Конспект урока обозначение твердых и мягких согласных звуков (повторяем, изучаем)


Предмет: русский язык
Класс: 2-б
Тема урока: Обозначение твердых и мягких согласных звуков (повторяем, изучаем) стр. 44
Тип урока: урок повторения изученного материала
Цели урока: рассмотреть способы обозначения мягкости согласных; учить производить звуковую запись слов; упражнять в нормативном произнесении с е.
Планируемые результаты:
Личностные: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Научатся производить звуковую запись слов
Этап урока
Методы и приемы Хр-жСодержание урока
Деятельность учителя Деятельность
учащихся УУД
Орг. момент. 1 мин. Начинается урок.
 Он пойдет ребятам впрок.
 Постарайтесь все понять,
 Учитесь тайны открывать,
 Чтоб за работу на уроке
 Получать только  оценку «пять».
Я сегодня желаю вам плодотворно потрудиться. Приветствовать учителя. Эмоциональный настрой на урок.
Актуализация опорных знаний 4 мин. 1.Минутка чистописания.
- Откройте тетради, положите их правильно, запишите число, классная работа и цепочку букв. (Аа Аа)
- Запишите слово аллея. Что интересного заметили?
- Запишите предложение. Подчеркните подл. и сказ.
Мы с гуляли вдоль аллеи.
2. Орфографическая минутка.
Запишите слова под диктовку. Ель, дуб, картофель, клён, липа, фасоль, редис, жасмин, сирень. Подчеркните те слова, которые оканчиваются на мягкий согласный.
Прочитайте пары слов, добавляя к одному из них согласную букву в начало или конец слова так, чтобы получилось новое слово.
Вол- вол... (волк)
Спор- спор… (спорт)
Пол- пол… (полк)
Очки- … очки (почки, бочки, кочки, дочки)
Утки- … утки (сутки, шутки) 13 февраля.
Классная работа.
Один работает у доски.
Один работает у доски.
Взаимопроверка по эталону. Работа со светофором. Умение выполнять упражнения вместе с учителем.
Писать каллиграфически.
Мотивационный этап
5 мин. Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Этих гномов зовут ТИМ и ТОМ.
Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)
Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)
Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)
Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)
Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные) Формулировать тему урока. Ставить цель на урок. Умение строить речевое высказывание. Ставить цели на урок.
Решение частных задач. 20 мин. Выполним упражнение 1. Стр. 44. Рассмотрите схему в данном упражнении и расскажите о способах обозначения на письме мягких согласных звуков. Давайте дополним ленту звуков.
- С помощью каких гласных обозначается мягкость согласных? (мягкого знака и гласных и,е,ё,ю,я)
- С помощью каких гласных обозначается твердость согласных? (а,о,у,ы,э)
-Какие согласные всегда мягкие? (буквы й,ч,щ обозначают мягкие согласные)
-Какие согласные всегда твердые? (буквы ц,ж,ш обозначают твердые согласные)
Выполним упражнение 2. Стр. 44. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А. Плещеева «В бурю» .- Выпиши текст колыбельной песни. Почему слова в ней звучат напевно, задушевно?
На малютку сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела;
«Ах, уймись ты, буря!
Не шумите ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели…»
- Подчеркни в словах буквы, сочетания букв, которыми обозначены мягкие согласные.
Мягкие согласные обозначают, т.е подчеркивают зеленой ручкой.
Твердые- синей пастой. Гласные красной пастой.
Выполним упражнение 3. Стр. 44. Найдите во втором столбике первую строчку. Назовите твердые гласные буквы. (о,э,а,у,ы)
- Назовите гласные мягкие (ё,е,ю,я,и)
- Выпишите из упр. 2 первой части стихотворения слова, в которых мягкость согласных обозначена мягким знаком. (мать, колыбель). Сделайте запись их звукового строения. Писать каллиграфически.
Отвечать на встречные вопросы учителя.
ровный ритм, спокойная напевность, медленный темп
Двое работают за доской.
Проверка по эталону. Работа со светофором.
[ма́т'] [калыб'э́л'] Умение выполнять упражнения вместе с учителем.
Умение давать развернутые ответы на вопросы учителя.
Закрепление изученного материала 10 мин. На закрепление выполним упражнение 4. Прочитайте задание.
Стенд- пишем стенд, а говорим- [стэнд]
Тест- пишем тест, а говорим – [тэст]
Модель- пишем модель, а говорим - [модэл']
Свитер – пишем свитер, а говорим - [свитэр]
Итак, скажите, в чем же здесь противоречие? (что мягкие гласные произносятся твердо)
Карточка 1. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги. Выполнять упражнения на закрепление полученных знаний. Умение пользоваться знаниями при выполнении заданий.
 Итог урока. Рефлексия 5 мин. - Что сегодня на уроке изучили?
- Какие буквы обозначают мягкость согласных?
- Какие буквы обозначают твердость согласных?
- назовите непарные твердые звуки и мягкие звуки?
- Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные» Отвечать на вопросы учителя. Подводить итоги урока. Умение оценивать себя и свою деятельность на уроке.