Урок по литературному чтению на тему П.П. Бажов. Сказка Серебряное копытце

Литературное чтение
Тема: П.П. Бажов. Сказка «Серебряное копытце».
Цели: 1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова, с произведением «серебряное копытце».
2. Отрабатывать навыки правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения.
3. Обогащать словарный запас учащихся.
4. Развивать память, речь, внимание, мышление.
Оборудование: выставка произведений П.П. Бажова,
ИКТ: презентация о П.П. Бажове
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой. Первичное чтение. (Презентация, слайд № 1)
Шуршат камыши в тиши.
Шуршат в тиши камыши.
Камыши шуршат в тиши.
Камыши в тиши шуршат.
В тиши шуршат камыши.
В тиши камыши шуршат.

- какой звук часто встречается в скороговорке?
- Для чего учимся правильно произносить скороговорки?
- При чтении каждой строчки увеличиваем темп чтения. Каждую строчку читаем быстрее предыдущей.
3. Актуализация знаний .
-Какую тему изучаем на уроках чтения? (литературные сказки)
-Какие произведения изучили в этой теме?(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».)
-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).
- Над какой сказкой вы работали дома? («Сказка о жабе и розе»)
-Какое было домашнее задание? (Прочитать сказку, выполнить задания на стр.181)
-Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
4. Проверка домашнего задания.
-Сколько сюжетов в сказке? (Два сюжета. Первый о розе и жабе, второй о брате и сестре).
- Расскажите, что в сказке сказано о розе? Что сказано о жабе?
-Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясните свой ответ, докажите отрывками из текста. (Дети зачитывают отрывки из текста).
-Мы видим контраст. Роза и жаба совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чувствами автор наделяет розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?
- Охарактеризуйте мальчика и сестру. Кто из них главный герой сказки? Как автор относится к своему герою?
-В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для мальчика).
- Почему автор объединил в своей сказке истории розы и мальчика? Что их сближает?
(Если у ребят возникнут затруднения в этом вопросе, то помочь им понять при помощи следующих вопросов: - Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того как расцветёт, она умрёт? (Наверняка знала, ведь мы тоже знаем, что человек умирает и когда он умирает.)
- Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к ней? (Ей было неприятно. Она мечтала умереть другой смертью.)
- Понимал ли мальчик, что умирает? (Скорее всего да, ему было очень тяжело.)
-Перечитайте момент, когда мальчик и роза встретились (стр.180).
-Какие чувства испытывала роза при этом? (Она была счастлива, что осчастливила другого).
-Что роза считала самым лучшим происшествием в жизни? 9Когда маленькая слезинка сестры упала на цветок).
-Каким настроением проникнуто произведение? (зад. 7).
-Можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название.. (зад. 8)
-Какова основная мысль произведения? (Роза была счастлива, чувствовала, что прожила свою жизнь не зря, что она доставила радость несчастному мальчику.
5. Постановка темы и цели урока.
-Откройте учебники, прочитайте название произведения, с которым мы познакомимся сегодня.
-Кто автор этого произведения?
-Какие произведения Павла Петровича Бажова вам известны?
6. Изучение нового материала.
а) Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова (Использование презентации, выставка произведений)
Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П. Бажова (Слайд №2)
·
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Далее рассказ ведётся по презентации.
б) Словарная работа. (Проводится перед чтением)
-В сказке встретятся слова, которые сейчас в речи употребляются очень редко или совсем не употребляются: (использование презентации, слайд№12 )
Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
Несподручно – неудобно, неловко.
Пособник – помощник в делах.
Взъедается – невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начинают упрекать, обвинять, бранить.
Голбчик – приступка для выхода на печь.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы.
Балаган – временная деревянная постройка, для ярморочной торговли, жилья, зрелищ.
Покосные ложки – широкие пологие овраги покрытые травой.
Статочное ли дело – (устаревшее выражение) хорошее ли дело.
Ворочайся – возвращайся.
Хризолит – драгоценный камень.
Ф И З М И Н У Т К А (На дыхание) (Использование презентации, слайд №13).
(При проговаривании слов –делаем вдох, на выдохе – произносим звук ш-ш-ш-)
Завели машину, (вдох)
Ш-ш-ш-ш-.
Накачали шину,
Ш-ш-ш-ш-.
Улыбнулись веселей и поехали быстрей,
Ш – ш – ш – ш -




в) Отработка техники чтения. (Упражнение для расширения угла поля зрения).
-Смотрим на черту. Читаем слова боковым зрением по слогам. (использование презентации, слайд №14)
по-
голб-
ба-ла-
барс-
ру-ко-
по-жит-
по-соб-
хри-зо-
възе-да-
не-спод-
по-кос-
лож-
ста-точ-
де-
во-ро-
хлёб-ка
чик
ган
ка-я
дель-ня
ки
ник
лит
ет-ся
руч-но
ны-е
ки
но-е
ло
чай-ся


г) Первичное чтение сказки. (Читают хорошо читающие ученики.)
Ф И З М И Н У Т К А (Снятие усталости глаз). Проводится во время чтения сказки,
На листе бумаги (формат А-3 или больше) начерчен квадрат. В нём проведены диагонали.
Ученики следуя глазами за указкой учителя переводят взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний – в правый нижний. Повторить несколько раз. В конце посмотреть в точку пересечения диагоналей и сильно зажмурить глаза. Сосчитать до десяти. Открыть глаза и поморгать.)
д) Беседа после чтения: (презентация, слайд №15)
Понравилась ли вам сказка?
Какая это сказка? (Волшебная)
Кто главные герои этой сказки?
Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Дарёнку?
Как жилось Дарёнке в чужой семье?
Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
Что Кокованя рассказал Дарёнке о козле?
Заинтересовал Дарёнку рассказ старика?
Зачем Дарёнка хотела с дедом в лес идти?
Почему он её с собой не взял? Как он её отговорил?
Почему Кокованя решил взять с собой Дарёнку, когда она стала проситься в следующий раз?
Как жили Дарёнка и Кокованя в балагане?
Расскажите, как произошла первая встреча Дарёнки и серебряного копытца?
Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
Чем закончилась сказка?
7. Итог урока. (слайд №16)
С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
Что вы запомнили о нём?
Над каким произведением работали?
Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
8. Домашнее задание.
Перечитать сказку. Подготовить безошибочное выразительное чтение.
Стр. 182 – 194. Ответить на вопросы.