Урок литературного чтения в 4 классе Тема : Л. Н. Толстой. Философская сказка «Два брата».


Урок литературного чтения в 4 классе 26.12.2013 г.Тема урока: Л. Н. Толстой. Философская сказка «Два брата».
Цели:
Обучающие:
- формирование коммуникативной компетентности и информационной компетентности.- учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительности в речи, элементы анализа литературного произведения.
Развивающие:- развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.Воспитывающие:- учить видеть в сказке главное, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, на примерах сказочных героев.
Задачи: рассказать о Толстом-писателе, о его деятельности как писателя.
Анализируя сказку выделить дидактические цели.
Оборудование:
компьютер, проектор, карточки с рефлексией, фрагмент музыкального произведения Римского Корсакова «Садко», карточки с заданиями для групп, характеристики братьев, цветовые сигналы, учебник по литературному чтению Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В океане света» 1 часть;Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
СЛАЙД 1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, настраиваемся на активную работу, у вас все получится. СЛАЙД 2
-Улыбнитесь друг другу. Подарите соседу по парте уверенность и пожелайте мысленно удачи. Тихо сели.-Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения?
(учимся хорошо читать, пересказывать, рассуждать, знания пригодятся в будущем).
СЛАЙД 3.
ЭПИГРАФОМ сегодняшнего урока будут слова великого римского философа, драматурга, оратора:
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив».
(Луций Анней Сенека)
-Как вы понимаете слова философа? Что хотел сказать Луций Анней Сенека?
(человек должен помогать другому, не быть эгоистом, если у кого что-то не получается его надо поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)-Как они помогут нам на уроке?
(мы должны помогать друг другу, не перебивать, дополнять ответы товарищей)-Как вы думаете, почему именно эти строки я взяла к этому уроку?
(произведение будет связано с темой счастья, именно о нём будет говориться в произведении)СЛАЙД 4.II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА-Ответьте, пожалуйста, куда и в какой век мы совершили путешествие на прошлом уроке? (В Ясную Поляну, 19 век)
-Чем знаменита Ясная Поляна? Чья эта усадьба? С какой стороны вы узнали Толстого.
СЛАЙД 5.
( В 1859 году графом Л.Н.Толстым открыта школа для крестьянских детей. Узнали Толстого как человека и учителя).-Что вы можете о нем рассказать. СЛАЙДЫ 6-7.
Сообщения детей
1. Вехи жизни Л. Н. Толстого Лев Николаевич родился в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Провёл детство в имении «Ясная Поляна». Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным. Отец и сын участвовали в войне 1812 г. Мама умерла рано, когда писателю было 2 года. Маму свою Лев Николаевич не помнил, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.
В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на факультет иностранных языков. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Толстой много путешествовал. Толстой в старости любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.
2.1859 год – открытие школы в Ясной Поляне. СЛАЙД 8.
Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» и 4 тома «Русских книг для чтения». Он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.
СЛАЙД 9.
3. Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Он прожил 82 года. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
-Зачитайте синквейн: Толстой- человек, Толстой – учитель. СЛАЙД 10.
-Вспомним что такое синквейн? (Синквейн–это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.)
1. Л.Н.Толстой -человек
2.Дюжой, талантливый
3.Служил, работал
4.Сочетал в себе графа и мужика
5.Граф
1. Л.Н.Толстой -учитель
2 . Добрый, любящий, строгий
3. Учил, понимал
4. Верил в то, что крестьянские дети должны знакомиться с искусством и литературой.
5.Педагог - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
III. ТЕМА И ЦЕЛЬ УРОКА. СЛАЙД 11
-С какой стороны вы хотели бы его узнать сегодня? (Толстой – писатель)
-На уроке мы дополним образ Толстого, узнаем о нем как писателе.
Наша задача – увидеть воспитательную задачу произведения.
IV. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ.
1. Прослушивание классической музыки. СЛАЙД 12
Л. Н. Толстой любил слушать классическую музыку. Опустите голову, закройте глаза и послушайте фрагмент музыкального произведения Римского Корсакова, помечтайте. - Куда вы попали? Что представили? Что навеяла вам музыка (в сказку)? - Где мы сталкиваемся с волшебством, фантазией? (в сказке).
