Конспект урока истории Петр Первый. Россия на рубеже веков


ФИО автора: Бабенкова Юлия Михайловна
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Камелик Пугачевского района Саратовской области»
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 7
Тема урока: «Петр Первый. Россия на рубеже веков»
Базовый учебник: А.А Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец XVI - XVIII век», «Просвещение», 2012
Цели урока:
1. Дидактическая – создание образа Петра Первого в начале его правления.
2. Развивающая – развитие навыков работы с текстом учебника, историческим источником, картой, умение анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию, работать в паре, группе, индивидуально.
3. Воспитательная – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Задачи урока:
1. Дидактическая – изучить жизнь Петра, задачи, которые стояли перед Россией в самом начале его правления.
2. Развивающая - способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности; развивать умения работать с текстом учебника и историческим документом, картой, как историческими источниками; формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений; развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности.
3. Воспитательная - воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории своей страны.
Ожидаемые результаты:
Предметные: смогут назвать персоналии начала Петровской эпохи: Алексей Романов, Наталья Нарышкина, Иван, Федор, Софья, Никита Зотов, Шеин; соотносить даты и события: рождение Петра – 30 мая 1672 г., смерть Алексея Романова – 1676г., двоецарствие – 1682 – 1696г., стрелецкие бунты – 1682, 1689гг., Азовские походы – 1695, 1696гг., Великое посольство – 1697 – 1698гг.Метапредметные: смогут анализировать, сравнивать, обобщать факты и понятия, работать с текстом и историческими источниками, таблицей, картой, составлять логические цепочки, план текста, организованно и самостоятельно работать индивидуально, в парах, группах.
Личностные: осознавать себя гражданином России, адекватно выражать и контролировать свою точку зрения, аргументированно оценивать свое и чужое мнение, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, оценить положение России в сравнении с Западной Европой в конце XVII в.
Тип урока: открытие нового знания
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, доска, учебник, тетрадь
План
1. Детство Петра.
2. Двоецарствие. Регентство Софьи.
3. Азовские походы.
4. Великое посольство
Технологическая карта урока
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
1. Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Показывает на слайдах иллюстрации с новшествами при Петре I.
-Ребята, вы хотели бы узнать, благодаря кому все это появилось в России? Смотрят друг на друга и улыбаются
Смотрят слайды, отвечают на вопрос учителя
- Да! Самоопределение, нравственно-этическое оценивание Целеполагание, учебное сотрудничество
2. Актуализация знаний - Посмотрите на слайд. Кто здесь изображен?
- Знаете ли вы как Петр оказался на престоле? Он ведь был не единственным наследником?
- Алексей Михайлович, Наталья Нарышкина, их сын Петр
- Нет. СмыслообразованиеАлексей Михайлович Романов, Наталья Нарышкина, Петр Романов Анализ, синтез, обобщение
3. Выявление места и причины затруднения - Как вы думаете о чем или о ком мы с вами будем говорить?
- Что бы вы хотели узнать?
- О Петре. Учащиеся формулируют тему урока.
- Как Петр встал на престол?
-О его детстве.
- Что он сделал, когда встал на престол?Почему?Смыслообразование, целеполагание, самоопределение Анализ, синтез, учет разных мнений
4. Реализация построения проекта Выступление учащегося с докладом о детстве Петра.
Учитель делит учащихся на две группы.
- Первая группа выписывает в тетради персоналии, которые были рядом с Петром, вторая группа – кратко значимые для маленького Петра события.
Вопрос первой группе:
- Назовите людей, которые сыграли важную роль в жизни маленького Петруши?
- Назовите важные события в жизни маленького Петра
Предлагает учащимся составить кластер «Молодой Петр» Учащиеся выполняют работу.
Алексей Михайлович, Наталья Нарышкина, Никита Зотов, Софья
Смерть отца; вопрос о престолонаследии; Воцарение Федора.
Составляют кластер в тетрадях и у доски Смыслоопределение, целеполагание, самоопределение Рождение Петра – 30 мая 1672 г., детство Петра, Алексей Романов, Наталья Нарышкина, Никита Зотов, Софья, смерть Алексея Романова , воцарение Федора. Анализ, синтез, обобщение, аргументирован
ное структурирование, извлечение новой информации, выражение своих мыслей, умение работать в группах, планирование, поиск нужной информации
-Внимательно прочитайте пункт «Двоевластие. Царевна Софья», составьте план.
