Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’


Тема: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’
Цели: коррекциино-образовательные:Дифференциация звуков [д-т ,д’-т’] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях;Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;
Корркционно-развивающие:
Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;Развивать внимание, память, мышление;Развивать фонематическое восприятие;
Корркционно-воспитательные:
Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому.
Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, карточки для индивидуального задания.
Ход занятия:
1.Огр момент.-Здравствуйте, ребята.
Гимнастика для глаз: -Посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ней только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.2.Артикуляционная гимнастика.
Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре,Верно, четко говорим, Никогда мы не спешим- А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику для губ: «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»; для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка»
3. Сообщение темы и цели занятия.- Сегодня на занятии мы будем строителями. В слове строитель какой звук повторяется 2 раза? (Звук т)- А строить мы будем дом. Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.- Что общего у этих звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда. Они парные)- Что создает преграду? (Язык и верх. зубы)- А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке) На доске появляются символы, т.е. звуковики.- Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д- звонкий) (на звуковиках ставятся наушник и колокольчик)- Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а я о ё т у т ю д ы д и э е
- Что заметили? (Звук т с гласными I ряда звучит твердо, а с гласными II ряда - мягко. Анологично со звуком д) - Какой вывод сделаете? (д и т могут быть мягкими и твердыми.) (у звуковиков появляются ножки)- Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
4.Дифференциация согласных д-т в слогах.
-Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т, то записывайте в первую строку, а если услышите д, то- во вторую строку. Нарисуйте условныеобозначения в начале строки ( ☊,ʎ ) Дети по очереди работают у доски: Та, ду, то, тя, дя, ты, де, до, ту, да- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.Логопед на доску вывешивает изображение фундамента дома.5. Дифференциация согласных д-т в словах.- А теперь нам нужно построить стены .1.Словообразование:Стены из дерева- какие стены?- деревянные стенСтены из камня-…Стены из стекла-…Стены из пластика-…Стены из резины-…А у нас будут стены из слов.Развитие слухового внимания: Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами.Игра называется «Топни, хлопни» Плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, стекло, стена, потолок. - А чтобы стены были крепкими нам нужно эти слова зашифровать. Игра «Шифровальщик». Правила игры: Логопед называет слово, детям нужно выделить звук т(д) , пользуйтесь звуковой линейкой определить место звука в слове и «зашифровать»услышанное слово. Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях. Проверка: т4, д1, д1, д1, т4т10,т6, т5, т2, т2, т3.Логопед на доске вывешивает изображение стены будущего дома.
Физминутка. Гимнастика для глаз.Ну, ребята, дружно встали, Руки в стороны подняли.Раз- присели, два- поднялисьИ на ножках покачались.Головою повертели, и за парту тихо сели.2. Работа по карточкам.- Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего то не хватает?(Не хватает окон.) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т. Моло☐ок, ☐рель, шпа☐ель, гвоз☐ь, инс☐румен☐, с☐екло. Какое слово у вас вызвало сомнение? (Гвоздь) Какое правило помогло вам написать правильно это слово? Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
6. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.- А крышу мы построим из словосочетаний, т.е. соединим признак и предмет. Будем согласовывать прилагательные с существительным. «Оденьте» волшебные очки (У детей очки со стеклом разного цвета) - Я назову предмет, а вы добавьте слово- признак, т.е цвет.Логопед: стена- (какая?) Ученик: жёлтая стена (красная стена, зеленая стена итд). пол-… окно-… стены-…- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы! На доске появляется крыша дома. - Вот посмотрите какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.) 7. Итог. - Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д) - Кто даст характеристику звуку т? (д)Рефлексия. -Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов. Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета. Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета. Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок. Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всего вам доброго!