Проект «Экономим воду – сбережём планету»


Проект «Экономим воду – сбережём планету»
Капля воды дороже золота.
Д. Менделеев
Краткая аннотация проекта
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст и реализуется в рамках программы "Развитие". Дети 5-7 лет проявляют активный интерес к окружающему мир. У них проявляется познавательный интерес к природе, окружающим предметам и явлениям, развивается любознательность, наблюдательность, умение обобщать собственный опыт исследовательской работы. Развиваются навыки моделирования и экспериментирования. Формируется эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильного поведения в природе. Одними из первых природных материалов, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми ребёнка с водой во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений ребёнка о свойствах и значении воды в жизни людей. Мы старались, чтобы дети не механически запоминали и воспроизводили изученный материал, а понимали, умели объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив детей просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитываем аккуратных, но бессердечных людей. Основным методом нашей работы является поисковая деятельность, в ходе которой дети сами проводят исследования. С помощью воспитателей и родителей осуществляется обработка полученных данных, которые будут представлены в виде детских рисунков, фото, презентаций. Результат: в ходе проекта дети научатся пользоваться различными источниками и способами получения информации, работать в команде, у них разовьются коммуникативные навыки, активизируется речь по теме
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
Почему так важно беречь воду?
Проблемные вопросы:
Как люди могут сберечь воду?
Учебные вопросы:
Где люди используют воду?
Как можно сберечь воду в быту?
Вода в природе.
План проекта
Подготовительный этап
Подготовка презентация воспитателя для выявления представлений и интересов детей.
Деление на группы
Подбор информационных ресурсов по теме проекта - это энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы, наблюдения, проведение опытов, занятия, экскурсии. Приложение 4,5, 6.
1 этап – Погружение в проект
Представление вводной презентации воспитателя. Приложение12
Выбор темы исследования каждой подгруппой.
Выявление предварительных представлений по проблемным вопросам.
2 этап – Организация деятельности
Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы.
Обсуждение учебных вопросов в каждой подгруппе по темам исследований.
Выдвижение предположений по теме групповой презентации.
Определение целей исследования.
3 этап – Осуществление деятельности
Групповая и индивидуальная работа по темам исследований: рассматривание иллюстрации, чтение энциклопедий,
проведение опытов, проведение занятий по теме исследования, обсуждение полученной информации.
Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций, исследовательских работ.
4 этап – Презентация
Презентация готовых работ перед родителями, воспитателями.
Просмотр детско-родительского альбома по теме
Заключительный этап:
Презентация воспитателя
«Экономим воду – сбережём планету» Приложение3
Пример детской работы
Где люди используют воду? Приложение3
Вода в природе Приложение3
Описание процедур оценивания
До работы над проектом
Тест для родителей. Тест-анкета Приложение 14
Карта ЗИУ. Приложение 7
Вводная презентация.
Мозговой штурм.
Дети работают над проектом и выполняют задания
Лист планирования работы в группе. Приложение 10
План отчёта продвижения команд по проекту. Приложение 11
Карта продвижения команд по проекту. Приложение 8
Лист самооценки для детей. Приложение 13
После завершения работы над проектом
После завершения проекта проводится занятие с представлением презентаций
Лист оценки эмоционального состояния. Приложение 9
Описание процедур оценивания
Был проведен тест для родителей, в котором предлагалось ответить на вопросы, касающиеся экологического воспитания детей.
Карта ЗИУ заполняется воспитателем. Карта помогает выявить имеющиеся знания у детей по теме, способствует активной мыслительной деятельности, помогает применить имеющиеся знания на практике. Таблица используется и при завершении проекта, с целью фиксации новых знаний.
Вводная презентация проводится в начале проектной деятельности, с целью оценки начальных знаний детей. Дети делятся на подгруппы по интересам (карта ЗИУ). Во время презентации ребята высказывают свои предположения относительно существующей проблемы. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте.
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Лист планирования работы в группе помогает ввести ребёнка в проект: дети распределяются на команды с учётом их интересов, выбирают название команды, эмблему, капитана, определяют цели, вырабатывают стратегии для их достижения, распределяют обязанности. Лист заполняется взрослым (воспитателем или родителем).
Лист оценки эмоционального состояния ребёнка заполняется на протяжении всего проекта. Ребёнок выбирает определённую эмоцию, которая соответствует его эмоциональному состоянию на определённом этапе проекта.
План отчёта продвижения команд по проекту показывает основные этапы работы с полным описанием того, что необходимо ребятам сделать на каждом из них. Данная схема помогает воспитателю организовать чёткую работу по проекту.
Карта продвижения команд по проекту показывает темп продвижения команд. На карте показаны основные этапы работы. Каждый пройденный этап команда отмечает своей эмблемой. План даёт возможность воспитателю видеть темп продвижения команд по проекту, при необходимости оказывая помощь и поддержку. Используется в течение всего проекта.
Лист оценивания ребёнком своего участия в проекте заполняется в конце проекта. В нём ребёнок самостоятельно оценивает степень своего участия с помощью цвета.
После завершения проекта проводится итоговое занятие, представление презентаций, посещение экологической комнаты, организуется выставка творческих работ детей. В ходе проведения данных мероприятий оценивается качество полученных знаний, умение участвовать в обсуждении, давать исчерпывающие ответы на заданные вопросы, умение анализировать имеющиеся факты, делать выводы.
Приложение
Содержание проекта
Визитная карточка проекта
Презентации:
«Экономим воду – сбережём планету»
«Вода в природе»
«Где люди используют воду»
Подборка опытов с водой
Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности
Цикл наблюдений
Карта ЗИУ
Карта продвижения команд по проекту
Лист оценки эмоционального состояния
Лист планирования работы в группе
План отчёт продвижения команд по проекту
Представление проекта
Лист самооценки по группам
Анкета для родителей