Методическая разработка по предмету Живопись для Детских художественных школ, тема Цветоведение


Министерство просвещения ПМР
МУ Управление культуры г. Бендеры
МОУ ДО БДХШ
Методическая разработка
На тему : «Методические приемы обучения основам цветоведения на занятиях живописью в ДХШ»
Составила : Корсак М. В. преподаватель изобразительного искусства МОУ ДО БДХШ.
Внешний рецензент :
Тюмин В. Н.
преподаватель спецдисциплин ГОУ СПО "Бендерское художественное училище" высшей педагогической категории, член правления Союза художников ПМР, член Союза художников ПМР, Заслуженный художник ПМР.
Утверждена на заседании
методического совета
протокол №__________
Бендеры, 2012
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………3
Раздел І : Психолого-педагогическое обоснование выбора темы….…4
1.1. Цветоведение как необходимый компонент курса живописи……..4
1.2. Цели и задачи занятий цветоведением в ДХШ…………………..…4
Раздел ІІ : Из опыта работы :
2.1. Соотношение теоретических и практических занятий по цветоведению. Виды теоретической работы…………………………………5
2.2. Практические занятия по цветоведению. Ахроматические цвета…6
А) Смешение в полосе черного и белого в 3, 5 и 7 ступенных светлотных диапазонах.
Б) Задания на восприятие характера ахроматических цветов.
2.3. Практические занятия по цветоведению. Хроматические цвета……8
А) задания на изменение насыщенности цвета.
Б) выявление оттенков цвета.
2.4. Цветовые контрасты………………………………………………….10
А) орнамент в полосе и в круге с использованием одного или нескольких видов цветовых контрастов.
Б) декоративный натюрморт. Образ в декоративном натюрморте.
2.5. Колорит в живописи………………………………………………….15
А) задания на согласованность цветов.
Б) задания на передачу настроения.
В) виды цветовых гамм. Монотипия в различных цветовых гаммах. Декоративное панно "Город"
3. 1.План-конспект урока…………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………………24
Приложения……………………………………………….………………25
Введение.
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаша, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве. Цветоведение, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Цветоведение — наука молодая, определившаяся как самостоятельная отрасль знаний лишь в прошлом столетии. Но вопросы цвета привлекали внимание исследователей давно. Выдающиеся художники и теоретики прошлого: Ченнино Ченнини (ум. ок. 1400), Леон Баттиста Альберти (1404—1472), Пьеро делла Франческа (1416—1492), Леонардо да Винчи (1452—1519), Джорджо Вазари (1511 — 1574), Джанпаоло Ломаццо (1538—1600), Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), Франциске Пачеко (1564—1654) в своих трактатах о живописи писали о цвете. Цвет исследовали такие корифеи науки, как Ньютон (1642 — 1727), Ломоносов (1711 — 1765), Гельмгольц (1821 — 1894). Ломоносову принадлежит открытие трехцветной основы зрения. Гёте (1749—1832) написал специальный труд «Учение о цветах». Цветоведение не дает «рецептов» творческих приемов, но объясняет наблюдаемые в природе явления, связанные с цветом, и тем самым помогает в работе начинающим и уже зрелым живописцам. В самых различных отраслях промышленности и в искусстве, включая декоративно-прикладное, наука о цвете — цветоведение имеет важное значение.
Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, объясняет их с точки зрения физической, химической, физиологической, эстетической и обобщает эти закономерности. Данная наука, например, помогла сформулировать ряд законов оптического смещения цветов, их контрастного действия и изменения под влиянием других, соседних с ними, цветов. Цветоведение охватывает обширные области разных научных знаний. Так, физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов. С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ. Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов. Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление. Таким образом, мы видим, что цветоведение объединяет все эти знания о цвете и систематизирует их в единое целое.
Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами. Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Изучение цветоведения в свою очередь дает возможность и учащимся детских художественных школ, и специалистам-педагогам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.
Раздел І : Психолого-педагогическое обоснование выбора темы.
1.1. Цветоведение как необходимый компонент курса живописи.
