Методическая разработка олимпиады по информатике для 1 курсов СПО


Департамент образования и науки Костромской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Олимпиада по информатике»
Попова Н.С.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Олимпиада по информатике» / Н.С. Попова. – Буй, 2016. - 18 с.
Аннотация
В методической разработке рассмотрена методика организации и проведения олимпиады по информатике для студентов I курса, дано обоснование выбора олимпиады как формы организации внеурочной деятельности студентов, а также поставлены цели проведения олимпиады и решены задачи, необходимые для достижения целей.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от _______________ 2016 г.
Председатель _____________ (Кузьмина О.С.)
Рецензент:
Заведующая учебным отделом и ОУ ______________ (Румянцева Е.В.)
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………………………………………4
1. Олимпиада как одна из форм организации внеурочной деятельности при изучении информатики ………………………………………………………………………………....5-6
2. Положение о проведении олимпиады ………………………………………………….7-10
Общие положения………………………………………………………………………7
Участники олимпиады…………………………………………………………………7
Порядок организации и проведения олимпиады…………………………………8-10
Обобщение положения………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………………………12
Приложения………………………………………………………………………………...13-17
Пояснительная записка
«... человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации»
В.П. Эфроимсон
Не секрет, что российское образование в настоящий момент находится в процессе серьезных изменений. Один из важнейших вопросов, решаемых на самом высоком уровне: как определить одаренность обучаемого и как работать с талантом?Поэтому внеурочная работа со студентами продолжает занимать особое место в структуре образовательного и воспитательного процессов. Она во многом способствует совершенствованию учебного процесса.
Внеклассная работа, как один из видов внеурочной работы, имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей студентов, открывает дополнительные возможности для формирования таких ценных социально-значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др.
Главное же её назначение – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей учащихся в разных отраслях науки и культуры.
Олимпиада по информатике – это одна из форм организации внеурочной деятельности при изучении информатики. Цель подготовки к олимпиаде – развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков студентов, ускорению процесса перехода от обучения к самообучению – наивысшей ступени образовательного процесса.
Совмещение традиционного и личностно-ориентированного типов обучения наиболее полно соответствует современной концепции преподавания информатики, как фундаментальной науки и признания ее высокого развивающего потенциала.
Олимпиада как одна из форм организации внеурочной деятельности
при изучении информатики
Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (14-16 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает.
Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.
Подростки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.
Учеба в техникуме занимает большое место в жизни подростка. Готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах, может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда преподаватель лишь помогает ему.
Конечно, интерес к учебной дисциплине во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала преподавателем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным дисциплинам в целом.
В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.
Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.
Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в техникуме, также могут приносить ему удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в техникуме подросток не выбирает сам постигаемые знания. В результате можно видеть, что некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают любые учебные знания; другие – лишь избранные дисциплины. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным дисциплинам.
Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным дисциплинам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к дисциплине и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к дисциплине и желание прервать занятия.
Одной из возможностей продемонстрировать свои знания и выделиться на фоне других – это успешное участие в олимпиадах. Студенты попадают в атмосферу успеха, общаются между равными по интеллекту, появляется желание снова встретиться соревноваться и общаться, а для этого появляется необходимость дополнительной подготовки по выбранной дисциплине.
Предметные олимпиады – это соревнование студентов по различным дисциплинам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности студентов, осуществляемой в условиях профессионального обучения, особое место.
Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути студента, развивают индивидуальные особенности личности студента, то есть по большому счету способствуют реализации целей профессионального обучения.
Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса студентов к изучению дисциплин и выявлению талантливых студентов.
Олимпиады позволяют студентам и преподавателям проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования.
На олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам.
2. Положение о проведении олимпиады
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, а также порядок проведения олимпиады студентов ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области» по дисциплине «Информатика».
1.2. Олимпиада проводится с целью выявления и развития у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.
