Урок по литературе по произведению Звездный мальчик


Открытый урок по произведению «Мальчик-звезда» Оскара Уайльда.
Тема: Человек с каменным сердцем
Цели и задачи:
Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека- в гармонии его внешности и внутреннего мира.
Побудить задуматься, что красота может нести людям.
Прививать интерес к книге, чтению.
Развивать умения работать с текстом.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, но прежде я загадаю вам загадки.
По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает.
2.Вечером цветут, утром увянут,
Днем спят, ночью пробуждаются.
Конечно, это звёзды.
Но речь сегодня пойдет не только о звездах. Сегодня мы с вами поговорим о красоте. О красоте человека. Эпиграфом нашего урока я взяла слова И. Шевелева
“При красоте тела невольно веришь в красоту души.
При красоте души не замечаешь физического несовершенства”.
Как вы понимаете эту фразу?
В чём сила красоты? Почему она так волнует людей? И что же скрывается за этой красотой? Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота и
«Почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Зоболоцкий. Может ответит на него сказка английского писателя Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда», которую вы читали дома.
Знакомство с биографией писателя.
Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.
Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
О. Уайльд получил хорошее образование. Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Но не всю жизнь Оскар был баловнем судьбы. Отсидев в тюрьме два года, остаток жизни прожил в нужде.
Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Что такое звезда? (Это что-то очень красивое, таинственное, но холодное и далекое, бессердечное.)
Что может означать сочетание слов “звезда” и “мальчик”? Каким вы ожидаете увидеть мальчика?
Ответ: Он должен быть красивым, связано что-то волшебное.
Целевая установка
Сегодня на уроке мы проанализируем произведение “Мальчик – звезда”. Попробуем ответить на несколько вопросов. Какая красота может изменить мир к лучшему? Чем отличается человек с каменным сердцем от человека с любящим сердцем? Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?
4. Работа с текстом
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
- Почему мальчика в детстве назвали Звездой?
Ответ: Думали, что он упал со звезды
- Вспомним, как он попал к людям.
(дети рассказывают о том, как лесорубы находят ребёнка)
- Как собираются поступить лесорубы? Найдите в сказке ответ и прочитайте…
- Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден?
Ответ: Нельзя совершать зло
- О чём этот поступок нам говорит?
Делаем вывод: жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному.
Инсценировка:
Лесоруб: Я нашел кое-что в лесу и принес тебе, чтобы ты позаботилась о нем.
Жена: Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто.
Лесоруб (распахивает плащ): Вот!
Жена: Увы! Разве у нас нет собственных детей! Что это тебе понадобилось брать подкидыша.
Лесоруб: Ты послушай, ведь это Дитя-звезда.
Жена: Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребенка. А кто о нас позаботится? Кто нам даст поесть?
Лесоруб: Но ведь господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание.
Жена: А мало воробьев гибнет от холода? Почему не затворишь дверь? Смотри, какой студеный ветер, я замерзла.
Лесоруб: В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.
Жена подходит и берет ребенка.
- Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?
Ответ: Жестокое, злое, так говорят про бессердечных людей
Сказать про эпитет
5. Анализ текста.
- Мальчик попадает в семью лесоруба. Что вы можете сказать о семье лесоруба, в которую попал Мальчик-звезда?
Примерные ответы детей: Семья честная, но бедная. В семье много детей. Часто нечего есть, семья очень нуждается.
- Каким предстает глава семейства лесоруб?
Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.
- Какими качествами наделена жена?
Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.
Обобщение учителя: Бедные люди сами живут в нужде, но они не забыли о сострадании и взяли мальчика на воспитание.
- Какое сердце у этих людей?
Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.
- Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?
Ответ: Знал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда.
- Подберите однокоренные слова к слову звезда.
Запись на доске:
Звезда, звездность, звездная болезнь.
Работа над понятием Звездная болезнь.
- Как вы понимаете выражение Звездная болезнь?
Ответ: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.
- Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя и почему?
Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток, у него сердце окаменело.
- Докажите, что сердце героя окаменело.
- Что его отличало от всех людей в посёлке?
Ответ: Его отличала красота
Найдём портрет мальчика.
Но сначала скажите мне, что такое портрет в литературном произведении?
Ответ: Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.
Чтение портрета
…С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.
- Его внешняя красота соответствовала поведению?
Ответ: Он вырос жестоким и бессердечным.
- Да, он был высокомерен и жесток. А как к нему относятся сверстники? Ответ: Дети подражают ему
- Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению?
Ответ: Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.
- Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем?
Ответ: Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.
Красота- это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.
Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром.
- А вам он нравится? Почему?
Ответ: Он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.
- В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце?
Ответ: Мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью
6. Просмотр фрагмента фильма-сказки «Звёздный мальчик»
- Почему Мальчик так себя ведёт?
Ответ: Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери
- Как он был за это наказан?
Ответ: мальчик стал уродлив
Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.
Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать чувства, настроение человека в разные моменты его жизни. Послушайте отрывок «Маленькой ночной серенады» Моцарта и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка.
(Звучит тихая мелодия Моцарта)
- А теперь поделимся своими впечатлениями.
Ответ: Грусть Мальчика, ставшего одиноким; в него бросают камни; он просит кусок хлеба, но ему не дали; замерзает от непогоды, ночует под деревом
- Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий?
Ответ: Он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым
- Почему к нему вернулась красота и чем она отличается от прежней?
Ответ: В его глазах появилось что-то новое – мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой.
- Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу.
- Каково авторское отношение к герою? Справедливо ли автор наказал Мальчика-звезду?
Ответ: Его облик стал соответствовать внутреннему миру.
- Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему?
7. Итог урока
Давайте обратимся к тем вопросам которые мы с вами поставили в начале урока и посмотрим, нашли мы на них ответ или нет.
Какая красота может изменить мир к лучшему?
Ответ: Внутренняя, душевная красота
Чем отличается человек с каменным сердцем от человека с любящим сердцем?
Ответ: Человек с каменным сердцем безразличен к чужой боли и страданию, а человек с любящим сердцем всегда придет на помощь.
Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?
Ответ: Конечно может, но для этого надо научиться сочувствовать другим, почувствовать их боль.