Открытый интегрированный урок по технологии: Виды машинных швов. Разделение труда (5 класс)


Учитель технологии Цыбульская Л.А.
Интегрированный курс «Основы экономики и финансовой грамотности»
в предмет технология». «Разделение труда»
Раздел: «Машиноведение»
Тема урока: Виды машинных швов.
Цель урока: ученики смогут выполнить машинные швы (стачной взаутюжку и вразутюжку); познакомиться с особенностями разделения труда на производстве, выяснить его плюсы и минусы.
Задачи: смогут рассказать о видах машинных швов, научиться их различать и выполнять на швейной машине; развивать воображение, пространственное мышление; воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию.
Основные понятия: машинные швы: соединительные, краевые, отделочные; сметать-стачать, терминология машинных работ; разделение труда.
Оборудование урока: ноутбук – 2 шт, презентация к уроку, утюг, гладильная доска, швейные машины с ручным и электрическим приводом, ножницы, иголки.
Формы работы: фронтальная, парная, дифференцированно - групповая, индивидуальная.
Учащиеся должны знать: на какие 3 основные группы делятся машинные швы, их краткую характеристику и предназначение.
Учащиеся должны уметь: самостоятельно заправлять верхнюю и нижнюю нити в швейной машине; выполнять соединительные швы: стачной в разутюжку и в заутюжку; организовывать свое рабочее место.
Этапы урока:
Ориентировочно-мотивационный этап
Организационное начало урока. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и субъективного опыта учащихся
Организация «погружения» учащихся в их незнание
Самоопределение учащихся на деятельность. Целеполагание.
Операционно-познавательный этап
Целенаправленная познавательная деятельность учащихся по освоению элементов новой темы
Образовательные ситуации обсуждения полученной учащимися продукции
Контрольно-коррекционный этап
Самоконтроль учащихся, связанный с новым учебным материалом
Коррекция возможных ошибок учащихся
Этап определения и формулировки домашнего задания
Рефлексивный этап
Критерии успеха:
К концу урока ученики смогут самостоятельно называть и показывать виды машинных швов в изделии.
Смогут самостоятельно выполнять машинные соединительные швы.
К концу урока ученики смогут самостоятельно, правильно организовывать свою работу.
Используемый модуль Программы:
ИКТ
Новые подходы в преподавании и обучении. (диалогическое обучение)
Критическое мышление
Обучение обучению (перенос знаний одного предмета на другой)
Обучение одаренных
Обучение с учетом возрастных особенностей
Управление и лидерство в обучении
Ход урока
Организационная часть, положительный настрой на урок.
Отметить отсутствующих.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Чтобы проверить как вы готовы к уроку вам нужно ответить на мои вопросы, ответы помогут нам сегодня в работе.
Молодичка – невеличка, а весь мир одевает. (игла)
Одной мне скучно, как всегда, куда она – туда и я. (нитка)
«Семь раз отмерь, один отрежь» - гласит пословица в народе, а что же резать будем мы сегодня на уроке. (ткань)
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздь,
Да и тот насквозь. (ножницы)
Идет пароход, то взад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (утюг)
На поляне шерстяной  Пляшет тонконожка —  Из-под туфельки стальной  Выползает  Стёжка.  (Швейная машинка)
Замечательно, совершенно верно, на все загадки дали правильные ответы.
Повторение пройденного материала.
На прошлых уроках мы с вами изучали устройство шв. машины и заправку верхней и нижней ниток. Насколько верно вы усвоили материал мы проверим. Перед вами лежат листочки с заданием подписать последовательность заправки верхней нити. (5 минут)
Критерии успешности: я могу правильно указать последовательность заправки верхней нити в швейной машине.
-175260213995Задание №1 Подписать последовательность заправки верхней нити (см.раб. 3 мин)
1-катушечный стержень, 2-нити направитель1, 3-регулятор натяжения верхней нити, 4-нитипритягиватель, 5-нитинаправитель 2, 6-нитка в иголку с права на лево.
Время вышло, обменяйтесь листочками и выполним взаимопроверку. Результат занесите в оценочный лист урока (озвучить критерии оценивания). После выполнения учащиеся обмениваются листочками по часовой стрелке и выполняют взаимопроверку. Оценку ставят в карточку с результатами, опираясь на критерии оценивания.
