Рабочая программа по литературе для 8 класса (гуманитарный профиль)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ № 44
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________
_______________
Протокол №1 от
«Согласовано»
Заместитель директора
по НМР
_________________
__________________
«Утверждено»
Директор
МБОУ Гимназии №44 г. Иркутска
________________
В.В. Панкрашин
Рабочая программа
по литературе
для 8 А (гуманитарного) класса
(Уровень: базовый уровень)
Учитель: _Толстоухова Елена Владимировна
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение», 2010 г.
2015/2016 учебный год
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература.5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

На изучение курса «Литература 8 класс» отводится 102 часа (3 часа в неделю).

Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание разделов и тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 3 часа в неделю. В программе имеется 2 резервных урока. Настоящая программа рассчитана на базовое изучение курса литературы 8 «А» (гуманитарного) класса. На передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.
ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание Кол-во часов
Русская литература и история 1
Устное народное творчество 3
Из древнерусской литературы 4
Из литературы 18 века 10
Из литературы 19 века 45
Из литературы 20 века 29
Из зарубежной литературы 10
ИТОГО: 102
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.Л., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.Л, Коровин В.И Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2011.
3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс /Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011. 5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Для учителя:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.Л., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Кутейникова н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждениЙ. М.: Просвещение, 2009.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2010.
4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В.. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 8 А
Учитель: Толстоухова ЕВ
Количество часов
Всего: 102 часа; в неделю: 3 часа
Плановых контрольных работ: 4 ; сочинений: 6; уроки вн. чтения: 3
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение», 2010 г.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011.
Дополнительная литература:
1.И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2010г.
2. О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. Москва. «Экзамен»2010г.
3. Ж.Н.Критарова Анализ произведений русской литературы. 8 класс. Москва «Экзамен»2011г.
4. О.Г.Черных Практикум по литературе 8 класс. Москва «Вако»2010г.
№ Наименование разделов и тем Кол-во часов Корректировка Форма организации учебных занятий Виды контроля
1 Вводный. Литература и история Историзм классиков русской литературы 1 1. Составление тезисов статьи учебника
2. участие в коллективном диалоге
3. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом Фронтальный опрос
2- 3 Русская старина. Отражение жизни народа в народных песнях Лирические и исторические песни. 2 Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы
4 Предания как исторический жанр русской народной прозы 1 Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен Самостоятельная работа
5- 6 Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»
2 Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа Фронтальный опрос
7- 8 «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. 2 Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа Ответы на вопросы, выразительное чтение
9- 10 Д.И.Фонвизин «Недоросль» Проблема воспитания истинного гражданина 2 Знакомство с биографией Д.И.Фонвизина комментированное чтение комедии, словарная работа Ответы на вопросы, выразительное чтение по ролям
11 Анализ эпизода комедии 1 Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа Участие в аналитической беседе, оценка качества выполнения домашнего задания
12- 13. Подготовка и написание сочинения «Человек и история…» 2 Составление плана
Анализ выполнения домашнего задания
Анализ написанных черновиков Участие в аналитической беседе
14-15 Ж.- Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» 2 Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа Оценка ответов на участие в беседе
16 И.А.Крылов – поэт и мудрец 1 Сообщения учащихся о писателе, умение выделять главное Ответы на вопросы урока
17- 18 К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» 2 Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой Индивидуальный, ответы на вопросы
19- 20 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории в литературе 2 Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа Монологическое высказывание на заданную тему
21 А.С.Пушкин и история. 1 Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа Составление монологического ответа на вопросы
22 А.С.Пушкин. «История Пугачёва» 1 Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа Ответы на вопросы самостоятельная работа
23 А.С.Пушкин
Творческая история повести «Капитанская дочка» 1 Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа Индивидуальный, ответы на вопросы
24 Формирование характера Петра Гринёва. 1 Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ Ответы на вопросы
25 Контрольная работа за I четверть 1 Индивидуальный: контрольная работа
26 Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. 1 Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы
27 Изображение народной войны и её вождя 1 Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу
28-29 Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе. Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка» 2 Работа со статьей учебника
Написание сочинения Фронтальный опрос
Оценка за сочинение
30-31 «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения 2 Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа Оценка ответов учащихся на уроке
32 Жизнь и судьба М.Лермонтова
Воплощение исторической темы в творчестве 1 Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ произведений на историческую тему выразительное чтение стихотворений Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать
33-34 «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа.
