Конспект интегрированного урока (окружающий мир +изо) по теме: Что такое лес?


Конспект урока 2 класс
( окружающий мир и изобразительное искусство)
Тема урока: Знакомство с лесом. Что такое лес?
Цели: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Задачи:
- познакомить с разнообразием лесных обитателей; ярусами леса;
-развивать познавательную активность; умение использовать в работе полученные ранее знания; умение рассуждать, логически верно выражать свои мысли.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: расширить знания о лесе, ярусном расположении растений в лесу;
уметь композиционно правильно располагать рисунок на листе бумаги.
Личностные: проявление интереса к изучаемому материалу; формирование умения высказывать свое мнение.
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и учебную задачу урока; оценивают свою деятельность на уроке; определяют успехи и трудности.
Познавательные: умеют строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать участников образовательного процесса; участвовать в диалоге по теме урока (учитель – ученик, ученик – учитель).
Тип урока: урок получения нового знания (интегрированный урок).
Современные образовательные технологии: игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного обучения.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, альбомы, краски.
Средства наглядности: презентация Power Point, смайлики, ладошки для самооценивания (зеленый – все понял, все получилось; синие – понял частично, не все получилось; красные – не понял, не получилось); гербарий растений леса, изображения животных леса, педагогический рисунок. Ход урока:
1. Организационный момент.(слайд 1)
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонько все сидим.
2. Эмоциональный настрой на урок.
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите смайликами, объясните почему.
3.Введение в тему, постановка учебных задач.
-Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда вы скажете мне сами, отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.
-Как вы думаете, о каком зеленом доме идет речь в загадке? (о лесе). Почему вы так думаете? (слайд 2)
-Кто сформулирует тему нашего урока? Какие задачи поставим перед собой?
4. Актуализация опорных знаний.
-Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы узнаем так: я называю вопрос, а вы даете ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени нашего таинственного гостя. (на доске карточки, с обратной стороны на которых написаны буквы)
Вопросы:
-Как называется рыхлый верхний слой земли, на котором растут растения?
-Из чего состоит почва?
Какие виды почв вы знаете?
-Назовите основное свойство почвы.
-Расскажите, как образуется перегной?
-Что находится в почве необходимое для жизни растений?
-Почему разрушается почва?
-Что делают люди для защиты почвы от выдувания и смыва?
-Почему землю называют «кормилицей»?
-Прочитайте, как зовут нашего таинственного гостя?(Лесовик, слайд 3)
5. Открытие нового знания.
-Во время нашей прогулки мы должны вспомнить, какие растения растут в лесу, какие животные, птицы, насекомые обитают в лесу. Узнаем, как растут растения. А в конце урока ответим на вопрос: «Что мы делаем, сажая леса?»
-Ответьте на вопрос, что такое лес в вашем представлении?(выслушиваются ответы детей) Чтобы лучше представить, что такое лес вас приглашает в гости старичок – лесовик. Он предлагает послушать сказку, в которой активными участниками будете вы. Прослушав ее, вы должны будете ответить на вопросы:
-Что такое лес?
-Назовите растения леса
3. Назовите обитателей леса.
4. Может ли лес существовать без растений и животных?
Рассказ лесовика:
1.Жил – был художник. (слайд 4) Однажды он решил нарисовать лес. «А что такое лес?» - подумал художник.- Лес это деревья решил он. Взял кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. Повесил он картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то по делам (слайд 5)
-Давайте и мы с вами нарисуем деревья леса. ( Учитель напоминает детям о композиции рисунка, делает педагогический рисунок различных деревьев на доске, дети выполняют работу в альбомах)
-Но когда художник вернулся домой, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. Испугался художник и подумал, что же случилось с его прекрасной картиной? Но тут из-за ствола дерева вышел лесовик и говорит: «Какой же это лес?»
-Ребята, помогите художнику, объясните, что нужно еще дорисовать на его картине? (ответы детей)
2. Лесовик и говорит: «Да, ребята, здесь нет ни травы, ни кустарников, ни цветов. Без них не может быть леса». Художник снова взялся за кисть и нарисовал зеленую пышную траву, красивые кустарники и цветы. (слайд 6)
-Мы с вами тоже украсим наш рисунок кустарниками, травой и цветами.
- Ну, это, наверное лес, подумал художник и снова уехал. А когда вернулся, то снова на картине вместо пышной зелени увидел одни голые стебельки и стволы. В уголке картины сидел грустный старичок – лесовик.
-Ребята, почему загрустил лесовик? (ответы детей)
3. Сказал лесовик художнику: « Ты забыл нарисовать насекомых, ведь без них цветы не могут опыляться, вот они и засохли». Художник взял кисточку, краски и стал рисовать насекомых: красивых бабочек, разных жучков, мошек.(слайд 7)