Оценочный лист урока
№ Задание №1 Критерии оценивания Оценка
1 Самостоятельная работа «Заправка верхней нити в швейной машине» Все ответы верны (все «+») – «5» Два минуса «4» Три минуса «3» Больше трех минусов «2» Задание № 2 Критерии оценивания Баллы от 1 до 5
2 Практическая работа «Выполнение стачного шва вразутюжку» Строчка ровная Строчка аккуратная (лишние нитки срезаны, линия шва не отмечена ручкой) Шов разутюжен ИТОГО оценка
15 б- «5», 14-13б- «4», 12-11б – «3». Задание № 3 Образец № Баллы от 1 до 5
3 Изучив образцы изделий, запишите какие швы в относятся к соединительным, краевым и отделочным.
(перечислите) Соединительные:
Краевые:
Отделочные: ИТОГО оценка
15 б- «5», 14-13б- «4», 12-11б – «3». У вас на столах лежат карточки с изображением: иглы, нитки, ножниц, ткань, утюг, швейная машина. Сейчас я вас попрошу разделиться на две группы и пересесть.
1 группа: карточки с рисунками иглы, нитки, ткани; 2 группа: ножницы, утюг и швейная машина. Выбор карточек и учащегося не случайный, карточки раздаются таким образом, чтобы в группу попали учащиеся с разной успеваемостью.
Сообщение темы и цели урока
Объяснение нового материала
 На прошлом уроке мы выполняли машинные строчки, если сравнить машинные строчки и ручные, то, что мы увидим? какие различия? (ответы учащихся)
Машинные строчки красивые, ровные и крепкие чем ручные.
С помощью машинных строчек работа выполняется в пятьдесят раз быстрее, чем в ручную.
А какие виды ручных строчек вы знаете? (соединительные, отделочные – временного и постоянного назначения)
А знаете ли вы машинные швы? нет……
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься (говорить?) на уроке?
Правильно, сегодня на уроке вы сможете:
Закрепить знания, полученные ранее о заправке верхней и нижней нити в швейной машине.
Познакомиться с видами машинных швов.
Научиться выполнять машинные швы правильно и аккуратно.
Тема нашего урока «Машинные швы» слайд №1
У вас на столах карточки с объяснением и ноутбуки с презентацией. Ваша задача самостоятельно изучить материал на это вам дается 3-5 минут. После чего, мы с вами обсудим, что вы узнали (работа в группах).
Критерии успешности: я смогу ответить на вопросы учителя.
И так что вы узнали…..учащиеся отвечают что…… По своему назначению, машинные швы подразделяются на соединительные, краевые и декоративно-отделочные. Соединительные швы служат для соединения деталей, краевые  – для обработки краёв и срезов и предохранения их от осыпания с изнаночной стороны, декоративно-отделочные – для художественного оформления изделия.

2969128221387Ход работы: Стачной шов в разутюжку.
Подготовить лоскутки ткани (две детали): сложить ровно, лицевой стороной внутрь и сметать.
Сметать детали от края на 1,5 см.
Прострочить на машинке.
Удалить нитки смётывания.
Разутюжить шов – закрепить припуски по обе стороны от шва.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, плечевого шва, стачивание рукавов и т.д.
Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва в заутюжку.
2957758200696Ход работы: Шов в заутюжку.
Подготовить лоскутки ткани (две детали): сложить ровно, лицевой стороной внутрь и сметать.
Сметать детали от края на 1,5 см.
Прострочить на машинке.
Удалить нитки смётывания.
Заутюжить шов – закрепить припуски по одну строну от шва.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, притачивание воротника к горловине, обтачки на юбке и т. д.
Шов - это место соединения двух или нескольких слоев ткани или деталей изделия машинной строчкой.
Физминутка: мы немного засиделись, давайте разомнемся. Повороты головой в право и лево, наклоны вперед назад. Повернулись к соседу слева улыбнулись, повернулись к соседу справа –улыбнулись, а теперь посмотрите на меня и давайте улыбнемся друг-другу. Спасибо.
И мы с вами продолжаем. Теперь, что бы закрепить полученные знания переходим к выполнению практической работы.
Практическая работа.
Команда №1: Изучив образцы изделий, запишите какие швы относятся к соединительным, краевым и отделочным. В помощь вам инструкционные карты с название швов.
Команда №2: Выполняют стачной шов в разутюжку. Но не забываем критерии успешности: я соблюдаю прваила ТБ при работе за шв машиной и при работе с утюгом (во время выполнения задания параллельно можно уточнить какие это правила ТБ).
По окончании работы учащиеся убирают свои рабочие места.