1.3. Основными задачами проведения Олимпиады является выявление одаренных студентов, обеспечение их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации, уровня качества подготовки специалистов в области информационных технологий, определение степени владения современными программными средствами и вычислительной техникой, всестороннее развитие интересов, способностей учащихся, подготовка студентов к участию в олимпиадах более высокого уровня (областных, региональных, всероссийских); повышение интереса учащихся к углубленному изучению дисциплины, повышение успеваемости по дисциплине за счет лучшего усвоения учебного материала в процессе подготовки к участию студентов в олимпиаде, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач, умение применять полученные знания на практике.
1.4. Олимпиада проводится 1 раза в год, по общему согласованному решению предметно-цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин.
2. Участники олимпиады
2.1. Участниками Олимпиады могут быть все желающие студенты очного отделения Техникума специальности СПО 23.02.03 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог; профессиям НПО 19.01.17 Повар, кондитер; 23.01.09 Машинист локомотива; 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинотракторного парка; 43.01.06 Проводник железнодорожного транспорта среднего профессионального образования, которые должны показать умение работать со стандартным программным обеспечением, пакетом «Microsoft Office».2.2. Для принятия участия в Олимпиаде студенту необходимо подать заявку (приложение №1) установленной формы в установленный срок.
2.3. Для проведения Олимпиады по дисциплине необходимо, чтобы было подано не менее 5 заявок на участие.
3. Порядок организации и проведения олимпиады
3.1. Олимпиада организуется и проводится преподавателем Поповой Н.С.   в кабинете №2.
3.2. Сроки проведения Олимпиады устанавливаются предметно-цикловой комиссией профессиональных дисциплин.
3.3. Для осуществления организации, проведения и подведения итогов Олимпиады создается комиссия, состоящая из председателя предметно-цикловой комиссии профессиональных дисциплин Кузьминой О.С., преподавателя по дисциплине Поповой Н.С., и зав.учебным отделом и безопасностью ОУ Румянцевой Е.В.
3.4. Задания к Олимпиаде составляются преподавателем по дисциплине Поповой Н.С. и утверждаются зав.учебным отделом и безопасностью ОУ Румянцевой Е.В.
3.5. Задания для Олимпиады составляются в одном варианте.
3.6. В задания включены вопросы минимально обязательного уровня. Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
3.7. На выполнение заданий дается 2 академических часа, при этом не учитывается время разъяснения участникам Олимпиады правил ее проведения.
3.8. При проведении Олимпиады на ней непосредственно должны присутствовать преподаватель, который составлял олимпиадные задания и являющийся членом комиссии, сформированной для организации, проведения и подведения итогов Олимпиады, председатель цикловой комиссии, и один из членов предметно-цикловой комиссии.
3.9. Лица, указанные в предыдущем пункте обязаны:
1. В самом начале проведения Олимпиады разъяснить участникам:
структуру заданий;
порядок решения заданий;
критерии оценки заданий;
их права и обязанности;
последствия грубого нарушения дисциплины;
2. Обеспечить анонимность работ студентов в целях дальнейшей объективной их оценки.
3. Раздать задания Олимпиады каждому студенту.
4. Следить за соблюдением дисциплины и предпринимать соответствующие меры при грубом ее нарушении. Лицам, указанным в предыдущем пункте запрещено подсказывать или пояснять какие-либо положения олимпиадных заданий.
3.10.Студентам, принимающим участие в Олимпиаде, запрещается:
спрашивать что-либо относительно содержания заданий у присутствующих преподавателя и членов комиссии;
совещаться друг с другом;
пользоваться справочной, учебной литературой и другими материалами;
пользоваться личными компьютерами, калькуляторами, электронными записными книжками, мобильным телефоном и иными средствами связи;
выходить из аудитории; но в исключительных случаях может быть разрешено выйти только по согласованному решению присутствующих преподавателя и членов комиссии и в сопровождении одного из них, а также при условии оставления заданий в аудитории на столе преподавателя.