При выполнении практических заданий на занятиях по изобразительному искусству ученики сталкиваются с проблемами, связанными с использованием цвета. Дети испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции. При выборе цвета для выражения определенной темы отдельные детали сложно освободить от привычных колористических ассоциаций. В процессе обучения живописи встает проблема решения взаимодействия «цвет — форма — свет — пространство». Много времени требует поиск гармоничного сочетания заданных цветов. Не владея свободно техникой работы различными видами художественных красок, ученики не могут выполнить работу быстро и на высоком уровне, тем более, что темы и практические задания на последующих уровнях обучения усложняются.
Таким образом, изучение теории цвета, овладение принципами цветовой гармонии — неотъемлемая и важная часть обучения учащихся детских художественных школ.
1. 2. Цели и задачи занятий цветоведением в ДХШ.
Целью занятий цветоведением является изучение одного из самых субъективных средств живописи и композиции — цвета, психологии его восприятия, закономерностей смешивания цветов и т. д. Целью занятий цветоведений является также формирование у учащихся культуры цветового восприятия, работы с цветом.
Перед учителем встают две поочередные задачи:
1.высвободить индивидуальные творческие способности ученика в области цвета;
2.вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета.
Решение этих задач невозможно без развития у детей цвето- и тоночувствительности восприятия, вариативности мышления, креативности, богатой ассоциативной памяти, объемно-пространственного мышления. Необходимо решать и воспитательные задачи — прививать детям уважение к труду, ответственность за выполнение работы, развивать самостоятельность, творческую активность. Всё это способствует развитию эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, формированию общей культуры учеников.
Раздел ІІ : Из опыта работы :
2.1. Соотношение теоретических и практических занятий по цветоведению. Виды теоретической работы.
Тематика и содержание теоретических и практических заданий по цветоведению должны быть адаптированы с учетом возраста и индивидуальных творческих способностей каждого ученика. Изучение тем включает в себя задания как теоретического, так и практического характера. Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ педагога, беседа, подготовка учениками докладов, пояснительных записок к выполняемым работам, разнообразного визуально-зрительного материала. Объяснение новых тем сопровождается демонстрацией: используются репродукции картин мастеров, слайды, зрительный ряд на компьютере, работы учеников прошлых лет, специальные наглядные пособия. Важнейшую роль в художественном образовании играет музейная педагогика. Поэтому посещение музеев, выставок — неотъемлемый компонент учебного процесса в ДХШ.
По отдельным темам, включающим в себя большой объем информации, целесообразно провести научно-практическую конференцию. Ученики под руководством педагога готовят научно-исследовательские работы, выполняют практические задания (формально-декоративные композиции).
Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией колористики, при этом выбор терминов обязательно должен определяться возрастными особенностями детей. Знакомство детей с теорией цвета мы начинаем с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Во время беседы можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся детям. Также применяется предложение посчитать количество цветов в кабинете, определить цвета одежды одногруппников, объяснить цветовую окраску животных (почему бабочка яркая, заяц летом — серый, зимой — белый и т. д.). Все это вызывает у ребенка интерес к цвету. На теоретических занятиях также мы предлагаем ученикам выразить через цвет свое настроение, события прошедшего дня, различные эмоции (радость, страх и т. д.). Развитию ассоциативной памяти и образного мышления на таких уроках способствует знакомство с музыкальными и литературными произведениями (чтение поэзии, прозы, прослушивание музыкальных произведений).
Высвобождая и развивая ассоциативно-чувственное восприятие цвета у детей, необходимо в доступной форме обучать их объективным закономерностям цвета. При объяснении природы цвета ученикам старшего школьного возраста можно дать определение цвета как электромагнитного излучения определенного спектрального состава, рассказать о причинах возникновения ощущения того или иного цвета с точки зрения физики и физиологии человека.
2.2. Практические занятия по цветоведению. Ахроматические цвета.