Экономика
После выполнения практической работы, задать вопрос учащимся.
-Сегодня каждая из вас выполняла самостоятельно машинный шов. Вам пришлось вырезать лоскут ткани, отутюжить его, сметать два лоскутка, выполнить машинные строчку, разутюжить шов. Скажите если бы такой способ работы был на фабрике, какой бы тогда у нас была производительность труда высокой или низкой (много или мало мы бы пошили изделий)? А как сделать, что бы работа двигалась быстрее, слаженно и получалось больше и качественно.
Нужно разделение труда т.е каждый отвечает за свой этап. Кто-то сметывает, кто-то вырезает, а кто-то шьет.
Но и у разделения труда есть свои плюсы и минусы, Плюсы мы уже свами назвали (быстро, качественно, много), а минусы………..каждый рабочий привыкает выполнять только какую-то одну операцию, а если вдруг кто-то заболеет и его переместят на другой этап производства товара, ему придется заново учится.
Вводный инструктаж
1 Разбор инструкционных карт (объяснить как выполняются стачной шов вразутюжку).
2 Показать учащимся как на швейной машине выполнить стачивание двух деталей, напомнить о выполнении закрепок, показать как разутюжить или заутюжить припуски швов.
3 Напомнить о правилах ТБ при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом (смотреть памятку в тетради).
4 Организовать работу учащихся.
Техника безопасности на швейной машине
Сидеть за машиной прямо.
Расстояние от глаз до изделия должно быть 30-40 см.
Проверить перед соединением деталей, не остались ли в изделии игла или булавки.
Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
Укажите правильное положение рук при шитье на машине?
Техника безопасности при работе с утюгом
Проверить целостность шнура.
При выполнении работ стоять на резиновом коврике.
Утюг ставить на специальную подставку.
включать и выключать утюг сухими руками, держась за вилку.
Техника безопасности при выполнении ручных работ
Инструменты и необходимые материалы хранить в специальной коробке.
Иголки хранить в игольнице.
Во время работы на средний палец правой руки надевать наперсток.
Иголки и булавки вкалывать только в игольницу.
Ножницы передавать с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ.
1. Перед выполнением машинных работ нужно проверить, не остались ли в изделии иголки или булавки.
2. Все строчки, кроме отделочных, выполняются нитками в цвет ткани. Отделку (тесьму, кружево, аппликацию) выполняют в цвет отделки.
41890951816103. Ширина шва должна соответствовать размерам, указанным в технологических картах на изготовление швейных изделий.
4. При выполнении машинной строчки припуски на шов располагается справа от иглы, а деталь изделия - слева (рисунок).
5. Концы строчек закрепляются обратным ходом машины (длина закрепки 7-10мм) или завязываются узелком.
6. После выполнения машинной работы нитки всех временных строчек (сметывания, наметывания и т.д.) удаляются.
7. При работе ткань нельзя тянуть или подталкивать, рука лежит на ткани и направляет движение строчки.
8. Номер ниток и машинных игл должны соответствовать толщине ткани.
9. Готовые швы приутюжить.
Текущий инструктаж
Следить за ходом выполнения работы, за соблюдением правил ТБ, указывать на ошибки, помогать при необходимости.
Заключительный инструктаж
1 Проверка знаний по изученной теме:
Дайте определение машинному шву?
Какие машинные швы бывают?
Какой машинный шов мы сегодня выполняли?
2 Проверить работу учащихся, разобрать ошибки.
3 Обобщить работу класса и выставить оценки
4 Д/з: выполнить машинный шов стачной взаутюжку, карточка по экономике.
Подумай, в каких случаях речь идёт о разделении труда. Обведи нужный ответ.
1 Дедушка соорудил табурет. Да Нет
2 Я подметал пол, а младшая сестрёнка вытирала пыль. Да Нет
3 Я носил воду из колодца и поливал огород. Да Нет
4 Мы делали поздравительную открытку маме: мой брат вырезал цветы из бумаги, а я наклеивал их на лист. Да Нет
5 Мальчик мастерил скворечник: распиливал доски, сколачивал их, вырезал леток, приделывал крышу. Да Нет
6 Девочки готовили уроки: читали учебник, выполняли упражнения. Да Нет
РЕФЛЕКСИЯ: у вас на столах листочки, закончите предложения:
Сегодня у меня получилось………………
Мне было трудно…………………..
И нарисовать смайлик, который выражает ваше настроение за урок.