3.11. Если преподаватель и члены комиссии выявят какое - либо из вышеуказанных нарушений, они вправе по совместному решению отстранить студента, нарушившего установленные правила, от дальнейшего участия в Олимпиаде и аннулировать выполненные им задания.
3.12. Представитель комиссии составляет протокол проведения Олимпиады, в котором указываются все присутствующие, а также допущенные нарушения (если они имеются), протокол подписывается присутствующими преподавателем и членами комиссии (приложение №2). Этот протокол учитывается при подведении итогов.
3.13. По прошествии двух часов с момента начала выполнения олимпиадных заданий все участники обязаны сдать свои работы. В целях обеспечения объективности оценки, олимпиадные работы предоставляются преподавателю для проверки анонимно.
3.14. Работы проверяются лично преподавателем, составлявшим задания, либо присутствующим на олимпиаде, либо совместно указанными лицами. Работы должны быть проверены в течение трех дней с момента проведения Олимпиады по данной дисциплине, результаты передаются в комиссию и утверждаются заместителем директора по учебной работе, заполняется и подписывается протокол итогового заседания (приложение №3).
3.15. Каждому участнику предоставляется персональный компьютер на время выполнения заданий.
3.16. Во время проведения олимпиады участники самостоятельно решают предложенные задачи.
3.17. В течение одного часа с начала проведения олимпиады участники имеют право задавать вопросы членам жюри по условию задачи. Вопрос должен быть составлен в форме, предполагающей ответ «Да» или «Нет». Жюри оставляет за собой право распространить копию вопроса участника с ответом всем остальным участникам олимпиады.
3.18. По истечении времени проведения олимпиады запрещается выполнять любые действия на компьютере. Жюри не имеет право переименовывать и исправлять файлы участника.
3.19. В случае возникновения сбоев в работе компьютера или используемого программного обеспечения необходимо сообщить жюри. Жюри должны письменно зафиксировать сбой. По решению жюри участнику может быть добавлено время, затраченное на восстановление работоспособности компьютера.
3.20. Апелляция проводится после объявления предварительных результатов олимпиады. На апелляцию приходят только те участники, которые не согласны с результатами своей работы в пределах объявленной системы оценок. Перед апелляцией участник должен письменно объяснить свое несогласие с результатами работы. Жюри в случае необходимости принимает решение об изменении оценки после повторного просмотра. После апелляции никакие претензии от участников не принимаются.
3.21. Участники олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями олимпиады, если количество набранных ими баллов превышает 50% от максимально возможного количества баллов. Если несколько участников набрали одинаковое наибольшее количество баллов, то все они признаются победителями. В случае, когда победители не определены, определяются только призеры. Численность победителей и призеров олимпиады определяется жюри олимпиады, а именно не более 10% от общего количества участников олимпиады.
3.22. Победители Олимпиады награждаются грамотами.
3.23 Победители олимпиады представляют техникум на олимпиадах областного, регионального, всероссийского уровня. Очередность направления студентов на вышеуказанные олимпиады определяется согласно занятому месту на Олимпиаде, желанию и возможностям студентов.
4. Задания (приложение №4).
4. Обобщение положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его предметно-цикловой комиссией профессиональных дисциплин и заместителем директора по учебной работе. С момента вступления в силу данного Положения подготовка, проведение Олимпиады и подведение итогов производится согласно с ним.
Заключение
Проведение предметных олимпиад является эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания студентов. Основная задача проведения таких внеклассных мероприятий – углубление и расширение знаний, умений и навыков студентов, развитие творческих способностей и интересов учащихся, привитие навыков самостоятельной работы и формирование умения реализовать теоретические знания при решении практических задач с использованием компьютерной техники, формирование информационно-коммуникационной компетентности. Поэтому задания для проведения олимпиады по информатике носят практический характер.
Список литературы
Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2001
Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике // Информатика и образование. – 2010. № 1
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для сред. проф. образования.
