Конспект урока по математике на тему Случаи деления, когда делитель больше делимого(3 класс)

Конспект урока по математике

Тема: «Случаи деления, когда делитель больше делимого».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: - познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя);
- закрепить приёмы внетабличного умножения и деления, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитывать интерес к математике;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении тетради;
- воспитать желание преодолевать трудности.
Предметные:
- учащиеся научатся выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя;
- решать задачи на деление с остатком; работать в парах, группах;
- выполнять задачи творческого и поискового характера.

Оборудование: учебник математики, наглядности, карточки.



Ход урока
Организационный момент
- Встали все ровно, посмотрели –всё ли готово к уроку. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, поэтому давайте к ним повернёмся и поприветствуем их. Молодцы. Начнём урок.

Настроенье, каково? - Во!
Все такого мнения? - Все без исключения!
Может вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
Может ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнём!

- Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие. Сегодняшний урок не станет исключением. Мы постараемся расширить свои математические знания. И урок наш пройдёт под девизом:
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Р. Декарт

Минутка читсописания
- Сели ровно, открыли тетради, записываем число – «25 февраля, Классная работа» ( __Обратить внимание детей на написание слов).
И начнём урок с минутки чистописания:
8 8..
23 23.
После того, как пропишут, спросить:
- Ребята, скажите, чем отличается первый ряд от второго?
( 1-вый ряд – однозначные числа, 2-ой ряд – двузначные;
1-вый ряд – чётные, кот. можно разделить пополам и
2 –ой – нечётные числа.)

Актуализация опорных знаний
Повторение
- Прописали? Хорошо.

Беритесь, ребята, скорей за работу,
Считайте, решайте, не сбейтесь со счёту.
- И за каждый правильный ответ вы будете получать «весёлого смайлика», а за неправильный – «грустного». А в конце урока мы подсчитаем, у кого каких больше.

- Посчитаем устно: Саша и Артём Иващенко работают по карточке у доски, а с остальными играем в игру с мячом «Скажи правильный ответ» .
Карточка 1:
63 : (14 – 7)= 80 – 32 : 4 =

Карточка 2:
64 : 8
· 11= 36 : 6 + 4
· 6 =



Устный счёт:
81:9= 4
·7= 48:6=

Какое самое большое число до 53 делится без остатка на 9?

Какое самое большое число до 53 делится без остатка на 8?

Какое самое большое число до 40 делится без остатка на 6?

Какое самое большое число до 40 делится без остатка на 7?

( Не забывать давать смайлики!)

- Молодцы! Теперь посмотрим, справились ребята с заданием у доски. Комментируйте ход решения вычислений (как вы решили примеры), а вы проверяете ( учитель обращается к учащимся).
- Справились, молодцы! (Учитель поощряет)

Постановка учебной задачи
- А теперь внимание на доску. Здесь даны выражения на деление с остатком. Давайте вспомним, как мы выполняем деление с остатком, у каждого на парте есть памятки, пользуемся ими.
( НАГЛЯДНОСТЬ НА ДОСКЕ )
- Решите выражения:
43 : 6 =(ост.) 24 : 5 = (ост. )
73 : 8 =(ост. ) 37 : 9 =(ост. )
8 : 9 =

- Решили? А теперь проверим.
( Называю ученика, он говорит ответ, который получился и остаток.)
- А какой пример вызвал у вас затруднение? Почему?
( Последний, т.к. в этом примере делимое меньше делителя.)
- Сформулируйте тему нашего урока. Чему же мы должны сегодня научится?
(Тема урока записана на доске: Случаи деления, когда делитель больше делимого. )


ФИЗМИНУТКА
Выполнение движений под музыку

Решение учебной задачи
Практическая работа. Работа в парах

- Сейчас попробуйте в парах из 2 палочек (карандаши, ручки) построить треугольник.
- Сколько треугольников у вас получилось? (Ни одного.)
- Почему? ( У треугольника 3 стороны, а палочек только 2.)
- Как записать эти действия с помощью числовых выражений? 2 : 3 = 0 (ост. 2)

- Возьмите 3 палочки и постройте квадрат. Сколько квадратов у вас получилось? (Ни одного.)
- Почему?
( У квадрата 4 стороны, а палочек только 3.)
- Какое выражение можно составить? 3 : 4 = 0(ост.3)

- Посмотрите внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя?

( В частном получится ноль, а остаток будет равен делимому.) – вывешивается наглядность.
Запомните это!

Закрепление изученного материала
- Решаем выражения. И к доске идёт Абибе (затем Ридван),
записываем такое выражение:

5 : 7 = (ост. ) 3 : 1 = (ост. )

Артёму Карагодину:
9 : 12 = (ост. )
( Если кто – то решил неправильно
- Давайте, поможем. А как вы считаете / Почему? (СМАЙЛИКИ)

Решение задачи
- Теперь давайте решим задачу №4.
Артём, читай условие задачи.
- Какие слова выберем для краткой записи? (Привезли, Израсходовали., Осталось)
- Составим краткую запись.
( Запись делает учитель вместе с учениками)
- Что означает число 36? ( Количество привезённых досок.)
- Что означает число 27? (Количество оставшихся досок.)
- Сколько досок израсходовали? (Неизвестно.)
- Прочитайте вопрос. Что необходимо узнать?

Привезли – 36 д.
Израсходовали - ? во ? раз б.
Осталось – 27 д.

- Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать?

Привезли – 36 д.
Израсходовали - ? на ? досок м.
Осталось – 27 д.

- Чем эти задачи похожи и чем отличаются?
(Похожи условиями и отличаются вопросами.)
- Чем будут отличатся решения?
( Последним действием.)
- Как узнать, во сколько раз больше?
( Большее число разделим на меньшее.)
- Как узнать, на сколько раз меньше?
(Из большего числа вычесть меньшее.)

- Первую задачу идёт решать Артём К. .
- Вторую зад. идёт решать Ахмед.






Итог урока. Рефлексия
- Итак, давайте подведём итоги.
Закончите предложения: (даны на обратной стороне доски)
- Были ли трудности? - Справились вы с ними?

Домашнее задание:
- Открыли дневники и записываем домашнее задание Артём и Саша - стр. 31, №5 (1,2) и №7, остальные – стр. 31 №5(1), № 7.

Оценивание
- На парте у вас лежат «смайлики», которые вы получили за урок – давайте их посчитаем. (Учитель считает и выставляет оценки, комментирует.)
- Наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке.















13PAGE 14615


13PAGE 14615






15