Разработка урока по русскому языку Безличные предложения


Урок русского языка в 8-м классе: "Безличные предложения"
Учитель: Чеботина И.В.
Тип урока: изучение новой темы.
Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Односоставные предложения. Безличные предложения».
Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- «Автобусная остановка»;
- «Оценочный лист»;
- составление интеллект-карты;
- «Тонкие и толстые вопросы».
Оборудование: учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А «Русский язык 8 класс», справочная литература, заготовки для интеллект-карты, раздаточные карточки, портреты без лиц, портреты знаменитых людей, «Оценочные листы».
Цель: продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений, научить определять, чем выражено
сказуемое в безличном предложении.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширение знаний обучающихся по теме «Односоставные предложения»;
- формирование умения определять безличное предложение и характеризовать его.
2. Развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс
собственной учебной деятельности);
3. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда,
требовательного отношения к себе и своей работе;
- воспитание чуткого отношения к состоянию окружающих нас людей;
- воспитание личностных качеств.
Этап урока
Время Деятельность учителя
Содержание учебного материала Деятельность учащихся
1. Организационный
1 мин.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
6 мин. Организация
пространства класса
для работы групп.
Важная задача –
настроить детей наработу, определить
эмоционально-
волевое состояние
детей передизучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Раздает на парты текст (предложения пронумерованы)
Какое сырое утро!
(1)За окном мутно.(2)Каплет с крыши. (3)Окна залеплены серым снегом. (4)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.
(5)Как болят кости! (6)Но надо вставать и работать. (7)Наступило утро. (8) В деревне уже выходят на работу. (9)И мне надо работать. (10) Но как мне нездоровится!(11) И нет сил! (12)Полежу ещё чуть-чуть. (В.Астафьев)
Вопросы к тексту: в каком стиле написан текст? О чём этот текст?
Какова основная мысль текста? Какая часть речи наиболее часто употребляется? Почему такое обилие глаголов?
Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений.
Во время самооценки выписывает «лишние» предложения на маркерную доску. Подготовка рабочего места, деление на группы, выбор капитана группы.
Определяют вид предложений, повторяют теоретический материал об односоставных предложениях
Индивидуально выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции, под номерами указывают вид предложений
По окончании работы производят самоконтроль, сверяясь с ключом учителя, заполняют «Оценочный лист».
Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных, кто правильно определил вид всех односоставных предложений, предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок?
3. Постановка проблемы, темы и цели урока
3 мин.
4. Изучение нового материала
10 мин Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы:
Чем схожи увиденные вами в тексте определённо-личные и неопределённо-личные предложения? (они простые, распространённые, односоставные )Что характерно также для тех предложений, вид которых вы затруднились определить? Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
-Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа?
Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние? ( и др.).
Как мы будем называть такой тип односоставных предложений? Подсказка на доске.

Безличные(???)
Дает время на изучение нового материала по учебнику и другим источникам.
Затем предлагает заполнить фрагменты интеллект-карты по группам, используя методику «Автобусная остановка». На остановках листы с вопросами.
Что такое безличные предложения?
Что обозначают такие предложения?
Какие способы выражения сказуемых?
Зачем употребляются в речи? Анализируют данные исследования текста.
Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный .Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «Определённо-личные», «неопределённо-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их. Удивляются, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие
Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания.
Формулируют тему урока. Записывают в тетради.
Составляют план работы, связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть.
Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть безличные предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять , зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в безличных предложениях
После изучения нового материала группы работают над составлением фрагментов интеллект - карты по методике. Затем составляют на доске общую карту, и член группы представляет материал.
Капитан проставляет баллы в «Оценочный лист».
5. Первичное закрепление нового материала.
5 мин
6. Динамическая пауза
1 мин Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в безличных предложениях (по материалу интеллект-карты).
– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:
1. Словом категории состояния.-(1) За окном мутно.
2. Личным глаголом в безличном значении- (2)Каплет с крыши.3. Инфинитивом- (6) Но надо вставать и работать.4. Безличным глаголом-(10) Мне нездоровится. 5. Словами нет- (11) И нет сил.
Задания для групп.  Найдите и выпишите в тетрадь только безличные предложения, обозначьте в каждом из них грамматическую основу, укажите способ выражения сказуемого.
Упражнение 1группы. 1) В горнице моей светло. 2) Пахнет ёлками и снегом. 3) Сразу тьма спустилась! 4) Хмурый лес качался. 5) Утром нам принесли письмо. 6) Рассвело. 7) Топи да болота, синий плат небес. 8) Взбегу на холм и упаду в траву. 9) Дороги не видно. 10) Ребёнку не спится.Упражнение 2группы. 1) Темнеет. 2) Мне хочется научиться играть на фортепиано. 3) Весна. 4) В лесу дышится легко. 5) Пробираемся сквозь сугробы. 6) С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. 7) Шила в мешке не утаишь. 8) Быть грозе. 9) Вокруг не было ни души. 10) Забудь заботы и печали!Упражнение 3группы. 1) Стал накрапывать дождь. 2) Пробираемся сквозь сугробы. 3) Мне по ночам не спится. 4) Уже поздно. 5) Словами горю не поможешь. 6) Степь и дали. 7) На улице ветрено. 8) Вечереет. 9) Не бояться! 10) Жизнь прожить – не поле перейти.Упражнение 4группы. 1) Мне нездоровится. 2) Начало весны. 3) Что посеешь, то и пожнёшь.4)Тихо кругом.  5) Семеро одного не ждут. 6) В лесу не слышно шума городского. 7) Кушать подано! 8) Река присмирела. 9) Шила в мешке не утаишь. 10) Смотри вперёд! ( 5 правильных решений – 5 баллов)

Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия: односоставное или двусоставное, что обозначает предложение, находим сказуемое и определяем способ выражения, называем вид.
После выполнения даются ключи с ответами, осуществляется самопроверка.
7. Самостоятельная работа
9 мин. Учитель обращается к картинкам с пустыми лицами:
- Предложения бывают безличными, а может ли человек быть без лица?
- Когда это происходит?
-Когда человека можно назвать личностью?
Закрывает пустые лица реальными портретами знаменитых людей.
С помощью безличных предложений  можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные  предложения используют для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности
Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагает выбрать персонаж и составить небольшой текст, содержащий безличные предложения.
Отвечают на вопросы, рассуждают, называют знаменитых людей.
Работают самостоятельно, сверяясь с интеллект-картой, предложения вписывают в «Оценочный лист».
Оценивают себя на данном этапе.
8. Рефлексия
4 мин
Подведение
итогов урока
. Предлагает вопросы:
-что я научился делать
-как я научился это делать
-зачем я научился это делать
-что было трудно делать
-на что обращу внимание при подготовке дом.задания к следующему уроку?
Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.
- Проставьте в «Оценочный лист» смайлики – лица.
«Мне радостно, интересно, весело думать о нашей новой встрече».
Какое предложение я придумала в заключение урока? (безличное).
Оценки за урок я поставлю на основе ваших «Оценочных листов». Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Отвечают на вопрос учителя.
Оценивают свою работу и общее впечатление от урока.

Домашнее задание
1 мин На выбор:
-выполнить понравившееся упр. из учебника (п «Безличные предложения»)
- Составить текст их 6-8 предложений, состоящий только из безличных предложений.
Используемые ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wikihttp://razvitie-intellecta.ru/