Урок-конспект Гуашь, добавление черной и белой краски


Изобразительное искусство
Урок 2. Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия
Цели и задачи: познакомить со средствами художественно-образной выразительности для передачи состояния природы; формировать навыки работы гуашью; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать бережное отношение к природе; научить правильному поведению во время грозы.
Оборудование: для учителя — гуашь, листы бумаги; репродукции картин «Буря. Дождь» И. Левитана, «Девятый вал» И. Айвазовского; для учащихся — бумага формата АЗ, гуашь, кисти, палитра.Ход урока
I. Организационный момент
Беседа по теме урока
Мир, который нас окружает, хранит много тайн. Сегодня мы постараемся открыть одну из многочисленных тайн природы, познакомимся со средствами художественно-образной выразительности для передачи состояния природы.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Какое природное явление описал Ф. Тютчев в своем стихотворении? (В стихотворении говорится о грозе.)
При помощи чего поэт создает картину грозы? (При помощи слов.)
В литературе поэт описывает мир при помощи слов. В музыке мир представлен в звуке. В живописи действительность предстает перед нами благодаря цвету. Окружающий нас мир окрашен не только в яркие цвета, которые все мы очень любим, он гораздо сложнее и красочнее. Художник не сможет написать правдивые образы природы в различных состояниях без белой и черной краски. С помощью этих красок получаются сложные цветовые сочетания — от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных. Окунемся в волшебный мир цвета с помощью сказки.
Жили-были на свете две красочки-сестрички — черная и белая.
Белая была нежна и приветлива, а черная — словно горем убитая.
Так и жили сестрицы, изредка появляясь друг у друга в гостях. Обе
любили прогулки среди природы. Там, где появлялась белая, сразу
изменялся цвет травы, цветов, неба, бабочек, листьев, становясь...
Помогайте мне, ребята! (Светлым, веселым, нежным.)
Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало.. - Включайтесь в игру-сказку, отвечайте! (Темные, тревожные оттенки.)
И вот однажды во владениях двух сестер появился странствующий художник. Посмотрел он на работу белой красочки и сказал: «Сколько света, нежности и легкости!» А к черной красочке обратился со словами: «Хоть ты и печальна, и сумрачна, но все же по-своему прекрасна и потому нужна людям. Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга. Если будете всегда вместе, то очень сильно поможете нам, художникам. Сила ваша — в дружбе со всеми красками. И с тех пор белая и черная краска всегда вместе.
Для всех художников это самые главные, важные и дорогие краски, с помощью которых можно делать настоящие чудеса в искусстве. Не верите?
(Учитель демонстрирует произведения художников.) Какие природные явления изобразили художники на своих картинах? (Ураган, метель, извержение вулкана, грозу.)
Гроза - красивое, но опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить, почему бывают грозы. Они считали, что бог Перун ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы. Теперь-то люди знают, что грозы происходят там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным. На этом месте образуются грозовые тучи, в которых возникают электрические разряды — молнии. Молнию мы видим на небе как зигзаг, который на миг пронзает воздух. Это особенно хорошо заметно, если гроза случается ночью.
Если вы хотите узнать, далеко ли от вас ударила молния, считайте секунды от вспышки молнии до удара грома. Если успели мысленно сосчитать до трех, молния ударила в километре от вас, если до шести — в двух километрах и так далее. Если не успели сосчитать даже до двух, значит, гроза идет прямо над вами.
Молния очень опасна. Она чаще попадает в высокие и одиноко стоящие предметы. Поэтому нельзя прятаться во время грозы под деревьями и в стогах в поле.
Что такое метель, вьюга, пурга, ураган, тайфун, буря? (Сильный ветер.)
Как можно показать ветер на рисунке? (Деревья наклонены в одну сторону.)
Покажите, как наклоняются деревья, травы и цветы.
III. Физкультминутка
IV. Творческая практическая деятельность учащихся
Сейчас я покажу вам, как можно изобразить природную стихию.
(Опыт работы с цветом у учащихся пока еще недостаточен, поэтому на данном этапе необходимо предварять их деятельность показом смешения цветов, чтобы избежать механического раскрашивания. Показ сопровождается эмоциональным рассказом.)Пронзительная синева небес с белыми кудрявыми, как барашки, облачками. Разве можно представить ясное небо без сияния солнца? Вот оно выглянуло из-за облачка и окрасило его в золотистые тона. Но вдруг, откуда ни возьмись, появилась темная зловещая туча, за ней другая, третья.
— Без какой краски нам не обойтись, ребята? (Без черной.)
Только мы не будем писать тучу одной черной краской, а будем смешивать ее с другими цветами. Вот тучи, как хищные звери, устремились к солнышку, спешат проглотить его. Пронзительная, как стрела, молния прочертила яркой линией пространство неба. Столкнулись грозные тучи. Трах-тарарах... Громкие раскаты грома заполнили тишину небес, и вслед за громом пролился на землю дождь. Рисуем его белой краской, стремительными линиями. Образ стихии завершен.
Я знаю, что каждый из вас найдет свой образ стихии, отобразив в нем свое индивидуальное восприятие цвета. Помните, что черный цвет — это сажа, мощная и сильная краска, способная поглотить любой цвет, если ее чрезмерно взять на кисть. Напротив, белая — легкая, нежная и слабая, к ней необходимо бережное отношение. Прикасаясь к ней, кисть должна быть чистой. Иначе, если на кисти окажется хоть немного какой-либо краски, она тут же испортит белую.
Не забывайте, что, изображая, например, траву, мы не только пользуемся готовым зеленым цветом, но и добавляем к нему синий, желтый, красный, белый. Деревья не следует изображать у самого нижнего края бумаги или выстраивать заборчиком. Пом- ним, что горы, дома, стволы деревьев и другие детали могут загораживать друг друга.
(Учащиеся изображают природные стихии крупными кистями без предварительного рисунка.)
V. Итог урока
Выставка и анализ работ
(Просмотр выставки сопровождается чтением стихотворения А. Барто.)
Люди спят, и птицы спят —
Тишина полная.
Осветила темный сад
Молния! Молния!
Сильный ветер на кусты
Налетел волнами,
И опять из темноты
Молнии! Молнии!
Ветер, ветер — ураган,
Бьет деревья по ногам,
И стволы трещат,
И трепещет сад.
Дождь, дождь льет,
В барабаны бьет.
Гром гремит, грохочет гром.
Молния! Молния!
— Нет, не кончится добром, —
Бабушка промолвила.
Молния, молния Опалила клен.
Ураганом сломанный,
Наклонился он.
Мне очень приятно смотреть на ваши замечательные работы! Я очень рада, что вы умело использовали черную и белую краску.
Обобщение темы урока
Как изменится цвет, если добавить в него черный?
Что произойдет, если смешать любой цвет с белым?
Как нужно вести себя во время грозы?
Уборка рабочего места.