Практическая работа представляет собой учебные задания различной сложности. Это могут быть как простые схемы-выкраски (по теме «Колорит. Изменение светлоты цветового тона»), так и композиционные упражнения, формально-декоративные и сюжетно-тематические композиции. Более полное освоение выразительной силы и напряжения цветовых сочетаний дает композиционное построение, где использованы структуры в форме простых полос или сетки шахматной доски. Практические занятия по цветоведению в ДХШ, равно как и теоретические, осуществляются параллельно и в тесной взаимосвязи с занятиями по живописи. Здесь они являются необходимым дополнением для формирования теоретической основы живописи и для развития творческого подхода к исполнению живописных работ, для развития уверенности детей в своих силах.
Ахроматические цвета.
Ахроматические цвета – это цвета, не имеющие цветового тона ( оттенка цвета) и отличающиеся друг от друга только по светлоте( белые, серые, чёрные). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный. Можно заметить, что при максимальном снижении насыщенности тон (отношение к определённому цвету спектра) оттенка становится неразличимым. В практической работе на занятиях живописью сочетание ахроматических и хроматических оттенков имеет огромное значение. Кроме того, работа в рамках ахроматического спектра тонов является необходимым элементом учебных программ по живописи (живопись натюрморта в технике гризайль).
(Далее даются примерные варианты заданий по каждой из тем.)
А) Смешение в полосе черного и белого в 3, 5 и 7 ступенных светлотных диапазонах.
Перед тем, как приступить к выполнению натюрморта в технике гризайль, детям необходимо увидеть тональные возможности ахроматических цветов, попробовать на практике создавать тонкие тоновые градации от черного до белого. Для этого выполняются выкраски тональных градаций ахроматических цветов в 3, 5 и 7 ступенных светлотных диапазонах. Учащиеся в ходе этой достаточно простой работы формируют навыки лессировки, правильного подбора тонов, "настраивают" глаз на видение тонких тоновых градаций, что необходимо для дальнейшей практической работы.
После выполнения тоновой растяжки от черного до белого, я предлагаю детям создать небольшую (А5) композицию в выбранном ими жанре (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр и др.), где используются 3 или 5 ахроматических цветов. Композиция может представлять собой силуэтное изображение,где, например, фигуры людей - черного цвета, фон - белый, предметы окружения - серые (см. Приложение 1).
Б) Задания на восприятие характера ахроматических цветов.
Такого рода упражнения я применяю с целью не только научить детей правильно давать характеристику того или иного ахроматического цвета в зависимости от окружения, но и научить их создавать такие же эффекты самим.
Задание №1
1. Опишите, как выглядит белое на черном (контрастно,
празднично)
2. Опишите, как выглядит черное на белом (еще чернее,
еще выразительнее)
Задание №2
Каким будет фон квадратов, если потребуется успокоить чёрные и белые ахроматические цвета.


1. Черный на белом 2. Белый на черном (нужен светло-серый
(нужен темно-серый цвет фона) цвет фона)

2.3. Практические занятия по цветоведению. Хроматические цвета.
Так как на занятиях живописью преимущество отдается работе хроматическими цветами, то и упражнений с использованием хроматических цветов я предлагаю детям значительно больше. Самые простые из них связаны с изменением различных характеристик цвета на практике ( изменение насыщенности, яркости, светлоты цвета).
Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, проще говоря - это радуга. Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками:
Яркость. Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия. Так, к примеру синий цвет при соседстве с жёлтым кажется более ярким.
Насыщенность. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.
Светлота. Степень близости цвета к белому называют светлотой. Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится белым
А) задания на изменение насыщенности, светлоты, яркости цвета.

Задание 1:
1.Выполните растяжку основного цвета, двигаясь от центра к внешней поверхности круга с постепенным уменьшением насыщенности цвета.
2. Выполните растяжку основного цвета, двигаясь от центра к внешней поверхности круга с постепенным увеличением светлоты цвета.
3. Выполните растяжку основного цвета, двигаясь от центра к внешней поверхности круга с постепенным уменьшением яркости цвета.


Задание 2 :
Создать простую композицию на выявление оттенков цвета "Букет цветов", "Овощи и фрукты". Предварительно выполняется т. н. Цветовая звезда, где мы видим изменение светлоты и яркости всех цветов круга :
Рис.1 цветовая "звезда"
Работы детей по этому заданию см. Приложение 2.
2.4. Цветовые контрасты.
