Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова Как важно вовремя успеть

«Как важно вовремя успеть»

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления».

Цели урока: тема Великой Отечественной войны в произведениях современных
писателей;
тема милосердия и сострадания – одна из важнейших тем в русской
литературе;
воспитание в детях чувства сострадательного отношения к беспомощной
старости.

Оборудование: стенд «И ходит по Земле босая Память – маленькая женщина»;
«листок» из Толкового словаря; презентация «Как важно вовремя успеть».

Эпиграф: И говорили: все проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны жива в народе
И бродит, как в березе сок.
А. Селезнев

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля омыта талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто победил фашизм и внес свой вклад в нашу Победу, вспоминаем живых и усопших. И среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. Но в то же время без них не было бы этой Победы. Это женщины войны, женщины тыла. Они, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу.

Сейчас выросли их дети и внуки, у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И все чаще и чаще память их возвращает к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и многом другом небольшой рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления»

Сообщение о жизненном пути Б.Екимова – подготовленный ученик.
Б.Екимов говорил: «Корни мои – сибирские.» Родился он 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края. В конце войны их семье разрешено было выехать в Россию «на восстановление разрушенного народного хозяйства». Так оказалась семья в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области. Обучаясь еще в начальной школе, он перечитал все книги в библиотеке.Первые литературные опыты относятся к началу 60-х годов. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте.

Слово учителя.
Очень часто главным героем произведений Б.Екимова становится школьник, подросток. Не случайно поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль любого существа, будь это человек, птица или животное. Таким образом, мы будем говорить сегодня о МИЛОСЕРДИИ и СОСТРАДАНИИ. Как вы понимаете эти слова?

Словарная работа.
Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбие.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
(Словарь Ожегова)

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы.
Кто из писателей и в каких произведениях поднимал эту тему?

Ответ: Леонид Андреев в рассказе «Кусака», Андрей Платонов в рассказе «Юшка».

Учитель: По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа. Обратимся к эпиграфу урока. Подумайте в течение урока, раскрывает ли он основную мысль нашего урока.

Беседа с анализом отдельных эпизодов.

Учитель: какое впечатление произвел на вас рассказ?
Ученик: впервые я задумался над тем, что, может быть, и моим близким нужна моя
помощь.
Мне стало страшно от того, что война до сих пор мучает людей.
Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?

Учитель: какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?
Ученик: - Тревогу.
- Жалость к бабе Дуне.
- Удивление поведением Гриши.
- Облегчение.
- Жалость к тем, у кого нет близких, и они один на один остаются со своей бедой.
Учитель: Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова?
Ученик: - гуманное отношение к страдающему человеку.
- память о войне, выбор человека в той или иной ситуации.

Учитель: кого бы вы назвали главным героем рассказа?
Ученик: главный герой рассказа – Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрос-
леет, мудреет. Бабушка, несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая ей так необходима.

Учитель: обратимся к тексту. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? Ученик: суетилась, варила щи, пирожки затевала, доставала варенья и компоты. Живым
Духом веяло в доме.

Учитель: можно предположить, что до приезда Гриши бабушка испытывала одиночество?
Обратите внимание на слова «одна» - «одинокая» - «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова?
Ученик: одна – без других, в отдельности. Одинокая – не имеющая семьи, близких.
Одиночество – состояние одинокого человека. И состояние это не только физическое, но и душевное.
Учитель: У бабы Дуни есть семья. Почему же она нечасто гостила у них?
Ученик: с некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала,
никто ночами не спал.

Учитель: как взрослые относились к ее болезни?
Ученик: все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня
прожила. С войной и голодом. Ее водили к врачам, лечили, но лекарства ей не помогали. Следовательно, лечить ее болезнь надо не лекарствами.

Учитель: как сама баба Дуня относилась к происходящему?
Ученик: совестилась, чувствовала себя .. «виноватой», «горевала».

Учитель: что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставило ее так мучаться?
Ученик: во время войны баб Дуня потеряла карточки. А дома трое маленьких детей.

Учитель: ребята, а вы узнали у ваших бабушек, что такое «карточки»?
Ученик: карточка- это бланк с отрезными талонами, по ним в войну давали хлеб.

Учитель: Попробем проследить, как Гриша, который знает о войне только понаслышке, приходит к мысли, что именно так надо поступить. «И он плакал, вытирая слезы кулаком». Как вы думает, ребята, чем вызваны эти слезы?
Ученик: жалостью к бабушке, состраданием.

Учитель: почему Гриша решил не говорить бабушке о том, как он ей помог?
Ученик: он хочет, чтобы баба Дуня забыла обо всем плохом. «И придет исцеление»

Учитель: Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синоним.
Ученик: выздоровление, возвращение к жизни.

Учитель: как вы понимаете заглавие рассказа?
Ученик: в эту ночь Гриша нашел «ключик» к недугам бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить ее. Исцелилась не только бабушка, исцелился сам Гриша.

Учитель: ребята, каково ваше отношение к Грише?

Учитель: вернемся к эпиграфу нашего урока. Раскрывает ли он содержание рассказа?
Ученик: да, раскрывает. Боль войны еще жива в народе, она мучает бабушку. «Боль войны еще жива».

Учитель: чтение отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти».
- И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Она идет
Переступая рвы, -
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идет,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь,
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс.

Поэма Исаева называется «Суд памяти». Кого, по-вашему, судит суд памяти и за что?
Ученик: людей, за то, что они забывают прошлое.
Ученик: мне кажется, что наше поколение надо «судить» за равнодушие и жестокость.
Ученик: я думаю, что она не только судит, но и пытается пробудить в людях хорошие качества: благодарность, доброту, милосердие.

Учитель: а почему Память босая?
Ученик: ей же для себя ничего не надо.
Ученик: мне кажется, автор показал ее нищей: Память просит людей опомниться, измениться.

Заключительное слово учителя: ребята, помните: не забыть – значит не дать повториться. Вот наша с вами память. Вглядитесь в эти лица (обращаемся к показу. Фото тружениц тыла ). Война не только убивает, калечит физически, в большей степени калечит духовно. И кровоточат всю жизнь раны у тех, кто только прикоснулся к ней, почувствовал ее дыхание. Не пожалейте ласкового слова для тех людей. Они заслужили этого. Может быть, рядом с вами живут такие люди. А сколько им еще осталось жить? Надо успеть сказать им добрые слова, ведь важно еще успеть помочь им, они ждут нашей помощи. А человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом и стихотворение А.Д.Дементьева ( Читает заранее подготовленный ученик)

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздала вина
Потом терзает души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение по материалам рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления» и личных впечатлений на тему «Не бывает совсем не пострадавших от войны».




15