2.Работа с текстом до чтения
А). Прогнозирование
Откройте учебники, прочитайте, с какой сказкой мы познакомимся? (Два брата).-Кто написал эту сказку и для кого? СЛАЙД 13- Именно для своих учеников, написал Л. Н. Толстой сказку «Два брата».-Рассмотрите внимательно иллюстрацию сказки, обратите внимания на детали, сравните заголовок с иллюстрацией.
СЛАЙД 14
Попробуйте спрогнозировать, Б). по ключевым словам (братья, путешествие, камень) о чём будет сказка, что может случиться с братьями, в каком веке жили братья, почему вы так решили? Докажите. О чём они говорят? Может быть, они спорят? Что написано на камне?
В). Аудирование СЛАЙД 15
-Сейчас мы убедимся, правы ли вы были. Я предлагаю чтение сказки шепотом, совместно с артистом.
Во время чтения подумайте над вопросом: В). Проблемный вопрос:Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? СЛАЙД 16-По ходу чтения отмечайте карандашом непонятные слова. Позже мы объясним их лексическое значение.
Г). Проверка первичного восприятия
Вопросы по содержанию1. Куда отправились братья?2. Что сулило тому, кто заберёт медвежат у медведицы?
- Что такое счастье? "Счастье - эмоциональное состояние (чувство)" СЛАЙД 173. Какой брат захотел пойти за счастьем?4. Какое счастье нашёл младший брат? 5. Осталось ли счастье с младшим братом?
6. Как прожил свою жизнь старший брат?
7 Чем различаются братья? (взглядами на жизнь)8. Какую тему раскрыл Л.Н. в сказке? (тему счастья)
9. Кого из братьев вы считаете правым? А автор?
10.Чью жизненную позицию вы выбираете? Почему?
( Каждый по – своему прав, за каждым – своя, правда, не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость.)
11. Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)
-.Какой приём использует Лев Николаевич? (Много пословиц).
-С какой целью, почему много пословиц в сказке? (В них заключена народная мудрость, именно на них опираются братья в споре.)
Можно ли эту пословицу отнести к сказке.
Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается.
- Что для автора главное при написании сказки– занимательность сюжета или сказочный урок?
Д). Словарная работа. СЛАЙД 18Какие слова вам не понятны? Как они называются? (диалектные слова, архаизмы).
Побежал без оглядки – фразеологизм (быстро, не обращая ни на что внимания)
не сули  - не обещай, не обнадёживай
побежал без оглядки - очень быстро
не тужу-не расстраиваюсь, не огорчаюсь, не печалюсь,
не горюю
подле -около
писано -написано
меньшой -младший
написано на смех -ради шутки
пошёл странствовать -путешествовать
задерёт -разорвёт
помянуть -вспомнить
хошь-хочешь
-Вы прочитали много сказок, умеете определять жанры сказок, находить сказочные приметы. СЛАЙД 19Е). Назовите, какие виды сказок бывают
Волшебные
Бытовые
Богатырские
Анималистические
- Какой вид у сказки «Два брата» (бытовая)
Ж). Какие жанры сказок вы знаете?
- мистический- философский- морально- нравственный- истории из жизни- любовно-романтический- смешанный
- К какому жанру относится сказка «Два брата»? (смешанный- философская, морально-нравственная)
V. ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 20
Лев Толстой любил проводить время с учениками, летом купался с ними в реке, зимой - катался с горы на санках. Я предлагаю вам покататься со мной с горок.
(Игра Ах! Ох! Ух – ты! Во!)VI. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ. СЛАЙД 21
Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу.
1ряд. Дайте характеристику братьям. Подтвердите словами из текста.
Младший брат Старший брат
ищет лучшее в жизни                             смелый 
решительный
оптимист                                                   добивается своего                                    эгоист                          Разумный
приключений не ищет
живет, как жизнь поведёт
рассудительный
довольствуется малым
думает, что о нём подумают люди
                                                                                        
-Посмотрите, у обоих братьев, как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества. -Младший брат смелый, подберите к этому слову антоним (трусливый). Можно ли старшего брата назвать трусливым. Докажите. Прожил свою жизнь ни так ни сяк.
2 ряд. Работа с пословицами.
- Дать определение, что такое пословица? (Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.) Попробуйте новые пословицы вложить в уста каждого из братьев.
Счастье в нас, а не вокруг да около.
