Урок музыки Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»


3 класс П.И.Чайковский балет «Спящая красавица»
Муз.приветствиеИнтродукция (вступление)к балету –слушание
Программка
Схема-мелодия, темп, динамика
Фрагменты Феи Карабос и Феи Сирени
ФизминуткаЗвучит Интродукция - дети раскрашивают
Видео – фрагмент «Вальс»
Итог
Работа над песней
Сегодня мы совершим путешествие в мир сказки, удивительных превращений, в мир добрых и злых волшебников.
А начну я наш урок с загадки, послушайте и назовите о какой сказке пойдёт речь.
Итак, события происходят в замке. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. Добрые феи дарят ребёнку подарки, в замке царит веселье. Внезапно злая фея со своей свитой врывается во дворец, её забыли пригласить на бал. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та умрёт от укола спицей, когда ей исполнится 16 лет.
Вы узнали сказку? («Спящая красавица»)
Кто автор этой сказки? (французский писатель Шарль Перро)
А теперь вторая загадка, музыкальная. Послушайте музыкальный фрагмент произведения и определите, к какому жанру он относится. (прозвучал ВАЛЬС, жанр ТАНЕЦ)
А если объединить сказку, музыку и танец, то какой муз.жанр получиться (представьте - большая сцена, герои в сказочных костюмах и танцующие под красивую музыку)
Это БАЛЕТ – муз. спектакль, жанр, где все действия передаются по средствам танца.
Сюжет сказки «Спящая красавица» вдохновил композитора (…..показ портрета, какого?) П.И.Чайковского . Яркие образы этого произведения воплотились в такой спектакль как балет. Премьера этого балета состоялась очень давно, в конце 19в, 3 января 1890г на сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург)
У композиторов есть такая традиция, перед спектаклем исполняется небольшое вступление , для того, чтобы зритель настроился на предстоящее событие. Такое вступление к балету называется ИНТРОДУКЦИЯ и исполняется она при закрытом занавесе.
Представим, что мы находимся в зрительном зале и послушаем ИНТРОДУКЦИЮ (ВСТУПЛЕНИЕ) к балету «Спящая красавица». Внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос
О ЧЁМ НАМ РАССКАЗЫВАЕТ КОМПОЗИТОР СВОЕЙ МУЗЫКОЙ?
- Музыка на протяжении всего звучания была одного характера или менялась? ( Вначале звучала грозно, а затем светло и мягко)
- Сколько героев воплотила в себе и какие они по характеру?
( 2 образа – 1) образ грозный, угрожающий; 2) нежный добрый
Т.е. композитор представил нам два противоположных образа)Чтобы лучше воспринимать содержание балета, зритель имеет возможность перед началом представления приобрести вот такую программку , которая лежит на ваших партах. Вы можете прочитать название спектакля и автора балета; представлены главные действующие лица.
Подошёл черёд разгадать следующую загадку: как вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка вступления?
(Музыка изобразила 2х волшебниц – Фею Карабос(злую) и Фею Сирени (добрую)
А сейчас мы вместе порассуждаем и узнаем , какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы так ярко и понятно изобразить музыкой 2 контрастных образа.
А поможет нам в этом схема: основные средства музыкальной выразительности, с которыми мы уже знакомились на предыдущих уроках - МЕЛОДИЯ, ТЕПМ, ДИНАМИКА
На доске 2 схему- образа двух волшебниц
Я сыграю МЕЛОДИЮ Феи Карабос и Феи Сирени – ваше задание в программке нарисовать мелодическую линию этих персонажей.
Охарактеризуйте нарисованную линию, какая она у вас получилась в рисунке?
Линия Феи Карабос – острая, скачками, прерывистая
Линия Феи Сирени – плавная волнистая, протяжная
(на доске выбираем и помещаем соответствующие карточки)
ТЕМП. Какой темп выбрал композитор для характеристики злого и доброго персонажа?
Фея Карабос – быстрый, стремительный
Фея Сирени - спокойный ,неторопливый
ДИНИМИКА
Фея Карабос – громко( форте)
Фея Сирени - тихо (пьяно)

Итак, у нас получилось 2 образа. Такое сочетание средств муз.выразительности помогает воплотить в музыке нужный муз. образ
Физминутка «Оркестр»
Музыкантами и слушателями мы побывали, а сейчас как в сказке, перевоплотимся в художников, используя цветные карандаши, подберите каждой волшебнице цвет костюма: какой на ваш взгляд, наиболее точно передаёт характер героинь. Постарайтесь уложиться во времени, пока звучит вступление (интродукция)- дети раскрашивают.
Какие цвета наиболее точно отразили характер героинь в вашем воображении?
Сравните свои цвета и те, которые подобрал художник – костюмер балета. Цвет костюма Феи Карабос – тёмный, Феи Сирени –светлый.
Противоположные цвета, яркая выразительная музыка, построенная на противоположных средствах выразительности – всё построено на контрасте.
Чего не хватает, чтобы герои ожили? Танца. Посмотрим
Видео – фрагмент вальса.
Но прежде прочитайте в программке ,что же произошло на балу у Короля и Королевы, когда принцессе исполнилось 16 лет.
При просмотре обратите внимание на то, какое настроение было у участников бала.
С каким муз.жанром мы сегодня продолжили знакомство? (БАЛЕТОМ)
Какие виды искусства соединены в балете? ( музыка, изо, танец)

Что такое интродукция? (вступление к балету)
Появилось ли у вас желание узнать продолжение сказки и посмотреть балет?
Д/З Вспомнить, м.б. ещё раз прочитать сказку и рассказать чем же она заканчивается, чтобы на след. уроках мы продолжили говорить о балете «Спящая красавица» и уже знали сюжет до конца.
Чему нас учат сказки? (доброму отношению друг к другу, добро всегда побеждает зло)
Песня «Приходи сказка»
Тема Феи Карабос
Тема Феи Сирени