Классный час на тему Предэкзаменационный стресс и способы борьбы с ним.


Классный час на тему:
«Предэкзаменационный стресс и способы борьбы с ним».
Тема классного часа выбрана не случайно. Не за горами государственные выпускные экзамены. Это всегда испытание. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим учащимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессовый характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов.
Целью классного часа является способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников.
Поставленная цель реализовывается через решение следующих задач:
1. Стимулировать учащихся к размышлению о способах борьбы с предэкзаменационным волнением.
2. Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения — выделять продуктивные и малопродуктивные.
3. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего контроля своего поведения.
Этапы классного часа:
1.Беседа с учащимися о понятии стресс, его признаках (Презентация).
2. «Стресс-тест».
3. Обсуждение способов борьбы со стрессом.
4.Рекомендации старшеклассникам по подготовке к экзаменам (Приложение 2).
Планируемые результаты:
1.Осознание учащимися физиологических и психологических признаков стресса.
2.Знакомство со способами и средствами борьбы с негативными эмоциями.
3.Осознание своего психического состояния и формирование внутреннего контроля своего поведения.
Ход занятия.
1.Беседа с учащимися.
Классный руководитель. Здравствуйте! Тема классного часа выбрана не случайно. Не за горами государственные выпускные экзамены. Выпускной экзамен является мостиком, который соединяет вас со взрослой жизнью. Каждому хочется достойно завершить один этап (школу) и начать новый. Экзамены вызывают у учащихся разные ощущения и состояния. Классный руководитель предлагает озвучить эти ощущения и состояния. (Слайд 1).
Затем обращает внимание выпускников, что названные ими состояния разные: положительные и отрицательные; сколько людей столько эмоций, состояний, ощущений. Итак, довольно часто мы испытываем отрицательные эмоции - гнев, страх, растерянность и др. Почему так происходит? Учащиеся могут высказать свое мнение.
Классный руководитель. Я хочу немного рассказать вам о стрессе! Почему о стрессе, да потому, что большинство отрицательных эмоций которые мы испытываем относятся к стрессу. Прежде всего, обратимся к биографии слова «стресс». Впервые понятие «стресс» ввел канадский врач и биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье, он же обосновал свое учение о стрессе и дистрессе.
Неверно понимать под стрессом только нервное напряжение, которое приводит к болезням, говорил Селье: «Стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Любое непривычное для организма воздействие  - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод  или жара, инфекция, реакция на прием лекарства, укол все это может вызвать стресс. Стало быть, стресс это приспособление человека к любому воздействию на него, реакция организма. Избежать стрессовых ситуаций невозможно, да и не нужно, ибо стресс, как писал Селье,- «это сама жизнь, а отсутствие стресса означает смерть».
Если стресс это напряжение, давление, нажим, то дистресс - это горе, несчастье. Поэтому человеку необходимо бороться именно с дистрессовыми ситуациями, стремиться быстрее выходить из них.
Однако вреден и постоянно действующий стресс. Наш организм сталкивается с необычным воздействием, и в начале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам (внешним раздражителям). Но если стрессоры продолжают свое воздействие на организм, то может наступить третья фаза - фаза истощения борьбы со стрессорами. Это происходит тогда, когда исчерпались ресурсы защитных сил, и организм заболевает.
Итак, длительное психическое напряжение вызывает истощение защитных сил, может явиться причиной заболеваний, которые называются психогенными.
Разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Это вы знаете из своего личного опыта. Кто-то в сложной ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может «взорваться», наговорить обидных, грубых слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Отчего же зависит эта разница в реагировании и поведении на одни и те же стрессоры? Безусловно, это зависит от склада характера человека, от его индивидуальности. Но не только от этого. Немаловажную роль  здесь играют приобретенные средства защиты - воспитание, самовоспитание. Это, пожалуй, главное оружие в борьбе со стрессом. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.
Выделим физиологические и психологические признаки стресса (Слайд 2,3).
2. «Стресс-тест».