Знание цветовых контрастов является одним из оснований работы в живописи. Поэтому представляется необходимым тщательнейшее их изучение и закрепление знаний через практические упражнения, а также через анализ произведений искусства. Учащиеся художественной школы часто, особенно на ранних этапах обучения, неправильно смешивают цвета, не могут добиться выразительности, яркости, контрастности в своих работах. Чтобы избежать этого, необходимо предварительно объяснить учащимся, какие цвета гармонируют друг с другом, какие контрастируют. Необходимо объяснить, каким образом надо подбирать цвета, чтобы добиться того или иного контраста. Важность изучения цветовых контрастов определяется еще и тем, что сам прогресс учащихся в живописи невозможен без усвоения понятия о теплых и холодных цветах, дополнительных цветах, светлых и темных и так далее.
Существует семь видов цветовых контрастов :
Контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и тёмного, контраст холодного и тёплого, контраст дополнительных цветов, симультанный контраст, контраст цветового насыщения, контраст цветового распространения.
1. Контраст по цвету - самый простой из всех семи. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Контраст по цвету используется для создания радостного декоративного многоцветия.
2.Контраст светлого и темного.Существует всего один максимально черный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и темных оттенков серого цвета, которые могут быть развернуты в непрерывную шкалу между белым и черным.
3. Контраст холодного и теплого. Характер холодных и теплых цветов можно было бы предстваить в таких сопоставлениях: холодный - теплый, теневой - солнечный, прозрачный - непрозрачный, успокаивающий - возбуждающий.
4. Контраст дополнительных цветов. закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается впечатление полного равновесия.
5. Контраст по насыщенности.Действие контраста "блеклый-насыщенный" относительно. Какой-нибудь цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым цветом и блеклым - рядом с более насыщенным.
6. Контраст по площади цветовых пятен.Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.
7. Понятие "симультанный контраст" обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы.
А) орнамент в полосе и в круге с использованием одного или нескольких видов цветовых контрастов.
Задание 1 :
А) Б) В)

А)контраст теплого и холодного; Б)контраст дополнительных цветов; В) контраст светлого и темного с контрастом дополнительных цветов.

Задание 2: выполнить орнамент в круге с использованием 1 - 2 цветовых контрастов.



Б) декоративный натюрморт.Образ в декоративном натюрморте.
Жанр натюрморта – главенствующая тема в художественных школах. Он открывает ученикам творческие возможности, формирует их образное мышление. Уроку «Образ в декоративном натюрморте» предшествует серьёзная подготовка не только в виде предварительных упражнений (этюды с натуры на выявление декоративных задач), но и знакомство с произведениями русских и западноевропейских мастеров этого жанра.
При анализе композиции обращается внимание на роль предмета как декоративного акцента, на решение плоскости фона, ритмы цветовых пятен. Важное значение приобретает достижение цветовой гармонии средствами декоративной живописи, а также поиски соразмерности предметов и узорных разработок фона.
Предварительную поисковую работу можно разделить на этапы, концентрируя внимание на следующем:
1.Соотношение элементов композиции натюрморта: очертания, силуэты предметов, тканей, растении, графические средства их объединения.
2.Поиск средств колористического единства.
3.Композиция пространства натюрморта: симметричная или асимметричная система со смещением центра, композиция замкнутая или разомкнутая, плоскостная или с элементами передачи пространства.
4.Организация световоздушной среды натюрморта.
Все эти предварительные этапы не являются чисто формальными, в них с самого начала закладывается образ работы, воплощённый языком живописи.
Задачи живописи не сводятся к слепому копированию, детали – далеко не главное. Прежде всего, учащихся должна интересовать цветовая форма, её пластика и масса используемого цвета. Необходимо не разрушить целостность цветовой композиции из-за огромного количества мелочей. Первыми заданиями по декоративному натюрморту могут быть этюды акварелью. Натюрморт как жанр даёт широкие возможности для экспериментов в этой области. При выполнении этюдов происходит знакомство с колоритом, трактовка формы. На практике постигаются законы цветовой композиции, изменения локального цвета объектов под влиянием воздушной среды, способы передачи пространства.
