Урок-подготовка к сочинению части С (ЕГЭ по русскому языку)

«Родина бывает разная, но у всех она одна!»
(Подготовка к сочинению части С по русскому языку в 11 классе)

Человеку нельзя жить без родины,
как нельзя жить без сердца.
К.Паустовский
ЦЕЛИ: создать условия для закрепления и усвоения знаний для написания сочинения-рассуждения средствами технологии критического мышления и ИКТ.
Образовательные:
Способствовать систематизации знаний об особенностях публицистического стиля,
2. Развивающие:
Способствовать формированию умения проводить анализ на основе личного жизненного опыта, развитию монологической речи. Совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения.
3. Воспитательные :
Способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к Родине, ее природе, людям, святыням.
Ход урока:
Оргмомент. Приветствие.
Учитель.
- Ребята, вас есть компьютер? А что вы в нем сохраняете? Сейчас я тоже раздам вам файлы. (Раздаю листочки). Сегодня мы должны наполнить папку ваших знаний еще несколькими файлами Как вы думаете – с чем?
- Словами и мыслями, которые вы услышите и, я надеюсь, примените при написании сочинения. Посмотрите на эпиграф. О чем мы сегодня будем говорить?
- О Родине.
Учитель: Давно это было. В стране, где мы живем, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сел, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек далеко друг от друга стояли бедные строения. В них и жили наши далекие предки – Славяне. Это название произошло от слова “слава”, т.е. “хвала”.
Строили дома по берегам рек, озер. Место выбирали придирчиво, строили так, чтобы не подмывали талые воды избу.
Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что в те времена славяне изображались добрыми, сильными, неутомимыми. Светло-русые, плечистые, выносливые, красивые люди. Греческий историк Геродот с удивлением писал, что зима у славян продолжалась 8 месяцев, в воздухе в это время летали белые перья, т.е. снег.
Грелись славяне в бане, и была баня в каждом доме. Хлебосольные, гостеприимные, не было в избах ни замков, ни засовов. Высоко чтили наши предки такие понятия, как слово чести, благородство, мужество.
Не давали покоя славянам печенеги да половцы, не могли они спокойно смотреть на цветущую, благодатную землю русскую.
Но ещё одна была беда, ещё более коварная, чем набеги соседей – это ссоры да вражда. И вот собрались старейшины; думали, думали и решили послать за моря послов в далёкую страну, где живёт народ по прозванию Варяги.
С тех пор земля славянская по имени русских князей и получила название “Русь”.
-Подберите к слову “Русь” – синонимы. (Русь – Россия – Родина – Отечество”)
(На доске записывается слово “Родина”.)
-На факультативных занятиях, готовясь к ЕГЭ части С по русскому языку, мы обращаемся к текстам разных стилей и работаем с ними.
Сегодня нам предстоит работа по подготовке к сочинению- рассуждению по тексту Василия Пескова «Чувство Родины». О чем говорит название?
-Ребята, а что такое Родина?
- Родина, которой я горжусь, это то, "когда где-то продолжает существовать то, чем ты жил. И обычаи, и семейные праздники. И жилище твоих воспоминаний. И друг" (А. Экзюпери). А ещё это то место, где тебя любят и ждут.
В словаре Ожегова сказано так: "Родина- отечество, родная страна. Место рождения, происхождение кого-нибудь, чего-нибудь, появление чего-нибудь".( дать ученику)
-С чего начинается Родина?
-Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной, родительский, родство, рождение. Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.
Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)
Вглядитесь внимательно в это слово Скажите, что для каждого из вас оно значит? Что представляете?) (Ассоциативный ряд: дом, дорога, память, мама)
(записываю на доске в виде кластера)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учитель.
-Каждой группе раздам листочки с текстами; Внимательно прочитайте эти файлы. Найдите слово, которое можно назвать ключевым, относящимся к нашей теме, составьте с ним или просто опишите его.
Посмотрите, есть ли это слово среди записанных на доске.
Учитель:
-Для каждого человека Родина – это сугубо внутренние ощущения. Это место, где ты родился, это улица, по которой ходишь в школу, это парк с твоими любимыми цветами, это почтовый ящик, в который ты заглядываешь каждое утро, чтобы найти там письмо, давно ожидаемое.
-Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию.
(Слайды и песня «Городок» А.Варум).
-Узнали места? Знакомые сердцу места, правда? Как мы можем одним словом назвать тот край, где человек родился и вырос?
-Да, Родина. Малая Родина, где ты родился и вырос, страна твоего детства.
Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего поселка, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.
(З. Александрова "Родина" )
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель. (слайд)
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Учитель:
-Какие чувства вы испытали, когда услышали эту песню? (гордость, уверенность, что, пока есть такая сила, будет стоять земля русская. Песня вдохновляет, дает силы, объединяет нас с нашими предками и славными традициями.,)
-Родине посвящали свои лучшие произведения наши художники.
Тема родины была главной темой всех русских художников. На своих картинах они изображали красоту русской природы, быт людей, страдания и муки русского народа. Художники изображали то, что затрагивало их до глубины души. Русской же природой они просто восхищались.
Русский художник , наш земляк, Аполлинарий Михайлович Васнецов так и назвал одну из своих картин «Родина»
Серо-зеленая цветовая гамма картины подчеркивает однообразие местности. Без прикрас показана жизнь русской деревни того времени. Но вместе с ощущением обыкновенности есть в пейзаже особая приподнятость, ясно чувствуются черты героизации природы. Перед нами обобщенный образ Родины художника великой и многострадальной России. Поистине:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная -
Матушка Русь!
Этой же теме посвящены картины Васнецова «Озеро Светлояр»,Дубровского «Жатва», « Родина».
Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
Перед картиной “Берёзовая роща” А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые тихие и молчаливые берёзки.
Перед нами картина И.И.Левитана “Берёзовая роща”. Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
Учитель:
- Что видим мы на русских пейзажах? (На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.)
- Какие чувства вы испытали, глядя на эти картины?
- На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство.
(Колокольный звон и слайды с изображением храмов Кировской области))
-Каким образом ассоциируется с темой? (православная вера, русская архитектура, которую ни с какой другой невозможно спутать) Это тоже наша Родина.
Учитель. В истории русской литературы было два периода, когда образ Родины, тема судьбы России становились центральными в творчестве большинства писателей и поэтов: это эпоха революций 1905 - 1917 годов и Великая Отечественная война. Третьим таким этапом стал рубеж тысячелетий, наше время.
Учитель.
-На уроках литературы мы говорили о поэтах и писателях, которые волею судьбы оказались вдалеке от своей родины. Помните у Бунина:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!

