Проект на тему: Создаем свою сказку

Создаем свою сказку

Содержание


Введение3
Глава 1. Теоретическая часть
Сказка – наиболее развитый жанр русского народного творчества..5
Виды сказок и их характерные особенности6
Воспитательное значение сказок...9
Глава 2. Практическая часть
2.1. Сочиняем свои казки..11
2.2. Анкетирование «Любишь ли ты сказки»..18
Заключение..19
Список использованной литературы.20
















Введение

Мы считаем, что книги играют очень важную роль в жизни человека.
Во-первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда можно видеть лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя.
Во-вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины.
В-третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта!
В-четвёртых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком. 
Поэтому мы считаем, что наша тема интересна и актуальна. Мы надеемся, что мы вас убедили!
Выбор литературного жанра в нашем классе был сразу ясен. Конечно же, сказки! Когда читаешь сказку, проживаешь целую жизнь, полную опасностей и приключений, когда пишешь сказку - тем более
Таким образом, при выборе направления исследований мы остановились на сказках собственного сочинения.
Цель нашего исследования – привлечение сверстников к чтению книг.
Решение данной цели обусловлено следующими задачами:
1) Узнать информацию о жанре русского народного творчества как сказка;
2) Раскрыть характерные особенности сказок о животных, волшебных, бытовых;
3) Написать сказку собственного сочинения;
4) Встретиться с библиотекарем нашей гимназии;
5) Сделать книгу своими руками;
6) Сделать аудиозапись написанных сказок;
7) Провести анкетирование среди учеников начальной школы.
Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема.
Объект нашего исследования – литературный жанр сказка, предмет – созданная своими руками книга.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что мы на примере нашего класса докажем, что самим, в условиях класса можно создать свою сказку. В процессе исследования мы будем доказывать или опровергать эту гипотезу.
Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили методы исследования. В ходе работы применялись методы как моделирование, анализ, синтез, анкетирование.









Глава 1 Теоретическая часть

Сказка – наиболее развитый жанр русского народного творчества

Сказка – один из самых популярных видов эпического народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном народном творчестве, передавалась из поколения в поколение. В библиотеке мы нашли словарь В.Даля и прочитали определение сказки. Сказка – вымышленный рассказ, небывалая или даже необычная повесть, сказание.
«Оказывается, сказки есть в фольклоре каждого народа, населяющего землю. Бесспорно, у каждого народа сказки свои, но во всех с необыкновенной полнотой воплощены его чаяния и мечты, обычаи и поверья, образ жизни и занятия» . Сказки переносят нас в разные земли и страны, рассказывают о том, где и как живут люди, как они жили в стародавние времена.
Итак, сказка – «один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни». А точный выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребёнка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, телевидению, ставятся в театрах и кино.

1.2. Виды сказок и их характерные особенности

Сказки могут быть авторскими и народными. Авторские сказки написаны определенным лицом – автором (Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и многие другие). Народные сказки – вид устного повествования с фантастическим вымыслом. ( «Колобок», «Теремок», «гуси-лебеди и многие другие)
«По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые».
Но прежде чем говорить о каждой из групп, остановимся на общих особенностях жанра.
Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек: добрый, справедливый, красивый, сильный; он преодолевает всякие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам – уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке.
Несмотря на широкое разнообразие, сказки имеют ряд характерных особенностей, которые приемлемы к любому из видов:
«1)сказка включает в себя, как правило, троекратные повторы.
2) небольшие по объему, с простым, занимательным сюжетом;
3) не соответствие действительности (сказочность);
4) очеловечивание животных, вещей, предметов;
5) наличие положительных и отрицательных героев;
6) противопоставление качеств человеческой личности: ум и глупость, храбрость и трусость и т.п.;
7) идейная направленность: борьба добра и зла;
8) сказочные предметы;
9)устойчивые выражения»
(В тридевятом царстве тридесятом государстве, жил-был  царь) 
В композиции тоже есть свои особенности: сказка обычно начинается с присказки, которая чаще всего не связана с сюжетом; традиционен зачин; заканчивается сказка обычно стихотворной концовкой; кумуляция, т.е. повтор с нарастанием.
Далее рассмотрим характеристики трех основных категорий сказок: волшебных, о животных, социально-бытовых.
Вот что мы узнали о сказках о животных. Сказками о животных (животным эпосом) называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера. Так, традиционно главная черта лисицы – хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
«Волшебные сказки- это сказки, где действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов – борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его – не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие».
В сюжете волшебной сказки главный эпизод – это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк.
Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде, и т.д.
«В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе – Злосчастье». Данные сказки имеют большое познавательное и воспитательное значение: дети узнают о жизни, быте, нравах людей; учатся взаимовыручке, смекалке, честности; формируется понятие образности языка.

1.3. Воспитательное значение сказок

Мы выяснили, что сказки учат добру, справедливости, состраданию и любви. Сказка учит любить природу и животных, жалеть слабых и обездоленных. Однако сказка учит, и наказывать зло, ложь, жадность, жестокость.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из любой ситуации; сказки «Теремок» и «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей и старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Рассмотрев теоретические основы такого литературного жанра, как сказка, можно сделать следующие выводы:
Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора.
По тематике и стилистике сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые .
Сказками о животных (животным эпосом) называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные.
Волшебные сказки - это сказки, где действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта.
Сказка учит добру, справедливости, состраданию и любви. Сказка учит любить природу и животных, жалеть слабых и обездоленных.






