Хотя сам термин «натюрморт» означает неподвижную, «мёртвую» природу, в действительности он состоит из живой, окружающей нас среды. Цветы, фрукты, травы, дичь, рыба, предметы обихода – это как бы микромир природы внутри интерьера. В разные времена жизнь вещей внутри натюрморта менялась под влиянием художественных вкусов, но было нечто общее: это изображение трав, цветов, предметного мира через призму человеческого восприятия.
Когда юный художник начинает работу над натюрмортом, он прежде всего решает две задачи: передача взаимосвязи предметов между собой (композиционная завязка, а не просто заполнение листа) и пространства, в котором они находятся. Включение в этюды цветов и других растительных форм – принципиально в обучении. Добавляя в постановку различные по характеру растения, можно придать ей новое звучание.
Фор-эскизы выполняются гуашью, темперой или акварелью с белилами. Эти краски, обладая хорошей кроющей способностью, помогают в поиске нужного колорита. К обсуждению на занятиях предлагается до 6-ти эскизов, лучший в дальнейшем разрабатывается.
В декоративном натюрморте ставится задача более плоскостного решения формы предметов в ограниченной гамме, выдвигаются также иные требования к рисунку. Форма предметов выявляется линией. Контур то усиливается, то сходит на нет в зависимости от того, какую роль играет предмет – главную или второстепенную. Это достигается путем большего нажатия на кисть, обильно наполненную краской. Причем не просто контур, а порой цвет, который играет важную роль в композиции листа. Изображение дается почти без перспективы. Умелое применение черного и белого не только вносит экспрессию, активизирует звучание цветовых тонов, но и создает особую образность, в которой можно прочесть ассоциации с огненно-оранжевыми пятнами осенней листвы или нечто совершенно иное. Цельность достигается не только в колорите, но и во взаимосвязи форм предметов, их ритмов в условном пространстве натюрморта. Плоскость листа орнаментальна, узорна и гармонична.
Такой простой случай, как восприятие натюрморта в прямом или контражуром освещении, может натолкнуть художника на декоративное решение, так как в этом случае обобщается форма предметов, силуэт и локальный цвет, что является важным в декоративном натюрморте.На начальных стадиях большое внимание уделяется натуральным цветотональным отношениям, в дальнейшем возможно отклонение от натурального цвета, если это сопряжено с замыслом автора. Для эмоциональной выразительности можно взять какой-нибудь цвет в большем количестве, который станет ведущим в композиции. В декоративном натюрморте узорная разработка фона перекликается с ритмами силуэтов предметов и взаимосвязана с фантазийной трактовкой растительных мотивов, входящих в постановку.
Декоративный натюрморт должен стать орнаментально-образным воплощением идеи каждого автора. Желательно, чтобы в нем чувствовалась индивидуальная манера художника.Сохранение постановки натюрморта в аудитории дает возможность увидеть все разнообразие вариантов на заданную тему. Работы учащихся по данной теме см. Приложение 3.
2.5. Колорит в живописи.
Основное средство живописи, цвет, как бы накладывается на все общие средства, такие как материал, рисунок, обобщение, сюжет, композиция - все они на практике осуществляются цветом. Цвет строит форму изображений и образует ритм, моделирует пространство и придает настроение работе. Здесь мы сосредоточимся на той общей для живописи форме организации цвета, которую именуют колоритом. Умение работать с колоритом, чувствовать его является одним из важнейших для обучающихся в художественной школе.
Колорит - это соотношение различных цветов в картине, отвечающее образным задачам. Это и характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.
