Выступление на педсовете Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе


Жирнова Валентина Аврамовна, учитель начальных классов. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Задачи:
Проект мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
Пропаганда здорового образа жизни;
Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для развития инстинкта самосохранения;
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем ХХI века. Особенно это стало актуально при внедрении ФГОС, рассматривается как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога и взаимодействия и сотрудничества с семьёй ученика.
Поэтому я начинаю поднимать тему здоровья ещё до учебных занятий в школе.
Изучив в процессе моей педагогической практики серьезные проблемы здоровья, я озвучиваю их на первом августовском родительском собрании ещё до занятий в 1 классе. И родительский комитет под руководством учителя, выявляет некоторые причины школьных болезней:
Освещенность класса и самое важное - своего школьного уголка дома;
Пыльный воздух школьных помещений( наличие верхней одежды и уличной обуви в классе)
Неправильная форма и величина школьных столов, стульев и их несовершенство;
Несоблюдение режима дня, что приводит к неправильному распределению учебной нагрузки в течении дня.
Начинаем с приобретения настольных и напольных игр, ковриков, организации уголка релаксации, «зелёного» уголка – поставщика чистого воздуха и психоэмоциональной разгрузки. Родителями организуется перед началом каждого учебного года проверка высоты столов и стульев и их регулировка, ремонт, замена.
На родительских собраниях в течение всех 4 лет мною, как и другими учителями, проводится курс бесед “здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.
В связи с этим вместе с родителями принимается решение о приглашении детских врачей для бесед на разные темы, посвящённые охране здоровья. Семьи приглашаются к активному участию в физкультурно-оздоровительной работе (участвуют как в спортивных соревнованиях в школе, классе, так и в районе; принимают участие в разработке комплекса упражнений для утренней зарядки, подготовке подвижных игр для перемен, ГПД); в экспресс анкетировании, в тестировании, к участию в проектных работах по составлению подходящего и щадящего режима дня. Семьи участвуют в проектных работах по приготовлению, а также презентации полезных блюд на уроках по технологии.
Изучив конкретные детские проблемы по здоровью в данном классе предпринимаются меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
К таким мерам относятся ,конечно, правильное рассаживание детей за партами, т.е. мы учитываем их рост, особенности физического и психического здоровья
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки ;Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводим физкультминутки, примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. В 1 классе-до 2,3 физкультминуток.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, посадки.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки, для позвоночника, ног.
Упражнения для глаз(укрепляем зрение)По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
Массирование производится надавливанием на определённыеточки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице (№1, №2, №3),при головных болях рекомендуется массировать височную область.
Упражнения для мышц рук,ушейФизкультминутки провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на – принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, мною применяются некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
На своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Используя в школе систему развивающего обучения, надо знать, что характерной особенностью этой технологии, является принцип здоровьесберегающей педагогики.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания - этот материал заложен в учебник и тетради, в том числе и проверочные работы. И тем самым появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.
Отличительные особенности этой технологии:
1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую простые схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке (нашли глазками первую лампу в правом углу, перевели взгляд на2ю лампу в 3м ряду и т.д.), и специальные, “бегущие огоньки” ( используется лазерная указка). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются работы в парах сменного состава, в группах, работу « консультантов», к которым дети подходят для проверки, сравнения, поиска верного решения той или иной задачи; игровые задания, поисковые (найди ошибки в текстах на доске) и т.д.
3) в процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.
4) обязательным в технологии является применение детского пения, основанное на народных или детских песнях, классической музыке. С этой целью некоторые дети посещают хоровой кружок, музыкальную школу, студию.
На уроках чтения применяем метод жестикуляции для эмоционального раскрепощения при исполнении выразительного чтения стихов.
5) одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и ознакомление родителей с полученными результатами.
Методический приём – вставки о здоровье на уроках по предметамВставка 1. Вежливые слова и здоровье.(урок русского языка)Детям предлагается правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются.
На других уроках можно также использовать этот приём, что вероятнее всего и делают учителя-практики.
Если рассмотреть направления воспитательной работы, то надо сказать, что в классе введены элементы соуправления. Коллектив класса поделили на несколько групп сменного состава, среди них есть группа санитаров, в обязанности которых входит проверка внешнего вида(формы),чистоты рук, прически, обувь и т.д. Санитары регулярно проводят проверку по всем параметрам во время перемен и озвучивают, кто лидирует по положительным оценкам. Набравшие наибольшее количество баллов дети получают на листе рейтинга «звездочку» на своём лучике большого солнышка, которое, мы говорим «согревает нас своими тёплыми лучами в нашем непростом путешествии по стране знаний. Сектор «Трудовики» и дежурные также наводят чистоту и порядок в классе. Привить детям элементарные санитарно-гигиенические навыки необходимо в раннем возрасте, чтоб потом они взяли этот багаж умений и внедрили в свои добрые, полезные привычки и заботились бы о своём окружении и здоровье.
Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль “внутришкольных и домашних факторов”:
Интенсификация обучения;
Снижение двигательной активности;
Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
Нарушение зрения, осанки;
Ухудшение нервно – психического здоровья.
А причиной этих проблем является всё чаще наш друг - КОМПЬЮТЕР. Для ваших классных часов я предлагаю использовать презентацию под названием «Влияние компьютера на здоровье школьника» . Из этой презентации можно предложить детям анкетирование, рекомендации, упражнения для глаз, кистей рук, профилактика заболеваний позвоночника, как не навредить себе , работая за компьютером, как минимизировать электромагнитное излучение.
В заключение предлагаю провести минутку релакса «Водопад»(под музыку)
-упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).«Водопад»( провести для учителей под музыку- релакс)- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд)Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Будьте здоровы!