– М.: Издательский центр «Академия», 2007
Немцова Т.И, Назарова Ю.В. Практикум по информатике. Часть 1: учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2007
Колдаев В.Д., Павлова Е.Ю. Сборник задач и упражнений по информатике: учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2007
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор WORD. – М.: Академия, 2010
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. – М.: Академия, 2010
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика – М.: Академия, 2009
http://www.metod-kopilka.ru
www.edu/ru/modules.php
http://comp-science.narod.ru
Приложение №1.
1. Заявка на участие в олимпиаде
ОБРАЗЕЦ:
Заявка
на участие в олимпиаде
студентов ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области» по дисциплине «Информатика»
Ф. И.О. участника (полностью)
Группа
Подпись студента, желающего принять участие в олимпиаде и дата подачи заявки
Приложение №2.
2. Протокол проведения Олимпиады
ОБРАЗЕЦ:
Протокол проведения олимпиады
студентов ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»
по дисциплине «Информатика»
г. Буй «___ »_________________ 20___ г.
Присутствовали: (перечислить фамилии и имена всех присутствующих: преподавателя с указанием должности, председателя предметно-цикловой комиссии с указанием должности, членов комиссии, студентов-участников с указанием № группы).
Повестка дня:
1. Ознакомить студентов с правилами проведения Олимпиады, их правами и обязанностями.
2. Раздать олимпиадные задания.
3. Проконтролировать соблюдение дисциплины.
4. Собрать олимпиадные работы по истечении двух часов с начала выполнения студентами заданий.
Время начала Олимпиады:
Время начала выполнения заданий:
Время окончания Олимпиады (время сдачи работы последним участником):
Во время проведения Олимпиады установлены следующие нарушения:
сделаны замечания:
отстранены от участия:Если нарушений не установлено, то в протоколе указывается: «Нарушений во время проведения Олимпиады не выявлено».
Протокол подписывается следующим образом:
Член комиссии по подготовке, проведению и подведению итогов Олимпиады (подпись) Ф. И.О. и должность преподавателя
Председатель предметно-цикловой комиссии, должность (подпись) Ф. И.О.
Член комиссии (подпись) Ф. И.О
Приложение №3.
3. Протокол Итогового заседания:
ОБРАЗЕЦ:
Протокол
Итогового заседания
олимпиады студентов ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»
г. Буй «___ »_________________ 20___ г.
Присутствовали: перечислить фамилии и имена всех присутствующих (преподавателей, членов комиссии, студентов)
Повестка дня:
1. Подвести итоги работы олимпиады по дисциплине.
2. Определить победителей олимпиады по дисциплине.
3. Наградить победителей грамотами и ценными подарками.
Слушали:
Решили: (указываются победители по дисциплине) и прилагаются результаты всех участников (в баллах)
Член комиссии по подготовке, проведению и подведению итогов Олимпиады (подпись) Ф. И.О. и должность преподавателя
Председатель предметно-цикловой комиссии, должность (подпись) Ф. И.О.
Член комиссии (подпись) Ф. И.О
4. Отчет проведения Олимпиады.
Включает в себя:
все протоколы, составленные представителями, присутствующими на олимпиаде по дисциплине
протокол заседания с указанием всех результатов в баллах и победителей, отчет подписывается преподавателем, подготовившим Олимпиаду, председателем предметно-цикловой комиссией и членом комиссии.
титульный лист отчета выглядит следующим образом:
ОБРАЗЕЦ:
Отчет
проведения олимпиады студентов ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»
по дисциплине «Информатика»
Начало Олимпиады:
Окончание Олимпиады:
Количество участников Олимпиады (всего):
Состав комиссии по подготовке, проведению и подведению итогов Олимпиады:
Приложение №4.
3. Задание
1. (3 балла) Пусть дано дробное двоичное число. Если это число увеличить в 104 раз, то получится результат деления числа 2008 на число 1217. Чему равно исходное двоичное число?