Но если колорит, с одной стороны, неподдающаяся схематизации, единственная для каждого произведения организация цветовых отношений, то с другой - любое колористическое решение отражает и некоторые общие для многих людей черты восприятия цвета. Они находятся как в нас самих, так и вне нас. Известна способность человеческого глаза реагировать на раздражение цветом, противоположным по спектру; например, если положить на белый лист бумаги ярко-зеленый предмет, то бумага вокруг предмета кажется розовой. К. Петров-Водкин в своих воспоминаниях приводит примеры того, как в народе складываются определяющие колористические созвучия: так, в средней, зеленой, полосе России излюбленный цвет красный, а в городах Средней Азии, среди желтых песчаных пустынь, существует привязанность к керамике всевозможных голубых оттенков.В процессе развития зрительного, а значит, и эмоционально-психологического восприятия человеком цветов в природе, в реальной жизни все цвета разделились на две гаммы — теплую и холодную. Пурпурный, красный, оранжевый, золотистый воспринимаются как теплые, а фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый — как холодные. Теплые цвета имеют свойство восприниматься как активные, возбуждающие, веселящие, а холодные — как спокойные, печальные, умиротворяющие. В соседстве теплые и холодные цвета ведут себя противоположно: теплый цвет активно выступает вперед, кажется ближе расположенным, а холодный отступает, уходит в глубину.
А) задания на согласованность цветов.
Задание 1: Подбери колорит для осеннего листка в соответствии со строчками стихотворения А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышной природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Задание 2: Создайте простую композицию и подберите соответствующий стиху колорит.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Работы учащихся по данной теме см. Приложение 4.
Б) задания на передачу настроения.
Задание 1: Подбери колорит для каждой композиции, отразив определённое настроение:
А) Счастье






Б) Одиночество




В) виды цветовых гамм. Монотипия в различных цветовых гаммах. Декоративное панно "Город"
Важной составляющей занятий по цветоведению в курсе живописи являются задания на работу с различными цветовыми гаммами. Это объясняется тем, что эффектность детских учебных работ по живописи и композиции во многом зависит от того, насколько грамотно учащиеся применяют свои навыки работы с цветовыми гаммами.
Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.
Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком.
Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с теплым оттенком.
Смешанная или нейтральная цветовая гамма ( мы объединили эти два понятия). Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.
Выделяют также следующие цветовые гаммы : родственная (состоит из трех цветов, расположенных рядом на цветовом круге, а также разнообразных их оттенков), основная или первичная (состоит из чистых желтого, синего и красного цветов), дополнительная (состоит из любых двух дополнительных цветов и их оттенков), монохроматическая (состоит из одного цвета и его оттенков), дисгармоничная (составляется из одного цвета и находящегося рядом с дополнительным к этому цвету - например, синий и красно-оранжевый).
Монотипия является одним из наиболее простых упражнений на передачу той или иной цветовой гаммы, что делает возможным ее выполнение на ранних стадиях обучения в художественной школе.
Задание 1 : Выполнить 4 монотипии "Времена года". Каждая из работ должна быть выполнена в своей цветовой гамме.

Рис.2 Работы уч-ся
Задание 2 : Выполнить эскиз декоративного панно "Город".
Выполнение декоративного панно "Город" (или на любую другую тему, в зависимости от конкретных задач) позволяет на достаточно простом и близком для детей материале закрепить знания о колорите, познакомить детей с различными цветовыми гаммами. Эта тема является составляющей учебной программы по композиции во 2 классе и поэтому вполне закономерно ее включение и в занятия по цветоведению, результатом этих занятий становится эскиз будущей композиции. Работа с колоритом начинается и на более ранних стадиях, так как без учета колорита в живописи невозможно создание образного, художественно-выразительного произведения. Данная тема предполагает уже совершенно осознанную, творческую работу с колоритом, что важно для закрепления соответствующих навыков у учащихся. Здесь на новом уровне проявляется и работа с различными цветовыми гаммами, так как задание выполяется в иной технике, чем монотипия. Работы учащихся по данной теме см. Приложение 5.

3.1. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
По композиции во 2 классе.
Продолжительность - 3 акад. часа.
Тема урока : Разработка эскиза декоративного панно "Город".
Цель урока: выполнить эскиз декоративного панно на тему "Город", в результате чего познакомиться с понятиями колорита, цветовой гаммы; расширить знания о принципах декоративного решения рисунка, о правилах линейной и воздушной перспективы.
