Музыка. П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».


План-конспект урока музыки
Тема: П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».
Цели:
научиться следить за развитием музыкальной мысли;
анализировать музыку, используя средства музыкальной выразительности на примере фрагментов балета «Спящая красавица».
Задачи:
Воспитательные: пробудить интерес к такому жанру, как балет; вызвать эмоциональный отклик у детей к музыке П.И.Чайковского;
Образовательные: научить анализировать музыкальные сочинения на примере фрагментов из балета;
Развивающие: развить воображение, мышление, внимание.
Музыкальный репертуар:
Музыка П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица», фрагменты балета.
Оборудование: Проектор, музыкальное сопровождение, красочная палитра.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока:
Организационный этап.
Вход в класс под музыку. Звучит вальс из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент). Приветствие.
Введение в тему урока.
Учитель. Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Если бы сказка имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, она сказала бы следующие слова:
Дорогие ребята!
Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас!
С любовью к вам, ваша Старая сказка.
Работа по теме урока.
Учитель. Давайте не будем больше огорчать сказку, тем более что тема нашего урока - балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». Знакома ли вам сказка о спящей красавице? Знаете ли вы, что такое балет?
Учащиеся: Да.
Учитель. Композитор П.И. Чайковский, сочинивший для нас эту кра-сивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. Удивительный потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми, и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта?
Учащиеся: Да, хотим.
Сюжетно–ролевая игра «Творческая мастерская»
Учитель. Для этого я предлагаю вам немного пофантазировать, и то-гда наш класс может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока – «мастерами».
Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить «музыканты». Ведь основа любого балета - это музыка. Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я хочу попросить вас выйти ко мне «музыкантов». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им, в свою очередь, поможет вот эта музыкальная палитра.
Примечание: палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из картона с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это - мелодия, ритм, темп, лад, динамика, регистр, тембр. В центре палитры, находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа. Каждый музыкант вращает стрелку-ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок.
Учитель. Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И. Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем.
Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы»
Учитель. Ну что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке?
Как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает?
Учащиеся: Фея Сирени и фея Карабосс. Отличаются грмкой, страшной и спокойной, весёлой мелодией.
Учитель. Правильно! Первой появляется фея Карабосс – злая колду-нья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. У каждой из волшебниц на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Вы не забыли о нашей игре в «мастеров»? Сейчас нам нужны будут «художники», для того, чтобы создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для наших волшебниц. Кто хочет попробовать себя в роли «художников»? Смелее, не бойтесь! Вас ждёт очень интересная работа. Для выполнения задания вызывается несколько человек.
Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.
Примечание: при выполнении задания учащиеся должны разделиться на две группы по три. Первая создаёт «красочное полотно» для феи Карабосс, вторая группа - для феи Сирени. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагаю следующую цветовую гамму: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный.
Учитель. Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.
Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы».
Во время прослушивания музыки, задания выполняются одновре-менно, как группой «художников», так и всем классом.
Учитель. Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему?
Ответы учеников работающих в группе.
Учитель. У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.
Учитель. А теперь покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки о волшебницах.
Ответы учеников класса.
Учитель. Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени - они плавные и мягкие.
Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники.
Звучит фрагмент вальса из второго действия балета. (Фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Учитель: Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией?
Учащиеся: Это вальс.
Учитель: Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это – музыка, живопись и танец. Вы, не забыли о нашей «творческой мастерской»? В ролях «музыкантов» и «художников» вы уже побывали. Теперь настало время, попробовать себя в другой роли и почувствовать себя «танцорами».
Повторное слушание музыкального фрагмента вальса. Во время звучания музыки, дети выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки.
Учитель: Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета.
Учитель демонстрирует на экране видеофрагмент балета «Спящая красавица» .Закрепление темы урока.
Учитель. Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для балета, стать известным художником или профессиональным танцором.
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?
Ученики отвечают.
Учитель. В начале нашего урока я обратилась к вам со словами от имени сказки. Встреча с ней подошла к концу. Давайте закончим урок исполнением песни о сказке, и тем самым скажем ей: «До свидания!».
Исполняется первый куплет песни в ансамбле с учителем, проводится работа над возникшими трудностями в исполнении.
Рефлексия.