Не только свету, что в окне; на улицу выйдешь - больше увидишь.
Без счастья и в лес по грибы не ходи!
Не живи, как хочется, а живи, как можется!
Такова наша доля: кому пироги да пышки, а нам желваки да шишки.
Одному сбылось, другому не удалось.
Много желал, да ничего не поймал
Счастье вольная пташка: где захотела, там и села
Счастье — не лошадь: не везет по прямой дорожке
Счастье, что палка: о двух концах.
Иному счастье мать, иному мачеха.
Худой солдат, который не надеется быть генералом
Либо мед пить, либо биту быть.
На чужом несчастье, своё счастье не построишь.
3 ряд. Составьте интеллектуальную карту по произведению «Два брата»
Авторская принадлежность Л.Н.Толстой, авторская сказка (литературная)
Литературный жанр Смешанный: философская, морально – нравственная.
Вид Бытовая.
Герои Братья, медведица, медвежата
Жизненные позиции братьев Младший – решительный, поверил в своё счастье.
А старший прожил ни богато, ни бедно.
В чём видели своё счастье герои Младший – в воровстве, старший – в тихой жизни.
Мораль Каждый человек понимает счастье по – своему. У всех разное счастье.
Мудрость В жизни нужно чего – то добиваться, идти к вершинам, но при этом не наносить вред окружающим.
Главная мысль Каждый делает свой выбор и идёт к счастью своим путём.

VII. ИТОГ УРОКА СЛАЙД 22
-Понравилась вам сказка «Два брата»? Чем?
-Просто ли вам было её понять?
- Что Лев Николаевич не высказал словами в этом произведении? Что спрятал между строк?
-В чём заключена мораль сказки? (Каждый человек понимает счастье по – своему. У всех разное счастье).-В чём мудрость сказки? (В жизни нужно чего – то добиваться, идти к вершинам, но при этом не наносить вред окружающим).
Как можно дать людям великое благо, сделать всех счастливыми? Как этого может добиваться учитель? Писатель? Человек?
Лев Николаевич Толстой счастливо соединял в себе мыслителя – философа, педагога, заботливого отца, нравственного человека. Но чем бы он, ни занимался, всё пронизывала мысль «НЕ НАВРЕДИ»! И школа Толстого, и его книги, и вся его жизнь охраняли «таинственный и нежный процесс души» окружающих его людей, в первую очередь – крестьянских детей.
СЛАЙД 23
С какой стороны нам открылся Лев Николаевич Толстой? Что нового вы узнали об этом человеке? Захотелось ли вам прочитать новые произведения этого удивительного писателя? Найдите и принесите к следующему уроку другие произведения Льва Николаевича Толстого разных жанров.
Кто может составить синквейн –
Л.Н.Толстой – писатель
Трудолюбивый, мудрый
Анализирует, размышляет, поучает.
Произведения имеют огромное неоценимое значение, известны и в России, и за рубежом.
Классик
- А что для вас является счастьем? Зачитайте.
- Мое счастье складывается из многих аспектов - семьи и школы (вас, ребята).
Я счастлива, что вы у меня есть. И каждые ваши победы это и мои победы, а ваши неудачи я воспринимаю, как свои.
- Даже опросив тысячу человек. Пытаясь выяснить, что такое счастье можно услышать тысячу разных ответов. Опросив миллион человек в поисках рецепта счастья, можно получить многотомное собрание сочинений на заданную тему. Все очень просто, у каждого своё понимание этого состояния - счастья.
-Нашёл ли отражение эпиграф урока в данном произведении?
(разное счастье у братьев, каждый из братьев искал счастье по-разному)Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказка нас учит, детям правила, читать не интересно).X. ОЦЕНИВАНИЕ СЛАЙД 24
Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему?
Сегодня на уроке я предлагаю вам самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
СЛАЙД 25Домашняя работа (по выбору 2 задания)1. Пересказать сказку «Два брата».2. Проиллюстрировать пословицу из сказки.3. Составить синквейн на слово СКАЗКА и СЧАСТЬЕ4. Счастье! Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.
Книги Л.Н.Толстого для детей разных возрастов

Урок литературного чтения
в 4 «А» классе Л. Н. Толстой Философская сказка
«Два брата».
Учитель: Луговая Л.П.
26.12.2013 г.