Методическая разработка занятия Группы животных на кружке Живой мир


Кружок «Живой мир»
Тема занятия «Группы животных»
Форма проведения: соревнование команд
Цели:
закрепить знания, полученные на уроках окружающего мира;
прививать любовь ко всему живому;
формировать экологическую грамотность.

Ученики разделены на 4 команды: «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы».
У каждой команды – своя эмблема, выбран капитан. За конкурсы команды получают баллы. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

Конкурсы.
Представление капитанов и команд (название и отличительные особенности каждой группы животных).
Загадки. Каждая команда задаёт трём другим командам загадки.
За каждую отгадку – 1 балл.
Команда «Звери»:
1)Есть в реке работники,Не столяры, не плотники.А выстроят плотину,Хоть пиши картину. (бобры)
2)Под полом-полом
шевелит хвостом,
в щели глядится,
вылезти боится. (мышь)

3)Очень острые иголки
У меня на страх врагу,
Но в комок свернуться колкий
Я, как ёжик, не могу. (Дикобраз)
Команда «Птицы»:
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый. (аист)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Прилетает к нам с теплом,
Строит домик под окном.(ласточка)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь — и был таков. (пеликан)
Команда «Насекомые»:

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (бабочки)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)
Команда «Рыбы»:
Средь морей и океанов
За сто верст я чую запах,
В море день и ночь верчусь.
И, как гончая собака,
По следам добычи мчусь. (акула.)
У коряг, травой поросших,
Там, где пенится река,
Я люблю ловить рыбешек,
На два уса-червяка. (Сом.)
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь — в котёл попала. (Щука)
 
Конкурс рисунка – представителя группы животных. Рисунок выполняется всеми участниками команды по очереди (каждый добавляет деталь).
Конкурс капитанов. Капитаны выступают в роли зоологов в рубрике «Знаете ли вы, что…», называют 2 факта об особенностях животных.
Цепи питания. Составьте как можно больше цепей питания с участием представителей своей группы за 2 минуты. Подведение итогов конкурса.
Блиц-опрос. Вопросы задаются по очереди каждой команде. 1 балл – за правильный ответ.
Почему насекомых назвали насекомыми?
Какие ещё группы животных вам известны?
Этапы развития рыбы.
Все ли птицы летают?
Кто из зверей спит зимой?
Что происходит зимой с насекомыми?
Назовите всеядных животных.
Назовите морских животных (кроме рыб).
Красная книга. Участники команд называют представителей Красной книги.
Поговорки и пословицы о животных. Составьте пословицы о животных своей группы (пословицы разрезаны пополам).
Пчела жалит жалом, а человек – словом.
За семь вёрст комара искали, а он на носу.
Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
Худо овцам, коли волк в пастухах.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
Воробей сразу на взлёт, а грачу разбег нужен.
Все птицы крыльями машут, да не все летают.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Спела бы и рыбка песенку, когда бы голос был.
Подведение итогов конкурсов.