- С кем Петр делил престол?
- Какова роль Софьи во время двоевластия?
- Почему Софья была против Петра на престоле? Учащиеся читают, составляют план текста:
1. Провозглашение Петра царем
2. Стрелецкий бунт.
3. Установление двоевластия
4. Переезд Петра в с. Преображенское
5. Формирование потешных полков
- С братом Иваном.
- Она была регентшей при Иване и Петре
- Потому что она его боялась, была уверена, что он сильный и будет управлять страной самостоятельно.
Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание Стрелецкий бунт, двоецарствие, регентство Софьи. Анализ, синтез, обобщение, поиск необходимой информации, планирование, выделение нужной информации, моделирование5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Предлагает учащимся составить логическую цепочку от двоевластия до момента на основе текста учебника, когда Петр оказался один на престоле. Составляют логическую цепочку на доске и в тетрадях:
Бояре провозгласили 10-летнего Петра царем – Милославские подняли стрельцов против Нарышкиных – провозгласили царями Петра и Ивана – Софья – регентша – переезд Петра в с. Преображенское – прекращение дворцового обучения – получение Петром знаний от иноземцев – строительство «потешной» крепости Пресбург – обучение военному и морскому делу – создание «потешных» полков – подготовка стрелецкого восстания в пользу Софьи – переезд Петра в Троице-Сергееву лавру – переход на сторону Петра сторонников Софьи – ожидание Софьи – требование Петра править без сестры – объявление об окончании правления Софьи – заточение Софьи в Новодевичий монастырь – казнь стрельцов – начало единоличного правления Петра Смыслообразование, самоопределение Двоевластие, Царь Петр, стрелецкий бунт, заточение Софьи в монастырь, казнь стрельцов Анализ, синтез, поиск нужной информации, планирование, подведение под понятие, построение логической цепи, моделирование и преобразование моделей, достижение договоренности и согласованности общего решения
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Предлагает посмотреть презентацию учащегося об Азовских походах, проследить походы по карте, в тетради выписать причины и значение.
Ответить на вопрос: Чему научил Петра первый Азовский поход? Назвать его дату. Смотрят презентацию, выписывают в тетрадь причины и значение.
Причины:
1. историческая необходимость защиты южных границ государства от набегов крымских татар;
2. открытие выхода к черному морю;
3. укрепление своего положения на Украине.
Значение: Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны. Она является заметным примером успешного взаимодействия флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости.
- Подготовка походов ярко проявила организаторские и стратегические способности Петра. Он смог воспользоваться неудачей первого Азовского похода в январе 1695г., учел все ошибки и в 1696 году в результате второго Азовского похода крепость была взята. Самоопределение, самоорганизация, нравственно-этическое оценивание Причины и значение Азовских походов 1695 и 1696гг., Шеин, Петр Первый Анализ, синтез, умение работать в парах, подведение под понятие, достижение договоренности и согласованности общего решения, планирование, аргументированное структурирование, моделирование, подведение под понятие, извлечение нужной информации, умение самостоятельно работать с текстом и картой
7. Включение в систему знаний и повторения - Петр с детства интересовался тем, что происходит в других странах и в 1697 году отправился в Западную Европу.
Предлагает учащимся посмотреть видео о Великом посольстве http://ria.ru/history_video/20130318/927750576.html, ответить на вопрос: Почему Петр поехал под другим именем, а не как царь?
- С каким багажом Петр вернулся в Россию?
- Каково значение Великого посольства для будущего России?
На основе текста учебника стр. 102 – 103 и исторического документа выяснить какие цели не были достигнуты в Великом посольстве и что послужило причиной прерывания путешествия?
Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Утро стрелецкой казни» в парах ответить на вопросы
- Какое событие здесь изображено?
- -Какую смысловую нагрузку несет изображенный на заднем плане собор?
- -С какой целью художник изобразил на втором плане фигуру Петра I?
- Какие чувства у вас вызывает эта картина?
- До Петра были попытки составления проекта реформ. Кем?
Предлагает работу с документом на стр. 98 – 99 и ответить на вопрос: Какие проекты реформ В.В. Голицына называет автор?
Предлагает сопоставить деятельность В.В. Голицына и начало правления Петра Первого и ответить на вопрос:
- Какие задачи встали перед Петром как русским царем? Смотрят видео.