Мцыри как романтический герой 2 Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. Оценка ответов учащихся
Фронтальный опрос
35-36 Особенности композиции поэмы «Мцыри» 2 Аналитическая беседа, творческая работа
Анализ эпизода Оценка ответов на поставленные вопросы
37-38 Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» 2 Сбор материала к сочинению, его систематизация. 39-40 Н.В.Гоголь – писатель-сатирик, его отношение к исторической теме в творчестве. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» 2 Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа Выборочная проверка записей, сделанных учеником
41- 42 Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» 2 Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.
Работа по составлению цитатного плана Оценка ответов учащихся в ходе урока
43-44 Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова 2 Контрольная работа за 1 полугодие 23.12 Работа над действием №3,4, составление таблицы, групповая работа Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.
45- 46 Особенности композиционной структуры комедии 2 Работа над текстом Оценка ответов во время работы с текстом
47-48 Н.В.Гоголь «Шинель»»
Образ «маленького человека» в литературе 2 Ответы на предложенные вопросы и задания Уровень выполнения практической работы
49 Н.В.Гоголь «Шинель» Мечта и реальность в повести 1 Ответы на предложенные вопросы и задания Оценка ответов на вопросы
50-51 М.Е.Салтыков- Щедрин , слово о писателе, редакторе, издателе 2 Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя Оценка умения анализировать эпизод, рассказать об одном из градоначальников
52 М.Е.Салтыков- Щедрин 1 Беседа по содержанию анализ эпизода Оценка ответов во время беседы на знание текста
53 Контрольная работа за первое полугодие 1 Выполнение заданий Оценка умения анализировать произведение
54-55 Н.С.Лесков «Старый гений» 2 Анализ произведения по вопросам Оценка умения анализировать произведение
56-57 Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа 2 Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа Оценка ответов во время беседы
58 Мастерство писателя в рассказе «После бала». 1 Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест Ответы во время беседы, тест
59 Внеклассное чтение по повести «Отрочество» 1 Беседа по содержанию, пересказ эпизодов Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов
60 Поэзия родной природы 1 Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ Оценка выразительного чтения наизусть
61-62 А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. 2 Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания Оценка за выполнение домашнего задания
63-64 И.А.Бунин. слово о писателе 2 Аналитическая беседа, лексическая работа Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы
65-66 А.И.Куприн
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» 2 Работа в группах, дискуссия Индивидуальный, групповой
67-68 Урок- диспут «Что значит быть счастливым?» 2 Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа Индивидуальная
69 А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. 1 Сообщения учащихся, аналитическое чтение стихотворения «Родина» и других произведений на историческую тему Коллективная
70 С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему 1 Чтение наизусть стихотворений Индивидуальная
71-72 Урок- конференция «Образ Пугачева в произведениях УНТ и художественной литературе» 2 Сравнительный анализ изображения исторического персонажа в литературе Оценка самостоятельно приготовленных сообщений
73-74 И.С.Шмелёв «Как я стал писателем» 2 Составление плана рассказа Оценка практических навыков составления плана
75-76 Сатирическое изображение исторических событий. Журнал «Сатирикон» 2 Комментированное чтение, анализ отдельных эпизодов Оценка умений находить способы выражения иронии
77-78 М.А. Осоргин Слово о писателе. Рассказ «Пенсне» 2 Комментированное чтение, анализ отдельных эпизодов Оценка умения находить реальное и фантастическое
79 Контрольная работа 1 Выполнение заданий Оценка умения анализировать произведение
80 А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» 1 Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника Коллективный, индивидуальный
81 «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» 11 Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа. Оценка ответов во время урока
82 Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. 1 Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом Оценка ответов во время урока. Тест
83 А.П.Платонов «Возвращение» 1 Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа Индивидуальный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)
84-85 Урок- концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 2 Выразительное чтение наизусть Оценка осмысления поэтического произведения
86-87 В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Проблемы рассказа 2 Комментированное чтение, ответы на вопросы Оценка ответов во время урока
88-89 Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» 2 Выполнение заданий Оценка умения анализировать произведение
90-91 Русские поэты о Родине, родной природе 2 Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ Оценка выразительного чтения наизусть
92- 93 У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.
Сонеты У.Шекспира 2 Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа
94-95 ДЖ.Свифт.»Путешествия Гулливера» 2 Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа Оценка ответов на участие в беседе
96-98 В.Скотт «Айвенго как исторический роман» 3 Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа Оценка ответов на участие в беседе
99-100 Урок- зачет Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе 2 Ответы на вопросы викторины Оценка ответов на участие в беседе
101-102 Резервные уроки 2