Презентация как психологически подготовиться к сдаче экзамена


Экзамены - испытания(в строгом переводе с латыни) Это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность также важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Для начала хорошо определить, кто Вы – "сова" или "жаворонок", и, в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. Если вы начнете зубрить материал в СВОЕ время, то эффективность запоминания получится в ТРИ раза выше обычной. Оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи. Можно ввести в интерьер картину в жёлто-фиолетовых тонах, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.Составить план на каждый день. А весь материал полезно структурировать за счёт планов, схем и т.д., причём обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Начинать следует с того раздела, который заведомо знаете хуже всего (пока свежая голова),а затем переходить к материалу, который более всего интересен и приятен.  У всех людей разные типы памяти. Обладателям слуховой (аудиал) лучше всего готовиться вдвоем, читая друг другу материал по очереди. Тем, у кого память кинестетическая (память движения руки), лучше писать шпаргалки. Если ведущий тип памяти зрительный (визуал), то лучше всего представлять картинки в уме, записывать текст.Кстати, по статистике, преподаватели замечают семьдесят процентов "шпор", и лишь 30 процентов проходят незаметными их глазу. Кроме того, рукописная подсказка - это своеобразный конспект, в котором отражена квинтэссенция вопроса и материал хорошо структурирован. Перед экзаменами очень устают глаза. Чтобы дать органу зрения расслабление, надо сначала "пострелять" поочередно вверх-вниз по 20 секунд, потом "написать" очами свои имя-фамилию-отчество, затем попеременно фиксиравать глаза то на близком, то на удаленном предмете.  Перед устным экзаменом хорошо попробовать записать ответ на магнитофон или рассказать перед зеркалом. Когда Вы пересказываете ответ, Вы включаете особый вид памяти. Важно и то, что речь "про себя" отличается от речи вслух. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях. И помните ваша задача не вызубрить, а понять. Хорошо научитесь выполнять практические задания - решать задачи, уравнения, разбирать предложения и др. Рассказывайте вслух, как Вы их выполняли, какой был ход Ваших мыслей, действий и рассуждений. Набросайте план ответа на каждый вопрос, причём каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня Вы видели некоторое материальное выражение своего труда. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалились, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, лёгкого победного ответа. Мысли о провале недаром называют саморазрушающими. Мысленно проиграйте ситуацию экзамена. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения. - залог успешной работы мозга. Чтобы серое вещество активно функционировало, нужно есть побольше орехов, фруктов и зелени. Они не перенапрягают организм. Лучше обойтись без крепких напитков кофе и чая. Например, стихотворение, выученное на "кофейной" подпитке, запоминается всего на две недели. А "хваленые" энергетические напитки используют внутренние силы организма, которые и так по весне предельно истощены. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Подготовка к экзамену: шпаргалка или стакан воды?Итак, вспомните свое состояние в момент стресса: ладони влажные, на лбу испарина. Это неслучайно и небезопасно. Ваш организм резко обезвоживается. Но нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости (попросту говоря, воды). Недостаток же ее снижает скорость нервных процессов. Следовательно, если вам предстоит важная встреча, выступление перед большой аудиторией, экзамен и т. д., самое быстрое, безопасное и эффективное, что вы можете сделать, – это выпить несколько глотков воды. Уверяю вас, что питье воды перед контрольной или уроком, на котором предстоит объяснение трудного материала, должно стать нормой жизни. И для учеников, и для учителя.Надо сказать, что не всякое употребление воды работает на благо нервной системы. В частности, всю воду, выпитую во время еды, организм тратит на пищеварение. А если вы хотите выпить воды именно в антистрессовых целях, нужно пить ее или за двадцать минут до, или через полчаса после еды. Лучше всего минеральная вода (газированная или нет), потому что содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях организма. Можно пить и чистую, недистиллированную воду. Полезен в борьбе со стрессом и зеленый чай.Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или даже вредны. В сладкую газировку производители добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Именно поэтому невозможно напиться колой. Соки не подходят как антистрессовый напиток потому, что для расщепления питательных веществ, содержащихся в них, опять же используется вода. Чай и кофе создают лишь иллюзию повышения работоспособности. На самом деле они просто грубо подстегивают наш организм, как выбившуюся из сил лошадь. А содержащиеся в них кофеин и танин способствуют обезвоживанию. То же действие оказывают алкогольные напитки. Накануне экзамена.Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.  Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Постарайтесь, как можно конкретнее, представить себе ситуацию экзамена, со всеми чувствами и переживаниями, но так как бы вы хотели, как должно произойти при успешной сдаче экзамена. С вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше. Во время экзамена.Во время экзамена, взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который для вас легче. Напишите примерный план ответа и запишите все нюансы, которых хотите коснуться при ответе. Понятный и чёткий почерк просто необходим. Постарайтесь сформулировать первое предложение своего ответа так, чтобы экзаменатор понял,  что смысл вопроса вам ясен. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу Начинайте записывать всё, что когда- либо слышали по этому поводу. В процессе в голову могут прийти новые мысли. А можно сделать и так: разделите лист на две части, слева запишите всё что вы знаете по этому вопросу, а справа "что мне неизвестно". Смелее записывайте в левую часть всё, что приходит в голову по поводу ответа - правила, примеры, отдельные положения и др. В конце подготовки из имеющейся информации составьте план ответа: лучше ответить не всё, но то что вы знаете, изложить чётко и логично. На полуслове вы забыли, о чём надо говорить Сохраняйте спокойствие, хотя бы внешнее.  Повторите последнюю фразу, сначала так же как раньше, а потом, другими словами. И продолжайте. Не говорите: "Да, я ещё забыл сказать о...". Говорите, например, так: "Вернёмся к ( название пункта плана ), я хотел бы добавить ..." или: "Кроме того, надо сказать, что..." Если вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счёт.  Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили. Вам задают дополнительный вопрос Не торопитесь с ответом. Чётко определите к чему относится этот вопрос, сформулируйте ответ в уме. Вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывал Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию. Упражнение «Ресурсные образы»Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.Инструкция: Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях. Способы снятия нервно-психического напряжения.Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально. Я перечислю Вам некоторые способы, а Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам. Вот эти способы:• Спортивные занятия • Контрастный душ • Стирка белья • Мытье посуды • Свое напряжение вложить в комканые газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить на помойку. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот ( рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью) • Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню. • Погулять в тихом месте на природе.Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться? Дайте советы друг другу. Упражнение «До встречи на экзаменах!» У меня в руках горящая свеча. Я хочу, чтобы в Ваших руках все всегда спорилось, горело и получалось как надо. Давайте передавать ее друг другу. Тот у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесли ему наши занятия, что он узнал нового. И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора - пусть оно не покидает вас и во время экзамена.