УЧИТЕЛЬ:
-Подходит к концу первая часть нашей темы, а закончить ее я хочу такими строками:
Родина!
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет,
Это заря, что горит не сгорая...
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями,
Лесов наших милых звонкое эхо.
Родина – слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.
-Посмотрим сохраненные файлы: что сохранили?
( собственные впечатления по теме Родины, тема Родины в искусстве, музыке и литературе)
-Где это нужно применить( открыть)?
2 урок
УЧИТЕЛЬ: вспомним, 1 урок .
Сейчас мы познакомимся с текстом, по которому вы будете писать сочинение. Как этот текст связан
Автор этого текста Василий Песков – журналист и писатель, специальный корреспондент “Комсомольской правды”, автор очерков о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях, путешественник. Он писал: “Я – воронежский, хотя уже много лет живу в Москве. Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившее их гнездо. Сюда всю жизнь они будут стремиться. То же самое – у людей”.
(О Пескове рассказывает ученица)
Итак, обратимся к тексту В. Пескова.
Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует и соотнести с нашими переживаниями.
(1)Чувство Родины важнейшее чувство для каждого человека. (2)У взрослого это чувство подобно большой реке. (З) Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечества расширяют до границ всего государства. (4)Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. (5)И чувство родины (обратите внимание на корни слов: род родник Родина) прорастает, как всё большое из малого зёрнышка.
(6) Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. (7)Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть копны сена за огородом и телёнок на привязи возле них. (8)Могли быть четыре сосны над равнинной дорогой или городской двор с какими-нибудь дорогими сердцу подробностями. (9)Перечислять можно до бесконечности. (10) Каждый читающий эти строки без труда вызовет в памяти что-то подобное. (11)Не так уж сложно объяснить, почему всё это нам дорого. (12)Почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни и особенно в трудные её моменты.
(13)Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной ещё благодарностью за эту жизнь. (14) Это могучая сила памяти! (15) Она влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. (16)Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. (17)И что важно сейчас подчеркнуть, разветвлённое дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастает, тем зеленее его вершины.
(По В. Пескову)
Учитель: Дать задание по группам:
1 гр.- Определите тему этого текста. – о чем?
2 гр.- Сформулируйте основную мысль текста. Что хотел сказать автор?(важнейшее чувство для каждого человека чувство родины прорастает, как всё большое из малого зёрнышка).
3 гр.- К какому стилю речи относится этот текст? Докажите
Обсуждение
-Я предлагаю вспомнить особенности публицистического стиля.
Сфера общения.
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению можно использовать данный эпизод.
2) Функция речи.
Данный текст выполняет следующие функции: информативную (сообщение информации широкому кругу читателей), воздействующую (пробудить у читателей чувство любви к Родине), популяризаторскую (информация сообщается в форме, понятной читателям с разным уровнем образования). Информативная, воздействующая, популяризаторская функции характерны для публицистического стиля речи.
3) Специфические черты стиля.
Информативность, доказательность (),экспрессивность ().
Текст адресован широкому кругу читателей.
Текст излагается эмоционально, образно, благодаря употреблению писателем изобразительно-выразительных средств языка.
- Назовите проблемы, над которыми размышляет автор в тексте:
Какая из проблем является здесь самой важной? Почему? («чувство Родины- важнейшее чувство для каждого человека»)
-Какие предложения отражают позицию автора? Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?»
Учитель:
-Сейчас вам предстоит написать фрагменты сочинения – рассуждения. Вспомним, как строится сочинение – размышление:
Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме текста.
Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
