Технологическая карта по теме «В.А.Жуковский «Спящая царевна». Черты народной и литературной сказки».


Тема «В.А.Жуковский «Спящая царевна». Черты народной и литературной сказки»
Тип урока: комбинированный, повторение и обобщение пройденного.Цели урока:
Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством; сопоставить народную и литературную сказку, выявить сходство и различие.
Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся интерес и уважительное отношение к литературе.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки В. А. Жуковского, гуманистический пафос произведения; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить черты народной и литературной сказок.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме.
Ход урока
Этапы урока. Вид деятельности. Действия учителя Действия обучающихсяУУД
I. Оргмомент. Сообщение темы. Целевая установка на урок. Сформулировав тему урока, используя  материал первого слайда, определяют цели и задачи урока.  Л. :проявление желания осваивать новые виды деятельности
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу
П: учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач
К.: строят небольшие монологич. высказывания
Пр.: вспоминают понятие жанры фольклора
II. Проверка д/з (фронтальный опрос). – Что вы знаете о В.А. Жуковском?– Что это был за человек?– Чем он прославился?
Выразительное чтение наизусть (2-3 чел.). Отвечают на вопросы,
Выразительно читают Л. :проявление желания осваивать новые виды деятельности
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу
По.:учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач
К.: строят небольшие монологич. высказывания
III. Объяснение нового материала. Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу.
Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? Почему? Докажите из текста.
Ответ обучающихся:
Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
Запись в тетради
Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.
Волшебной
Обучающиеся указывают на черты волшебной сказки: · Наличие чуда· Столкновение с волшебной силой· Существование какого-либо запрета· Волшебные персонажи· Волшебные предметы· Символы Л.: хотят участвовать в творческом процессе
Р.: планируют необходимые действия
П: понимают информацию
К.: осуществляют совместную деят.
Пр.: осваивают жанровые особенности народной и литературной сказокФизкультминутка IV. Определение уровня читательского восприятия сказки Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему?
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.– Как развиваются события дальше?– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? 
– Расскажите · о царе Матвее (1 ряд)· о царевне (2 ряд)· о царском сыне (3 ряд) (После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?  Ответы обучающихся
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Свадьба, пир, и я там былИ вино на свадьбе пил;По усам вино бежало,В рот же капли не попало. Л.: участв. в созидат. процессе
Р.: действуют по плану
П.: использов. символич. средства для решения учебных задач
К.: осущ. совмест. деят.
Пр.: познают построение сказки, уметь характеризов. героев, пересказ узловых эпизодов
V. Обобщение изученного. – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются? Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло2. Типичные герои 3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.4. Употребление постоянных эпитетов.5. Волшебные «заколдованные» предметы 1. Автор2. Стихотворная речь
3. Жанр
Л.: осознает себя как индивид. и как член общества
Р.: планирует необход. действ.
П: принимает информ.
К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других.
Пр.:учится строить выводы, заполнять сопоставительную таблицу
VI. Подведение итогов. Можно ли сказать, что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?В чем сходство его сказки с народной?А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?
Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
Рефлексия:А.С. Пушкин говорил:Сказка – ложь, да в ней намек,Добрым молодцам урок.– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? Подводят итоги урока Л.: осозн. свои трудности и стрем. их преодол.
Р..: осуществ. выбор с использов. своих способностей и желаний, адекв. оценив. свои достиж., пути преоодол. трудностей
К.: учится высказ. свое мнение вслух
П:проводит операции анализа и синтеза
Пр.:учится сопост. виды искусства, посв. одной теме
VII. Мотивирование и объяснение оценок. Обсуждение оценок VIII. Задание на дом. Прочитать балладу В.А. Жуковского « Кубок» (стр. 84-89).Задание по желанию.Рисунок к сказке «Спящая царевна»