СЕЛЬСКИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


А.Ю. Чёрный
СЕЛЬСКИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
КАК БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Современные проблемы развития самодеятельного художественного творчества среди сельского населения обусловлены неблагоприятным состоянием всех ведущих сфер российского общества: нестабильностью политической обстановки, серьезными экономическими трудностями, а также социальными противоречиями, которые существенно изменили культурное содержание жизни людей. В сложившейся в сельском социуме кризисной ситуации остро возрастает потребность государства в укреплении гуманистических норм и правил жизнедеятельности субъектов социально-культурной сферы на основе возрождения самобытных ценностей и идеалов национальной культуры. Так, в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» в числе основных задач определяется активизация культурно-досуговой деятельности в сельской местности, в результате чего, как минимум, каждый пятый житель села должен быть охвачен самодеятельным художественным творчеством, реализуемом в клубных учреждениях разного типа.
Неслучайно в последние десятилетия усилился интерес сельского населения к участию в культурно-досуговой деятельности, что отражается в возрождении и развитии художественно-творческих объединений в сельских учреждениях культуры различных регионов России. Следует отметить, что до нашего времени в глубинках сельской местности сохранились поистине самобытные (певческие, танцевальные, инструментальные) коллективы, репертуар которых передаётся из поколения в поколение. Однако для популяризации региональных традиций народного творчества данные коллективы особенно нуждаются в профессиональной поддержке своего художественно-творческого развития, активной концертной и гастрольной деятельности.
Вместе с тем, как показал проведённый нами опрос среди жителей населённых пунктов Архангельской области, 36 % опрошенных считают, что досуговые мероприятия как для пенсионеров, так и работающего населения проводятся в недостаточном количестве; 30 % – высказывают пожелание об организации кружков художественной самодеятельности в домах культуры, участниками которых могли бы одновременно быть члены семьи – взрослые и дети; 21 % – предложили чаще устраивать в селе уличные праздничные программы и дни семейного досуга; 18 % – детские игровые программы и дискотеки.
Таким образом, инициатива и потребности сельских жителей в сохранении и развитии самобытной художественной культуры своего региона, равно как и многообразие аспектов организации самодеятельного художественного творчества в условиях сельского социума обусловливают необходимость совершенствования организационно-управленческой деятельности профессиональных кадров, осуществляющих руководство разными видами художественного творчества на базе сельских культурно-досуговых учреждений.
Культурно-досуговое учреждение – это некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, основной деятельностью которой является:
- предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера;
- создание условий для занятий любительским художественным творчеством, способствующих развитию человеческого капитала;
- повышение качества жизни населения посредством просвещения, совершенствования творческих способностей людей и организации межличностного общения;
- удовлетворение общественных потребностей в сохранении и распространении культурного наследия;
- поддержка любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения [4].
Как обосновывает Л.С. Жаркова, разветвленную сеть культурно-досуговых учреждений прежде всего необходимо характеризовать по территориальному признаку, который учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики [1].
В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы культурно-досуговых учреждений – это клубы, дома культуры, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.
При этом на селе самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комплекс, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него нравственное, интеллектуальное и эмоциональное воздействие. В сельской местности клубы особенно прочно вошли в быт людей и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения и творческой самореализации людей.
Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и малые клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, домом и дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие – в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы. Несмотря на то, что на селе идет процесс деколлективизации, приватизации, разгосударствления, здесь сохранились в клубные учреждения: районный дом культуры, сельский дом культуры, сельский клуб [4].
Среди данных учреждений районный дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно-досуговой деятельности для населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района. Районный дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: из местного бюджета и из заработанных финансовых средств через специальный счет.
Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга людей и тем самым значительно отличает от других типов учреждений культуры.
Культурно-досуговые учреждения являются основной базой для создания и развития различных творческих любительских коллективов. В частности, для организации хореографического любительского коллектива необходима постоянная репетиционная площадка, материально-техническое обеспечение (сценические костюмы и реквизит, музыкальные инструменты и аудиотехника и др.). Танцевальный зал – залог успеха и подготовки коллектива, в нем нарабатываются элементы танца, проходят репетиции и занятия.
Наличие хореографического коллектива приносит свои плюсы и самому клубному учреждению, так как постоянный коллектив регулярно дает свои сольные концерты и принимает участие во всех культурно-досуговых мероприятиях. Средства, поступающие от деятельности коллектива, идут в бюджет учреждения и расходуются затем на улучшение условий творческой деятельности, пошив костюмов, изготовление реквизита. В своей конкурсно-концертной деятельности хореографический коллектив также представляет данное учреждение, тем самым увеличивая его авторитет в регионе. В итоге, выступление на конкурсах и фестивалях различных уровней повышает престиж не только конкретного хореографического коллектива, но и города (села) и, конечно же, культурно-досугового учреждения.
Взаимонеобходимость культурно-досуговых учреждений и любительских хореографических коллективов прослеживается и на организационно-экономической основе. Так, при отсутствии на своей базе творческих коллективов у учреждения возникают сложности с подготовкой и проведением концертов для жителей населённого пункта. При организации концертных программ администрации учреждения приходится приглашать другие коллективы, которым в свою очередь необходимо оплачивать, как минимум, транспортные расходы.
С другой стороны, сами хореографические коллективы нуждаются в полноценной репетиционной базе. Не имея места для репетиций, коллектив не может существовать, а чтобы арендовать помещение, ему приходится изыскивать немалые средства, что не всегда возможно. Зачастую любительские художественные коллективы существуют на основе альтруизма, довольствуясь лишь творческим самовыражением. Поэтому руководителю и участникам коллектива необходимо находиться и работать на базе культурно-досугового учреждения, которое помогает в работе с документацией, организацией выступлений и поездок, а так же и в материально-техническом обеспечении коллектива по мере возможности.
Творческий взаимовыгодный тандем культурно-досуговых учреждений и любительских хореографических коллективов является необходимым организационным условием развития культурно-досуговой деятельности в сельской местности, полноценная реализация которой выступает фактором социальной, культурной и духовно-нравственной и жизни жителей села.
Для сохранения и развития любительского художественного творчества необходимы следующие условия:
- изучение и использование в практической деятельности учреждений культуры традиций народного творчества, как общероссийских, так и присущих конкретному региону и местности;
- формирование устойчивых интересов к различным формам художественного творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения, не вовлечённых в активные формы самодеятельного художественного творчества;
- обновление содержания деятельности любительских объединений, клубов по интересам на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в том числе установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что любительское хореографическое творчество – яркое явление российской национальной культуры, которое обладает потенциалом для надёжного и бережного сохранения духовно-культурного наследия народа. Современные любительские хореографические коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей участников и влияют на формирование художественного вкуса и национально-культурных ценностных ориентаций зрителей. Многие из таких коллективов являются истинными центрами гармоничного воспитания личности и её нравственно-эстетического развития.
Мы можем гордиться достижениями фольклорного искусства наших предков и любительского народного художественного творчества, сформировавшегося в советский период, и обязаны сделать всё, чтобы не утратившая своей социальной значимости духовная культура народа, обретая новые творческие формы, стала основой культурного развития личности и современного российского общества в целом.
Библиографический список:
Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие. – 3-е изд. испр. и доп./ Л.С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2003. – 225 с. 
Марченко, С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / С.Е. Марченко – Омск, 2010.
Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях / Е.И. Смирнова – М.: Просвещение, 2007.
http://www.krasfolk.ru/metodicheskiy-kabinet/modelnyy-standart / [Электронный ресурс]