовывать процесс познания об экономико-географическом положении (ЭГП), природных условиях и ресурсах, населении и трудовых ресурсах, истории СЗЭР, работать с различными источниками геоинформиции;
2.Развивать умения обобщать, систематизировать учебный материал, создавать образ территории, презентовать результаты своего исследования;
3.Продолжить формирование экономического мировоззрения учащихся на примере данного экономического района, воспитывать умение работать в коллективе;
Оборудование: политико-административная карта России, карта «Северо-Западный экономический район, мультимедийный проектор, компьютер; для учащихся – инструктивные карты.Тип урока: изучение нового материала.
Урок проведен с использованием технологии учебного исследования.
Алгоритм учебного исследования:
1. Формирование творческих групп учащихся.
2. Обсуждение и выбор темы исследования: характеристика ЭГП района,
природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы СЗЭР.
3.Знакомство с географической литературой и ее анализ: постановка проблемы, сбор данных по изучаемой теме, подготовка презентации (сообщения) по выбранной теме.
4. Защита презентации, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, построение выводов, заключений о проблемах и перспективах развития района
5. Оценка результатов и процесса в целом (рефлексия).
В результате выступлений творческих групп учащимися во время урока оформляется проспект Северо-Западного экономического района, где фиксируются все основные черты ГП, населения и ресурсов. На основе карты учащиеся формулируют перспективы развития района. Так же большее внимание уделяется С-П – как городу федерального значения.
Ход урока
Целевая установка
Вводная работа:
Покажите на карте и назовите составные части северо-Западного экономического района.
На основании карты атласа стр.31 докажите, что это – одно из старейших мест России.
«Серебряное кольцо» России – наиболее старинные города вокруг С-П – из ДЗ
Исследование
Перед началом исследования класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаются инструктивные карты и текст стихотворения для анализа:
1 группа анализирует отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»:
Выделить из текста строчки, описывающие часть территории России. Определить ее и назвать характерные черты согласно тексту. Какие географические образы указывают на эти пункты?
Показать эти природные объекты на карте.
«На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный челнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел. И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.
Дополнительный материал к уроку (домашняя подготовка одного из учащихся) – «Изменение названия города» - 1мин.
«Население С-З России» - 1 мин.2 группа анализирует отрывок из поэм А.С.Пушкина «Медный всадник» и «Евгений Онегин»:
Выделить из текста строчки, дающие описание природных явлений в районе Санкт-Петербурга.
Расскажите, почему эти природные явления характерны именно для этого места.
« Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой….» 
«Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало; всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.

Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.

    И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне…»
Дополнительный материал к уроку (домашняя подготовка одного из учащихся) – «Катастрофические наводнения в городе» и «Белые ночи С-П» - 2 мин.
- Перед вами карта - мы видим, что у Росси есть выход в Белое море и город - порт Архангельск, почему Пётр 1 решил отвоевать часть земель на балтийском побережье?
Именно здесь на отвоёванных территориях Петр 1 приказал начать строительство нового города, который в последствии стал новой столицей. Вы знаете что город строился тяжело - местность была болотистой, приходилось осушать почву, выкорчёвывать леса. Людей не щадили, а лишь подгоняли быстрее - быстрее. Много человеческих жизней унесло строительство. В то время существовала пословица «Москва создана веками, Петербург - миллионами». Как вы понимаете её значение?
- Вспомните функции городов. Какие из них наиболее характерны для Санкт-Петербурга?
3 группа анализирует отрывок из песни А.Розенбаума «Ладожское озеро»
Какие события описывает в своих стихах певец? Почему именно Ладожское озеро стало центром воспетых событий? Какие еще озера на северо-западе России известны по подобным событиям?
В пальцы свои дышу -Не обморозить бы.Снова к тебе спешуЛадожским озером.                Долго до утра                В тьму зенитки бьют,                И в прожекторах                "Юнкерсы" ревут.                Пропастью до дна                Раскололся лёд,                Чёрная вода,                И мотор ревёт:                "Вп-р-р-раво!"                ...Ну, не подведи,                Ты теперь один             Правый.Фары сквозь снег горят,Светят в открытый рот.Ссохшийся ЛенинградКорочки хлебной ждёт.                Вспомни-ка простор                Шумных площадей,                Там теперь не то -                Съели сизарей.                Там теперь не смех,                Не столичный сброд -                По стене на снег                Падает народ -                Голод.                И то там, то тут                В саночках везут                Голых.Не повернуть руля,Что-то мне муторно...Близко совсем земля,Ну что ж ты, полуторка?..                Ты глаза закрой,                Не смотри, браток.                Из кабины кровь,                Да на колесо - ала...                Их ещё несёт,                А вот сердце - всё. Стало.
После обсуждения все учащиеся должны сделать вывод о значении С-П в жизни России.
В конце – видеоряд о достопримечательностях города.
Рефлексия
Почему С-З России – один из значимых в историческом аспекте мест России.
ДЗ – найти стихи или прозу, в которых описывается Санкт-Петербург или другие старинные города северо-западной России (прочтите их с выражением!)