Задачи урока:
Обучающие
1) знакомство с понятиями колорита, цветовой гаммы;
2) повторение учебного материала о цветовых контрастах;
3) закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе;
Развивающая
4) развитие навыков работы в декоративном ключе, умения "переключаться" с одной техники на другую;
Воспитывающая
5) воспитывать аккуратность, точность, способность к использованию творческого воображения, фантазии.
Материалы для учителя: литература по цветоведению и о декоративном рисовании; репродукции работ художников; фотографии городского пейзажа; наглядные пособия для демонстрации приемов передачи пространства в живописи; таблицы, показывающие применение перспективы в построении домов, улицы; работы-образцы.
Материалы для учащихся: 1 лист формата А3, акварель, гуашь, кисти, карандаш, ластик.
ХОД УРОКА
1. Организационная. Приветствие. Сообщение темы урока.
2. Введение в тему урока. С целью стимулировать интерес уч-ся к теме занятия, проводится краткая беседа о нашем родном городе Бендеры, о других городах, где пришлось побывать уч-ся. Дети вспоминают, как выглядели улицы, дома в этих городах, какие были памятники на улицах и т. д. Говорим о том, каким дети бы хотели видеть город своей мечты, как им хотелось бы преобразовать наш родной город. Далее предлагаю уч-ся выполнить декоративную композицию "Город", где они могут изобразить и тот реальный город, который они видели, и любой воображаемый город.
3.Передача основных знаний по теме. Перед тем, как приступить к практической работе, вспоминаем с уч-ся правила перспективы, специфику работы гуашью. Далее сопоставляем понятия "декоративный" и "реалистический". Дети отвечают на вопросы, что в их понимании означает то и другое. Декоративный - значит, служащий для украшения (чаще во внутреннем и наружном убранстве жилищ). Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение. Реалистические изображения отличаются от декоративных максимальной приближенностью к реальности - предметы изображаются так, как мы их видим. Декоративный рисунок открывает больше простора для раскрытия фантазии - предметы можно рисовать так, как человек себе их представляет, главное - эстетически подобрать цвета и характер линий. Для эстетизации декоративного изображения важны сведения о колорите, цветовых контрастах, цветовой гамме.
Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности». История искусств дает нам многочисленные примеры использования цвета и колорита в живописи как активного средства в построении художественного образа. В произведениях Тициана и Веронезе, Рембрандта и Рубенса, русских художников В.Сурикова, В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля, П.Кончаловского, А.Лентулова и многих других активно используется колорит для выражения художественно-образного содержания творческого замысла. Известный армянский художник Мартирос Сарьян говорил, что живописец выражает мир и свое отношение к миру прежде всего в цвете. Колорит является средством художественного выражения в живописи и как элемент художественной формы неразрывно связан с идейно-смысловым и образным содержанием живописного произведения. Колорит выражает неповторимое мировосприятие художника, его эстетические взгляды и в опосредованном виде общую художественную культуру эпохи.
Колорит в живописи непосредствен но взаимосвязан со спецификой изображения пространства и стилистикой трактовки форм элементов изображения. Основу колорита как системы организации цветовых сочетаний в реалистической изобразительной грамоте (пространственной светотеневой живописи) составляют цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы, оттенки и т.д. Основу колорита в декоративной живописи составляет ритмическая организация гармонических сочетаний локальных цветов. Колорит в живописи включает в себя законы гармонических сочетаний цветовых тонов, явления светлотного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.
Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.
Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком.
Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с теплым оттенком.
Смешанная или нейтральная цветовая гамма ( мы объединили эти два понятия). Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.
Цветовые контрасты.
1. Контраст по цвету - самый простой из всех семи. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Контраст по цвету используется для создания радостного декоративного многоцветия.
2.Контраст светлого и темного.Существует всего один максимально черный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и темных оттенков серого цвета, которые могут быть развернуты в непрерывную шкалу между белым и черным.
3. Контраст холодного и теплого. Характер холодных и теплых цветов можно было бы предстваить в таких сопоставлениях: холодный - теплый, теневой - солнечный, прозрачный - непрозрачный, успокаивающий - возбуждающий.
4. Контраст дополнительных цветов. закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается впечатление полного равновесия.