Аргументация собственного мнения по проблеме:
1)Тезис;
2) Аргументы:
а) первый аргумент;
б) второй аргумент.
3) Вывод.
Группа 1- вступление ( тема . идея, проблемы, аргументы)написать каждой группе. Обдумайте и напишите вступление (зачин), опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив услышанные вами высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. (Можно начать сочинение с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме и идее исходного текста.Не забывайте, что услышали об авторе текста) Возможно начать сочинение-рассуждение по данному очерку с проблемного вопроса: “Часто ли мы в суматохе современной жизни задумываемся о том, что Примером может быть даже случай из собственной жизни. Пример в качестве зачина достаточно неожиданный прием и поэтому всегда вызывает интерес.
При выявлении проблемы можно использовать следующие прием:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Что значит «прокомментировать» проблему?
Попробуй ответить на вопросы:
Насколько актуально то, о чём пишет автор?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
По возможности коснись истории вопроса
Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Группа 2 -авторскую позицию «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?» показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме О тематике и проблематике
Предложенный очерк (статья, эссе...) посвящен проблеме (рассмотрению вопроса..., написан на актуальную тему...)...
В тексте (статье, очерке, эссе...) рассматривается...
Круг тем, которых касается автор, широк(не широк). Заложена стержневая тема о...
Автор останавливает внимание читателя на...
Автор затрагивает проблему...
Много места уделено проблеме...
В центре художественного внимания автора (известного писателя... публициста...)...
Об авторской позиции
Автор не определился (с чем?) Писатель предпочел (что? чему?)
Он (автор) скрупулезно анализирует...
Автор приоткрывает...
Интересно для нас предложение автора о...
Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)
Группа 3 - заключение. Обдумайте заключение (концовку): какое эмоциональное воздействие имеет данный текст на читателя, лично на вас, о чем заставляет задуматься?
Это последнее предложение (фраза) или последний абзац письменного текста (устного выступления). Так же, как зачины, концовки представлены несколькими типами.
- Постарайтесь записать свои варианты в 3-х экземплярах, чтобы поделиться с одноклассниками.
Учитель: Итак, каждая группа представляет свой вариант части.(Обсуждение)
Итоги: -Ребята, какую часть я не дала ни одной группе? ( Аргументация собственного мнения по проблеме) Каждый из вас эту часть будет писать сам.
На уроке мы с вами сделали небольшие наброски вашего сочинения , а дома я попрошу вас написать полноценное сочинение – рассуждение. Я хочу вам пожелать, чтобы эскизы , которые вы сделали в классе, превратились дома в картину.
Рефлексия: Подходит к концу сегодняшний урок. Совсем скоро вам предстоит сдавать экзамен НЕ только ЕГЭ, но длиною в жизнь. Мне бы хотелось, чтобы каждый ответил:
Что урок дал мне для жизни
- И в заключение я хочу рассказать вам притчу В. Сухомлинского
«Безродный дятел»
В одной веселой, радостной роще жили дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись маленькие дятлы, и родители учили их находить жучков под корой деревьев.
Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. Летал он себе летом, песни пел, жучков искал, а на зиму перелетел в другую рощу. Все дятлы удивились и спрашивают:
- Откуда ты прилетел, дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где твои детки?
Беззаботный дятел в ответ застучал клювом по дубу и запел:
- Я певун, я летун, беззаботный говорун.
Где хочу – бываю. Куда хочу – летаю.
Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят.
Лучше жить без забот, вот так!
Дятлам стало ясно. Они сказали: «Если у тебя нет ни дятлихи, ни дятлят, значит, нет у тебя и своей рощи. Ты безродный дятел!»
С тех пор беззаботного дятла так и называли – безродный.

Мне бы очень хотелось, чтобы у каждого из вас был дом, родные, родина.
Я благодарю вас за работу.





Родина

дом

память

мать