Классный руководитель: скоро вам предстоят экзамены, это ситуация не из легких. Однако ученики по-разному относятся к предстоящим испытаниям: кто-то спокоен, кто-то не тревожится до последнего момента, а кто-то заранее начинает переживать, с каждым днем нагнетая все больше отрицательных эмоций. Предлагая вам пройти «Стресс-тест», чтобы узнать, насколько вы стрессоустойчивы.
Исходя из результатов теста, учащиеся делятся на 4 группы, в которые входят ребята с разными результатами теста, и дальше идет работа в группах.
3.Способы борьбы со стрессом.
 Классный руководитель: в каждой группе у нас есть те, кто больше волнуется перед экзаменами, и те, кто волнуется меньше. Ваша задача — поделиться своим опытом друг с другом. Тем, кто волнуется, — рассказать, что именно заставляет их волноваться, почему они не могут справиться со своим волнением. А тем, кто не волнуется, — как им это удается, какими методами они пользуются, какие приемы наиболее эффективны. В итоге вы в своей группе должны выделить и записать не менее 10 способов и приемов снижения предэкзаменационного волнения. На выполнение задания отводится 5–8 минут.
Затем группы представляют результаты своей работы, а классный руководитель записывает их на доске.
Классный руководитель: спасибо всем, вы отлично поработали. У нас получился довольно обширный список самых различных методов и приемов, чтобы снизить уровень волнения перед экзаменами. Ребятам предлагаются приемы снятия нервно-психического напряжения (Приложение 1) Это и общение с приятными людьми, и водные процедуры (называет 3–4 способа, предложенных школьниками). Но самым эффективным, здесь я согласна с вами, является подготовка к экзамену. Ведь если ты подготовился к экзамену, знаешь материал, то и волнение значительно снижается.
У каждого из вас есть свой опыт подготовки к экзаменам. Из того множества рекомендаций, которые существуют, каждый из нас выбирает то, что подходит именно ему. Сейчас я каждой группе дам лист бумаги, где написано 10 правил подготовки к экзаменам (Приложение 2). Внимательно в группах прочитайте эти правила и выберите из них три, которые вы реально используете (или будете использовать) при подготовке к экзаменам. Затем мы обсудим, что вы выбрали.
Классный руководитель: теперь каждая группа назовет те три рекомендации по подготовке к экзаменам, которые считает реальными и эффективными.
Каждая группа не просто называет выбранные варианты, но и обосновывает свой выбор (почему они следуют именно этим правилам и не следуют другим).
Классный руководитель должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить тревожное состояние перед экзаменом. Можно обсудить, чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему? Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)? Обратить внимание на нагрузку ребят по дням неделям и в течение суток.
Анализируются бланки «Моя рабочая неделя» (Приложение 3).
На этих бланках участники заранее закрашивали дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с переутомляемостью, и предлагает, как можно этого избежать.
Классный руководитель подчеркивает такие варианты предотвращения переутомляемости как:
— планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;
— делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия;
— не браться за несколько дел одновременно.
Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.
4.Рекомендации старшеклассникам по подготовке к экзаменам.
Классный руководитель: сегодня на занятии мы с вами обсудили очень важную тему — как действовать, что делать, чтобы экзамены прошли с наименьшими волнениями и закончились наилучшим результатом. Среди предложенных рекомендаций каждый из вас, думаю, выберет подходяшие для себя. Надеюсь, что вы узнали что-то новое на нашем занятии, что поможет при подготовке и сдаче экзаменов.
Приложения
Приложение 1. Способы снятия нервно-психического напряжения
— спортивные занятия;
— контрастный душ;
— стирка белья;
— мытье посуды;
— свое напряжение вложить в комканье газетного листа;
— потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню;
— погулять в тихом месте на природе.
– можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
– если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце — это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
– произвести любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле.
– можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.
Приложение 2.
Рекомендации старшеклассникам по подготовке к экзаменам.
1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Приложение 3.
«Моя рабочая неделя»
День недели Утро День Вечер
Понедельник      
Вторник      
Среда      
Четверг      
Пятница      
Суббота      
Воскресенье