Глава 2 Практическая часть

2.1. Создаём свои сказки

Для того, чтобы начать написание своих сказок, мы посетили библиотечный урок (рисунок 1), на котором мы узнали, что такое сказка, какие сказки бывают. Этот материал помог нам в написании теоретической части нашей работы.
Именно на библиотечном уроке мы узнали о том, что сказки бывают авторские и народные, сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.


Рис.1. Библиотечный урок

Во время библиотечного урока (рисунок 2) мы познакомились с такими составными частями книги, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], авантитул, контртитул, титульный лист, оборот титула, аннотация, содержание, предисловие, послесловие.

Рис.2. Знакомство с составными частями книги

Изучив необходимую информацию, мы разделились по желанию на 4 группы. Каждая группа поставила перед собой следующие задачи:
Нужно было определиться, какую сказку мы будем сочинять: волшебную, о животных, бытовую. И все группы решили остановиться на волшебной (рисунок 3).
Нужно было подумать и решить какой будет сюжет сказки, о чём будет сказка? (рисунок 4).
При этом мы должны были не забывать, что сказка включает себя троекратные повторы, небольшая по объему, наличие положительных и отрицательных героев, волшебство, добро побеждает зло, сказочные предметы

Мы занимались написанием сказок на самоподготовке и на выходных. После того, как мы написали сказки, мы создали иллюстрации к ним и решили сделать книги своими руками (рисунки 5 и 6).

После того, как были готовы иллюстрации, мы напечатали текст (рисунок 7) сказок и сделали книги (рисунок 8).

При изготовлении книги использовали листы формата А3, ножницы, нитки, иголки, клей. Готовые варианты книг можно наблюдать на рисунках 9-12.
Потом мы сделали аудиозапись наших сказок. Диски мы подарили каждому ученику нашего класса и учителям.
2.2. Анкетирование «Любишь ли ты сказки»

Мы провели анкетирование среди учеников начальной школы. Результаты исследования мы представили ниже. Всего в анкетировании приняло участия 120 человек.
Вопрос 1. Любишь ли ты сказки читать или слушать? Варианты ответа: А) слушать Б) читать
Вопрос 2. Сочинял (а) ли ты сказки? Варианты ответа: А) да Б) нет
Вопрос 3. Пробовал (а) ли ты делать книгу своими руками? Варианты ответа: А) да Б) нет
Вопрос 4. Чему учат сказки? Вариантов ответа у этого вопроса не было, его мы оставили открытым.
По итогам анкетирования, читать сказки предпочитают 63 человека, а слушать 57 человек. Сочинять сказку самостоятельно пробовали 23 человека из 120. Книгу делали своими руками всего 9 человек из 120.
На открытый вопрос о том, чему учат сказки, большинство считает, что добру (45 человек), справедливости (15 человек). А остальные писали такие варианты, как честности, героизму, верности, дружбе.
Подводя итоги ко 2 главе, можно сделать следующие выводы:
Подтвердилась наша гипотеза – можно написать сказку самостоятельно, создать книгу со сказкой своими руками.
По результатам анкетирования, ученики нашей гимназии любят читать сказки, но мало кто пробовал написать их самостоятельно ил сделать книгу.





Заключение

Сказки коллективно создавались и коллективно хранились народом. Ведь в них и развлекательный характер, и особый тон, и веселое сочетание слов, и выдумка, и насмешка, которые делают сказки интересными. Они помогают различать правду от лжи, выявлять людские пороки, открывать мир чудес. В каждой сказке добро побеждает зло. Сказка учит смелости, доброте, справедливости и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений; просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Сказка обладает целебными свойствами.
Рассмотрев теоретические основы такого литературного жанра, как сказка, и создав сказки самостоятельно, мы пришли к следующим выводам:
По тематике и стилистике сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
Сказка учит добру, справедливости, состраданию и любви. Сказка учит любить природу и животных, жалеть слабых и обездоленных.
Подтвердилась наша гипотеза – можно написать сказку самостоятельно, создать книгу со сказкой своими руками.
По результатам анкетирования, ученики нашей гимназии любят читать сказки, но мало кто пробовал написать их самостоятельно ил сделать книгу.







Список использованной литературы


М. Аксёнова. Книга. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.
Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П.Андреев. – М., 2013.
Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.– Л.: Просвещение, 2009г.
Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки /А. Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. – М., 2012.
Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка /Н. М.Ведерникова. – М., 2013.
Калачев В.Н.Учимся писать книгу.-, 2009.






 М. Аксёнова. Книга. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010, с. 78
 Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка /Н. М.Ведерникова. – М., 2013, с.102

 Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.– Л.: Просвещение, 2009г, с.90
 Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П.Андреев. – М., 2013, с.98

 Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки /А. Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. – М., 2012, с.12
 Калачев В.Н.Учимся писать книгу.-, 2009, с.23










13PAGE 15


13PAGE 141415