Инклюзивное образование в России

Перспективы развития инклюзивного образования в России.
Быкова О.В. учитель английского языка
МБОУ «Школа№9 с углубленным изучением английского языка»
Г.Казань

Все мы знаем, что право на образование принадлежит всем детям без исключения. Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция и законодательство РФ закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях социальной интеграции.

Что же мы понимаем под словом инклюзивное образование-это интеграция детей в общеобразовательную деятельность независимо от их половой, этнической,религиозной принадлежности, состояния здоровья, социально-экономического статуса родителей и других различий.
Инклюзивное образование отражает такие принципы как :
Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в жизни школы всех учеников
Повышение процента участия учеников в культурной жизни школы и уменьшение процента изолированности учащихся
Улучшение доступности школ для отдельных учеников
Признание права учеников на получение образования в школах по месту жительства
Модернизация методов работы в школе таким образом, чтобы они могли отвечать разнообразным потребностям учащихся

В мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов. Целью Конвенции является обеспечение полного и равного осуществления инвалидами прав и свобод человека, уважение к личности и особенностям всех людей. Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.
Инклюзивное образование дает право на получение образования каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы.
Накоплен огромный научный и практический опыт в обучении и воспитании детей с ОВЗ, созданы авторские программы по лечению, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
Но к сожалению, в нашей стране ,инклюзивная модель образования реализуется в качестве эксперимента, так как еще не принят Федеральный закон об инклюзивном образовании.
Новый закон об образовании, который вступил в силу с начала учебного года, отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом условий для его реализации и развития не созданы.
На сегодняшний день дети- инвалиды получают образование через:
Спецшколы и интернаты-образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни. 
Коррекционные классы общеобразовательных школ -форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.) .

В нашей стране инклюзивное образование сталкивается с рядом таких проблем, как
Неприятие детей с ограниченными возможностями
Трудности в реализации подход к обучению детей с ОВЗ
Нежелание многих родителе обучать своих детей с детьми с ОВЗ
Неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми, сверстников с ОВЗ
Трудности адаптации детей с ОВЗ


Используемая литература

1.Валицкая А.П Инклюзивное образование-образование для всех., Социальная педагогика.,М.,2009

2.Левинская А.А Состояние и перспективы инклюзивного образования в России., Социальная педагогика.,М.,2011


Заголовок 315