Разработка классного часа Золотое правило нравственности — Добро и доброта 6-7 класс


Классный час:
Золотое правило нравственности -
Добро и доброта
Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, стремление совершать добрые поступки.Задачи:воспитательная Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок.развивающая: развитие у детей стремления быть лучше, творческой активности, умения говорить, рассуждать, отстаивать свою жизненную позицию.
Ребята, сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать со следующей истории, послушайте ее, пожалуйста, и постарайтесь определить тему нашего классного часа.
притча :1…Семья очередной раз отдыхала на пляже. Дети купались в море, загорали, строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая неприметная старушка, ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязноватой и местами заштопанной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, что подбирала на пляже осколки стекла, которыми дети могли поранить ноги.
Какие чувства у вас вызвала эта история? Кто в этой ситуации ведет себя не правильно? Почему? Как можно назвать поступки этой бабушки?
Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего сегодняшнего занятия?
2. А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. ЧепуроваДавайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта.
3. Ребятам предлагается припомнить употребление вежливого обращения со словом доброта . Добро пожаловать! В добрый час! В добрый путь! Всего доброго!- Вы хорошо знаете добрые слова! Но вот сила добрых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким тоном, голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым.. И, конечно же , добрые слова должны призноситься от души, с улыбкой на лице.От этого поднимается настроение.
1.Будьте добры - форма вежливого обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните позже».
2. «Доброго вам здоровья!» - приветствие с пожеланием благополучия.
3. « В добрый час»!- пожелание удачи.
4. « В добрый путь!» - пожелание успеха в каком-либо начинании.
5. От доброго сердца - из добрых побуждений, без злого умысла.
6. Поминать добром (добрым словом) - вспоминать, хорошо с благодарностью отзываться, говорить, думать и т. п.
7 Добро пожаловать - приветствие, вежливое обращение зайти.
Игра «Приветствия». Участники получают карточки с заданиями – поздороваться приветствиями из разных стран
Подготовка 1 мин : 1 группа-
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
2 группа
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
3 группапоказать язык (Тибет);
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
4 группа
• В некоторых североафриканских странах подносят правую руку к своему лбу, потом к губам, а затем — к груди. Это означает: «я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» ( Африка )
   • Арабы скрещивают руки на груди и слегка наклоняются вперед.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
4. Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение): «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям» 
5. Мы часто говорим о добрых и хороших поступках, которые совершают люди. На самом деле выделяют 3 вида ( категории ) доброты:
Ребята, послушайте притчу великого русского педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.– Что это за человек? – спросил внук деда.– Это не человек, – ответил дед.В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.– Что это за человек? – спросил внук деда.– И это еще не человек, – ответил дед.Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.– А это что за человек? – спросил внук. – Обыкновенный человек, – ответил дед.
Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать? - Чему учит эта притча?
Пассивная (бездейственная)
Активная (деятельностная).
Созидательная
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. .Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
6. Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
И Чтоб произнести их в нужный час,
И действием помочь другим необходимо.
Ситуативный практикум: А теперь давайте поработаем творчески. Наше состязание мы назовем « Добрый след». . Ваша задача - предложить ряд добрых дел, которые можно совершить: дается 2 мин
1 группа - дома
2 группа - в школе
3 группа - на улице
4 группа - в транспорте
7. А теперь давайте с вами поработаем в группах и вместе вырастим дерево добра. Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку и напишите их на листочках за 2 мин
А теперь прикрепите их на ствол дерева на доске.
8. Ребята, теперь давайте подведем итог, продолжите, пожалуйста, следующие предложения:
1. Сегодня мы узнали …
2. Теперь мы поняли …..
3. Для себя мы отметили , что …
Таким образом, ребята, нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Добрые дела нельзя откладывать на потом. Добро надо делать сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.
Как бы жизнь не летела,Дней своих не жалей,Делай доброе дело,Ради счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мгле,Делай доброе дело –Тем живи на земле.