5. Контраст по насыщенности.Действие контраста "блеклый-насыщенный" относительно. Какой-нибудь цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым цветом и блеклым - рядом с более насыщенным.
6. Контраст по площади цветовых пятен.Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.
4. Практическая работа. Далее переходим к изображению композиции в формате. Отмечаем важность грамотной компоновки задуманного изображения, использования правил перспективы в данном изображении.
Вводный инструктаж. Дети выбирают положение листа в зависимости от замысла - горизонтальное или вертикальное, начинают компоновать рисунок. В процессе построения рисунка карандашом, вспоминаем правила перспективы :
1.Удаляющиеся от зрителя предметы кажутся ему меньшими, и наоборот, приближаясь, они увеличиваются.
2.Одинаковые расстояния между предметами изображаются уменьшающимися по мере их приближения к линии горизонта. К примеру, расстояния между столбами вдоль дороги или между шпалами железнодорожного полотна.
3. Параллельные друг другу очертания предмета (те же рельсы, столбы и т. п.), удаляющиеся от зрителя, находясь в горизонтальной плоскости, сходятся в одной точке (точке схода). Эта точка лежит на прямой, которая находится на уровне глаз наблюдателя и называется линией горизонта.
4. Вертикальные параллельные линии не имеют точки схода (вертикальные углы многоэтажек или те же линии столбов).
Текущий инструктаж. Уч-ся постепенно заканчивают карандашный рисунок. Приступаем к работе гуашью. В процессе индивидуального общения с уч-ся мы определяем, можно ли каждому из них приступать к работе красками. Вспоминаем рассказанный вначале урока материал о колорите, цветовых гаммах, контрастах. Уч-ся выбирают по своему желанию ту цветовую гамму, которая им наиболее импонирует. Они совместно с преподавателем решают, какими средствами осуществить задуманное. В процессе работы ориентируемся на имеющиеся образцы пейзажа в различных цветовых гаммах.
Итоговый инструктаж. Пока уч-ся выполняют декоративное панно, осуществляю контроль за их работой, указываю на ошибки, совместно с детьми нахожу способы их исправления. Обращаю внимание детей на то, что панно должно смотреться цельно и гармонично. По необходимости предлагаю обобщить работы.
5. Подведение итогов урока. Когда работы закончены, выставляем их в ряд на планшетах, проводим совместный анализ рисунков. Уч-ся омечают лучшие работы и определяют, почему именно они оказались наиболее удачными. Определяют достоинства и недостатки своих работ. Провожу итоговый анализ работ и завершаю занятие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, обеспечивают приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие школьники познают на уроках по цветоведению.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы
Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. — Минск : Выш. шк., 1984.
2. Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Миронова. — Минск : Беларусь, 2002.
3. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М. : издатель Аронов, 2001.
4. Бер, У. Все тайны цвета / У. Бер. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997.
5. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М. : АСТ, СПб. : Сова, 2005.
6. Драгунский, В. Цветовой личностный тест / В. Драгунский. — Минск : Харвест, 1999.
7. Леонардо да Винчи. Суждение о науке и искусстве. — СПб. : Азбука-классика, 2006.
8. Кандинский, В. О духовном в искусстве. / В. Кандинский. — М., 1911.
9. Раппопорт, С. От художника к зрителю. Проблемы художественого творчества / С. Раппопорт. — М. : Советский художник, 1978.
10. Мастера искусства об искусстве. — М. : Искусство, 1966.
11. Кузин, В. Психология / В. Кузин. — М. : Агар, 1997.
12. Фетисов, И. Западноевропейская живопись 20 века / И. Фетисов. — М. : Изобразительное искусство, 1998.
13. Кантор, А. Изобразительное искусство 20 века / А. Кантор. — М. : Искусство, 1973.
14. Альфонсов, В. Слова и краски / В. Альфонсов. — СПб. : САГА, Азбука-классика, Наука, 2006.
15. Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков. — М. : Московская государственная школа акварели С. Андрияки, 2001.
16. Психология художественного творчества. — Минск : Харвест, 1999.
17. Беда, Г. Живопись / Г. Беда. — М. : Искусство, 1971.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4

Приложение 5