- Потому что он хотел узнать, что происходит в Европе на самом деле. Не хотел, чтобы его встречали как царя.
- Он обучился многим наукам: кораблестроение, военное и морское дело…
Увидел, какая разница между Россией и Европой в плане культуры и быта. Что Россия сильно отставала в развитии.
- Выработка новых задач внешней политики России, знакомство Петра I с европейской политикой и искусством дипломатии, формирование мировоззрения царя и его реформаторских планов. Для России выявилась возможность создания антишведской коалиции и перспектива успешной борьбы за выход к Балтийскому морю. Европа с ее рациональным политическим устройством и передовой промышленностью стали для Петра примером для подражания, впечатления от Амстердама и Венеции нашли отражение в планировке Петербурга.
- Петру Первому не удалось создать антитурецкий союз.
- Петр был вынужден вернуться в Россию, т.к. намечался очередной стрелецкий бунт.
Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы:
- Казнь стрельцов на площади.
- Там находилась Софья, ей было видно все, что происходило на площади.
- Художник изобразил Петра на втором плане, но он возвышается над всеми, руководит.
Ответы учащихся
- В.В. Голицыным.
Работают с документом.
1. Реформа управления (отстранить бояр).
2. Реформа образования (отправлять детей учиться заграницу).
3. Военная реформа (изучать европейское военное искусство, создать регулярную армию).
4. Религиозная реформа (свобода вероисповедания)
- Побывав в Европе Петр понял, что Россия очень отстает в своем развитии, надо было все менять, реформировать от мировоззрения русского человека до внешней политики.
- Перед ним встала задача выхода к Балтийскому морю. Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание Деятельность В.В. Голицына;
Значение Великого посольства 1697 – 1698 гг, роль Петра в Великом посольстве, Анализ, синтез, обобщение, сравнение, выделение нужной информации, планирование, аргументированное стуктурирование, подведение под понятие, работа по алгоритму, ответственность за общее дело, моделирование.8. Рефлексия в учебной деятельности на уроке - Что нового вы узнали на уроке?
- Какие качества Петра вам нравятся больше всего, а, может есть, на ваш взгляд, отрицательные?
Предлагает заполнить сравнительную таблицу (см. Приложение) - Кто такой Петр Первый.
- Как он встал на престол.
- О его задачах для будущей России.
- Он хотел, чтобы Россия не отставала в своем развитии от Западной Европы.
Учащиеся заполняют сравнительную таблицу Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, понимание успеха и неуспеха в учебной деятельности Петр Первый Анализ, синтез, обобщение, оценка прогресса и результата деятельности, аргументация своего мнения, заполнение сравнительной таблицы
9. Итог урока Самооценка учащихся Самоопределение, нравственно-этическое оценивание Самооценка на основе успешности
10. Домашнее задание Прочитать параграф 13, выполнить задания в рабочей тетради 1 и 2, написать эссе «Значение Великого посольства для будущего России» Смыслообразование, самоопределение Приложение
Положительные качества Петра Первого Отрицательные качества Петра Первого
Ключевский В.О. о Петре Первом:
«Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их.
Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной . У Нарышкиных, живость нервов и бойкость мысли были фамильными чертами. Впоследствии из их среды вышел ряд остряков, а один успешно играл роль шута-забавника в салоне Екатерины второй. Очень рано уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом лице в минуты раздумья или сильного внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Его обычна походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодых летах большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства.
Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. Успехи в разных ремеслах поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и опытным зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложит свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики.
Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меньшиков  в молодости не раз испытывал на своем лице силу петровского кулака. На большом праздненстве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал-слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо молча отошел в сторону.»Меншиков: «Он умел свое чувство царского долга развить до самоотверженного служения, но не мог уже отрешиться от своих привычек, и если несчастья молодости помогли ему оторваться от кремлевского политического жеманства, то он не сумел очистить свою кровь от единственного крепкого направителя московской политики, от инстинкта произвола. До конца он не мог понять ни исторической логики, ни физиологии народной жизни. Впрочем, нельзя слишком винить его за это: с трудом понимал это и мудрый политик и советник Петра Лейбниц*, думавший и, кажется, уверявший Петра, что в России тем лучше можно насадить науки, чем меньше она к тому подготовлена. Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. Потому, радея о народе, он до крайности напрягал