2. (3 балла) Какой шаблон будет соответствовать поиску файлов, имена которых состоят из 4 символов, начинающихся с символа «q», с любым расширением?
3. (3 балла) Установите взаимно-однозначное соответствие между функциями языка программированияPascalABC и их действием:
1) Возвращает значение, следующее за хА) chr(x)
2) Возвращает значение, предшествующее хБ) pred(x)
3) Возвращает символ с кодом х, где х-целое число от 0 до 255 В) succ(x)
4) Возвращает порядковое целое значение, соответствующее хГ) ord(x)
В ответе укажите комбинацию из чисел и букв без пробелов и каких-либо знаков препинания, числа должны идти по порядку, например, 1А2Б3В4Г
4. (4 балла) Три подруги: Евгения, Василиса и Александра учатся в Математическом, Медицинском, Химическом колледжах. Каждая учится в одном колледже. Если Евгения математик, то Александра не медик. Если Василиса не медик, то Евгения математик. Если Александра не математик, то Василиса — химик. Кто Евгения, если все утверждения верны?
5. (4 балла) Дан фрагмент программы, написанный на языке программирования PascalABC. Выберите правильный результат вывода на экран для пронумерованных строчек.
beginstr:='информатика';
str:=copy(str,3,5);
1)    writeln(str);
2)    writeln(pos('а', str));
delete(str,3,5);
3)    writeln(str);
insert('щ',str,3);
4)    writeln(str);
5)    writeln(length(str));
end.

В ответе укажите комбинацию из чисел и букв без пробелов и каких-либо знаков препинания, числа должны идти по порядку, например, 1А2Б3В4Г5Д
6. (4 балла) Алиса написала программу, которая выводит некоторые числа по следующему правилу: в начальный момент в строке записана цифра 0 (ноль). На каждом из последующих шагов выполняется следующая операция: в очередную строку записывается увеличенная вдвое предыдущая строка, а в конец строки приписывается очередная цифра (на i-м шаге приписывается цифра i). Для удобства Алиса в скобках пишет номер строки (начиная с 0). Ниже показаны первые строки, сформированные по описанному правилу:
(0) 0
(1) 001
(2) 0010012
(3) 001001200100123
(4) ...
Сколько цифр будет в десятой(№9) строке?

В ответе укажите только число без каких-либо знаков препинания, например, 100
7. (4 балла) Строку какой длины можно ввести в строковую переменную str, если она описана следующим образом:
var str:string[100];
Укажите все возможные варианты.
1) 100                  4) 129                  7) 99                    10) 1302) 127                  5) 130                  8) 101                  11) 1023) 1                      6) 12                    9) 90                    12) 98В ответе укажите только номера правильных ответов в порядке возрастания через один пробел, без каких-либо знаков препинания, например, 1 2 3
8. (5 баллов) Организован массив А размерностью N × N, где N = 4, и заполнен числами:

Следующий фрагмент программы, написанный на алгоритмическом языке, обрабатывает указанный массив.
S:=0
M:=N/2
для I от 1 до N нц       для J от 1 до N нц         если (J*(M-1)+ J*(N-1)>=M*N-1) И (I+J<=M+N)
              тo S:=S+A(I,J)
       кц    кцКакое значение примет переменная S после выполнения данного фрагмента программы?
В ответе укажите только число без каких-либо знаков препинания, например, 100
9. (5 баллов) Пусть дана база данных, содержащая столбцы Фамилия, Имя, Адрес, Телефон. В эту базу данных внесена информация на 50 человек. Сколько полей и записей в этой базе данных?
10. (5 баллов) Во дворе мальчики играли в домино. Вася первый вытащил одну кость и сообщил, что у него дубль, т. е. кость с одинаковым количеством точек на обеих половинках. Всего в игре «Домино» 28 костей. Сколько информации (в битах) сообщил Вася?
 
В ответе укажите только число без каких-либо знаков препинания, например, 100