Внеурочное занятие Занимательная математика


Занимательная М А Т Е М А Т И К А
Класс: 4
Тема: Римская нумерация.
Тип урока: обобщающее - повторительный.
Цели:
Обобщить знания по теме «Римская нумерация», вспомнить правила записи римских чисел, уметь решать  примеры с использованием римских чисел.
Развивать логическое мышление, формировать вычислительные навыки, умение работать в парах, развитие умения делать выводы, умение обобщать.
Воспитывать наблюдательность,  чувство патриотизма.
Х О Д   У Р О К А:
1.Оргмомент, мотивация, целеполагание, актуализация знаний:
Открыли тетради, записали число, классная работа и отложили их пока в сторону.
Посмотрите на доску:
5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.
– Что написано на доске? (числа)
-Чем отличается число от цифры?
– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)
- Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)
– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)
-Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи в задачах  и т.д.)
-Кто уже догадался, какая тема нашего урока  и готов сформулировать её?
РИМСКИЕ ЦИФРЫ (РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ)
-Какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку математики?
 -Вспомнить правила записи римских цифр,
-Уметь читать, записывать,
-Решать примеры, записанные  римскими цифрами
-Вы умеете записывать и читать римские числа?
Прочитайте число:
MDCCLVI( 1756)
-Почему не получается?
-Значит мы кое что забыли  про римские цифры? Значит, нам нужно вспомнить, как записываются римские цифры.
-Для чего нужно изучать нумерацию римскую?
-Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)
-Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 - от 0 до 9)
А Римской? ( НЕ ЗНАЮТ) ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Давайте вспомним, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по порядку ФРОНТАЛЬНО, ПО ОДНОМУ У ДОСКИ( ПО 5 ЧИСЕЛ С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПО ХОДУ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)
I         II     III    IV        V       VI       VII        VIII       IX        X  
 XI   XII   XIII    XIV    XV   XVI    XVII     XVIII     XIX      XX
СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20?( ТРИ)  какие? I   V   X
– Запомните особенность римской записи:
.- меньшая цифра:
-стоящая справа от большей, прибавляется к ней,
- стоящая слева – отнимается.
Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,
 а знак IV – 5 – 1, то есть 4.
 3.Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз.
4. Нет цифры, обозначающей ноль
А какие ёщё существуют римские цифры, кто из вас знает?
(Если знают – молодцы, вместе  составляем табличку, если нет - я им предлагаю в готовом виде)
1 5 10 50 100 500 1000
I V X L C D M
Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх
Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно.
ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛА:
2. Первичное усвоение нового материала.
РАБОТА В ПАРАХ:
- Перед вами   задания на зелёных и жёлтых листиках. На них необычное сообщение. Чтобы его понять, надо его расшифровать. Это задание большое, поэтому мы разделимся на две группы: те ребята, у кого на столе желтые листы, - это одна команда, а у кого зеленые – другая.
XX, XXXIII, VIII, VI, XIII, XVI        III          XXI, XX V, VI, XV, XXX, VI
20,    33,     8,     6,   13,  16        3            21,   25,    6,  15,   30,  6
Т        я        ж      е     л     о         в            у       ч       е     н      ь     е
XIII , VI, IV, XII, XVI         III          II,   XVI,  XXXII
 13,       6,  4,   12,    16           3,          2,      16,      32
Л         е    г     к     о              в              б      о         ю
Что это?
Как расшифровать?
Расскажите, как будете действовать.
(Запись, выполненная римскими числами. Дети устанавливают, что это может быть словесное послание. Сначала они переводят числа из римской нумерации в арабскую, а затем цифры в буквы. В результате у команды «желтых» получится запись: «Тяжело в ученье»,    а у команды «зеленых» - «легко в бою».)
- Верно! Получилась пословица.
Как вы ее понимаете?  
(Кто говорил так? Суворов, военачальник)
1730-1800 запишите годы жизни Суворова римскими цифрами.
( открыть пословицу на доске)
ИТОГ: Как записываются римские числа, какие правила есть?
3 Осознание и осмысление знаний:
Запишите в римской системе нумерации числа
Число Римское обозначение
0 отсутствует
  4 IV (иногда IIII)
8 VIII
9 IX
31 XXXI
46 XLVI
99 IC
666 DCLXVI
1668 MDCLXVIII
1989 MCMLXXXIX
3999 MMMCMXCIX
2009 MMIX
ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?
ФИЗМИНУТКА:Поднимайся дружно класс, это – раз!Покрутилась голова, это два!Руки вверх, вперед смотри, это три!Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!С силой их к плечам прижать, это пять!Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
4. Закрепление.
Задача№ 29 в учебнике на стр. 82
О чём говорится в задаче?
В каком году построен 1 дом (с объяснением)
MDCCCVII( 1807)
Второй дом?
MDCCLXXIX(1779)
Какой раньше?
(ВТОРОЙ РАНЬШЕ)
ВЫВОД: какие правила в написании римских цифр есть?
5. Применение знаний в нетрадиционной ситуации.
1) Найдите значение выражений, записывая ответ римскими цифрами:
 V+II =VII             IX+I = X
VI+II= VIII          X – I = IX
V+I = VII              X – II = VIII
LVIII-III=LV       IX + I= X
2) Запишите в порядке возрастания: XLVI(46), IX(9), MMIX(2009), XXXII(32), XVI(16), LV(55), XIII (13)
IX, XIII, XVI, XXXII, XLVI, LV, MMIX 
3) Георгий Константинович Жуков родился  в MDCCCXCVI году,  а умер в MCMLXXIV   году.
Запишите арабскими цифрами  годы  жизни Г.К. Жукова.  (1896-1974)
ВЗАИМОПРОВЕРКА
ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?
6. Контроль.
Какую дату отмечала вчера вся наша страна?
67 лет Великой Победе.
-Запишите римскими цифрами дату начала и дату окончания Великой отечественной войны полностью. Что значит полностью?( месяц то же)
22 июня 1941 года        -     9 мая 1945 года
 
XXII   VI   MСМXLI             IX   V   MСМXLV  
САМОПРОВЕРКА
 7. РЕФЛЕКСИЯ
-Какие цели ставили в начале урока?
- Вспомнить правила записи римских цифр,
-Уметь читать, записывать,
-Решать примеры, записанные  римскими цифрами
Кто добился поставленных целей  к концу урока, вспомнил римские цифры, как они читаются, записываются, смог решать примеры, У КОГО ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЛ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ УРОКА??
Поднимите руки?
Кто испытывал затруднения?
В чём испытывали затруднения?
Почему?
Что, значит нужно сделать?
8.Итог урока:
Что вспоминали на уроке?
Обозначения каких чисел есть в римской нумерации? (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)
Какие есть правила написания римских чисел?