-И мы тоже украсим наш рисунок бабочками, жучками.
4. Лес стал понемногу оживать, а художник успокоился и решил отдохнуть, он прилег на кровать и уснул. Когда художник проснулся, то не узнал свою картину, его охватил ужас. По ней ползали огромные зеленые гусеницы, черные страшные жуки и доедали последнюю листву. Художник от горя схватился за голову.
-Ребята, помогите художнику исправить страшное положение, попросил старичок – лесовик. (советы детей художнику)
-Да, ребята, вы правы. Художник забыл нарисовать самое главное – птиц и зверей, живущих в лесу. Без них лес не может быть настоящим лесом. Художник взял кисть быстро дорисовал птиц и зверей.
(слайд 8) -Вот это настоящий лес, сказал старичок – лесовик.
-Давайте и мы закончим рисование нашей картины.
6. Физминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки - плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
7. Закрепление изученного.
-Ребята, так что такое лес?( на доске составляется схема по ответам детей)
Самые высокие растения - это деревья: сосна, ели, березы, дубы, осины.(Рассматривают гербарий). Пониже растут кустарники: шиповник, орешник, кизил. (Рассматривают гербарий). Еще ниже растут травы: кислица, вороний глаз, цветы: сон – трава, лесная фиалка, подснежник.(Рассматривают гербарий). По земле стелются мхи, лишайники, растут грибы. Такое расположение растений в лесу называется ярусами. В лесу мы встретим насекомых: жук – короед, божья коровка, шмели. Птицы: клест, дятел, ворона, кукушка. Животные: еж, лиса, заяц, дикий кабан, олень.(на доске иллюстрации зверей, птиц, насекомых)
Вывод: Лес – это экологическая система, в которую входят деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, звери, птицы и насекомые, которые существуют на одной территории. Если исчезнет какая – то группа, то нарушится вся экологическая система. Лес погибнет. Поэтому лес следует беречь и охранять.
8. Составление правил поведения в лесу.
- Давайте составим правила поведения в лесу.
1.Не сорить, не бросать мусор.
2. Не включать громко музыку, так как она пугает лесных жителей.
3. Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, кустарников.
4. Не брать в руки лесных жителей.
5. Не разорять гнезда и муравейники.
6. Не разжигать костры. Самопроверка (слайд 9)

-Помните! Лес для зверей, птиц и насекомых – дом, корм, укрытие от врагов.
9. Чтение учителем стихотворения «Лесной пожар» В. Шефнер.
Забывчивый охотник на привале,
Не разметал, не затоптал костра,
Он в лес ушел, а вешки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Ребята, почему пожар так страшен для леса? (ответы детей)
10. Творческая работа учащихся.
Старичок – лесовик согласен с вами и просит нарисовать на рисунке вашего леса знаки, которые бы вы поставили для всех людей, которые ходят в лес, чтобы они берегли и охраняли наши леса.
11. Выставка работ, объяснение нарисованных знаков.
12. Итог урока:
-Что такое лес?
-Каких зверей, птиц, насекомых мы можем встретить в лесу?
-Как растут растения в лесу?
13. Рефлексия:
-Просигнализируйте ладошками, как вы усвоили материал урока.
-Где пригодятся вам полученные знания на уроке?
-С каким настроением вы закончили урок? Покажите смайликами. Объясните свой выбор смайлика.
14. Домашнее задание.
Составьте рассказ о прогулке по лесу.