Технологическая карта к классному часу Легко ли быть честным?

Технологическая карта урока
1. Общая часть

Предмет
Внеурочное занятие по этике курса «Достоинства и недостатки человека»
Класс
3

Тема урока
Легко ли быть честным?

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

- формировать представления о честности; объяснять мотивы персонажей литературных произведений, выражать свое отношение к прочитанному или предложенной ситуации
Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесенных корректив, учатся работать в группе по предложенному учителем плану и заданию;
Познавательные: ориентироваться в словарях, схемах (логических цепочках), осознанно и произвольно строить речевые высказывания, устанавливать причинно – следственные связи;
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнера, вырабатывать общую позицию, сопоставлять полученные ответы

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Цель урока
Формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению: быть честным

Основные понятия, изучаемые на уроке
Честность, совесть

Средства ИКТ, используемые на уроке
Мультипроектор, экспозиционный экран, презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
Толковый словарь, словарь синонимов и антонимов, этимологический словарь, орфографический словарь, карточки – помощницы «Чувства человека», листы с заданиями для выполнения групповой работы №1, 2; маркеры, чистые листы бумаги формата А3, клей, список рекомендуемых произведений для самостоятельного чтения; для перевоплощения: парик, тюбетейка, гребень, татарский национальный головной убор, распечатанные отрывки из сказки Г.Тукая «Су анасы»


Организационная структура урока.

Дидактическая структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
читают девиз, взявшись за руки;
выражают свое мнение;
обсуждают в группах задание, выбирают ответчика, отвечают;
слушают, дополняют, записывают, комментируют ответы одноклассников;
систематизируют ответы по слайду;

- Я искренне рада всех приветствовать на нашем занятии;
- Сегодня мы вновь работаем в команде. Предлагаю, взявшись за руки, повторить девиз:
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»»;
- Какими человеческими качествами должны обладать ребята в вашей команде когда вы соревнуетесь или играете?
- Действительно, человек всегда хотел жить среди воспитанных и порядочных людей, и это стремление находило свое отражение в литературных произведениях.
- Сегодня мы попытаемся разобраться, что такое честность и легко ли быть честным?

Задания в группах «Собери информацию о слове честность»















задания на слайде «Собери информацию» по плану:
1 го. – найдите в толковом словаре определение слова «честность», объясните его;
2 гр. – назовите синонимы, антонимы слова «честность»;
3 гр. – объясните возможную этимологию (возникновение) слова «честность»;
4 гр. – объясните орфограммы в слове «честность»;


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.
смотрят фрагмент сказки на тат.языке;
читают фрагмент татарской народной сказки «Су анасы» Г. Тукая;
выполняют задание в группах, отвечают;
слушают, дополняют, комментируют ответы одноклассников;
- Одного из любимых мной писателей Габдуллу Тукая также волновал вопрос честности. В своих произведениях для детей он хотел научить ребят этому качеству.
- Произведение, которое я предлагаю вам вспомнить, для вас знакомо, но сегодня мы попробуем его прочувствовать.
Показ видеофрагмента мультфильма «Су анасы»;
- Как переводится название сказки? Назовите главных героев сказки.
- Какое настроение у мальчика в начале истории?
организует групповую деятельность учащихся, нацеливает: после прочтения сказки предлагаю рассказать кратко историю от имени героев сказки (озвучивает задание);
Чтение отрывков по частям (самостоятельно);
после выступления 1 группы задает вопрос: «Какие чувства Вы испытали? Как можно назвать поступок мальчика? (воровство, кража)»;
после выступления 2 группы задает вопрос: «Какие чувства ты испытал? Для чего ты взял чужой гребень? Легко ли тебе на душе? Когда ты себя лучше чувствовал: до того как взял гребень или когда он был у тебя в руках?
после выступления 3 группы: «Почему тебе пришлось обмануть во второй раз самого дорогого для тебя человека? Честный ли поступок ты совершил? Чиста ли была твоя совесть?»;
после выступления 4 группы: «Какие чувства Вы испытали? Как Вы думаете, почему Ваш сын так поступил? Проснулась ли у Вашего сына совесть?»
- Итак, давайте посмотрим, как развивались события? (слайд «Маленькая ложь становится большой»)
- Было ли кому-нибудь хорошо в этой истории?
Демонстрируется портрет и книга Г. Тукая












Задания на карточках «Почувствуй ситуацию»:
1 гр. – расскажите суть сказки в 4 – 5 предложениях;
2 гр. – кратко расскажите сказку от имени мальчика, акцентируйте внимание на чувствах и переживаниях героя;
3 гр. – кратко расскажите сказку от имени Водяной, акцентируйте внимание на чувствах и переживаниях героя;
4 гр. – кратко расскажите сказку от имени матери, акцентируйте внимание на чувствах и переживаниях героя

(предлагается надеть атрибуты героев: тюбетейка, национальное женское головное украшение, зеленая накидка водяной, золотой гребень)

Этап 4. Организация обратной связи
выполняют задание в группах, работают на листе бумаги (режут, клеят), защищают свою работу;
слушают, дополняют, комментируют ответы одноклассников;
- Итак, что же легче: быть честным и думать о других людях или жить обманщиком?
-
организует групповую деятельность учащихся «Установи связи»;
подводит к выводу: «В каком из 2 – ух случаев человек чувствовал себя лучше? Каким путем идти вернее, если человек поступил нечестно или приврал?
Какой совет вы бы дали, чтобы не попадать в подобные ситуации?
Легко ли быть честным?
Задания на карточках «Установи связи»:
1, 3 гр. – соберите логическую цепочку (Приложение №1 «Что будет, если я скрою правду?»);
2, 4 гр. – собери логическую цепочку (Приложение №2 «Что будет, если сознаюсь во лжи?»);


Этап 5. Подведение итогов.
Делают вывод о необходимости быть честным: для морального, физического и психического здоровья человека.
Задает вопрос: «Для чего нужно быть честным?» (для морального, психического и физического здоровья)


Этап 6. Домашнее задание.
Задаются вопросом: где можно найти данные произведения.
Раздает рекомендации – список произведений о честности.
Список произведений по теме для каждого ученика (Приложение №5)



15