Конспект урока русская грамота на тему «Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [ х ] , [ х ‘]»


Интегрированный урок обучения грамоте.
Тема: « Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [ х ] , [ х ‘].»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель: Познакомить обучающихся с согласными звуками [ х ], [ х ‘]. Научить различать их на слух и обозначать буквой Х. Научить читать слоги, слова, предложения с этими буквами.
Задачи урока:
Образовательные:
Знать: - особенности написания буквы, характеристику звуков.
Уметь: - читать слова и предложения с изученными буквами ; уметь давать характеристику и анализировать слова с новыми звуками , производить звукобуквенный анализ;
Развивающие: развивать фонематический слух, навыки устной речи, логическое мышление.
Воспитательные : формировать интерес к родному языку посредством устного народного творчества, воспитывать детей в духе уважения к труду хлебороба, бережного отношения к хлебу.

Оборудование: учебник «Букварь», пропись, иллюстрации об уборке хлеба, таблички с пословицами, «домики звуков», фишки для обозначения звуков.
Этап Средства ИКТ Действие учителя Действие учеников
1. Организацион ный момент. -Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Проверь дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Пожелаем удачного урока. 2. Сообщение темы и цели урока. Чтение – лучшее учение.
-Кто прочитает пословицу?
-Почему так говорят?
-Нашей стране нужны грамотные люди, книги помогут вам стать такими.
- Для этого мы сегодня познакомимся с новой буквой и звуками. -Толкование смысла пословицы
«Будешь много читать – многому научишься, будешь много знать».
3. Выделение звука, знакомство с буквами - А знаете где сегодня спрятался новый звук? В ваших руках.
Вы удивлены?
- Сегодня на улице очень холодно. Представим себе, что у вас замёрзли руки. Сложите их и попробуйте согреть своим дыханием. Прислушайтесь.
- Какой звук слышите?
- Попробуйте дать характеристику звуку, воспользовавшись «звуковыми домиками» в классе.
- Как вы думаете, сколько значков понадобится для обозначения этого звука на письме? (Показ букв)
- На что похожа буква Ха?
Ха -забавная игрушка.
Деревянная вертушка…
Ветру вольному подружка.
- Почему даны две буквы Х,х?
- В каких случаях употребляется заглавная буква Х? -Складывают руки, дышат, произносят услышанный звук.
-Дают характеристику [х’] (согл., глух., непарный, бывает твёрдый и мягкий.-Звуки [х], [х’] на письме обозначаются буквами Х, х (ха).
Ассоциация.
Отвечают на вопросы.
4. Развитие речи.
- Как вы думаете, что может быть изображено на картинке к этой букве? (В какой части слова звук, какой он [х] или [х’])
К этой картинке есть загадка. Отгадайте её.
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском.
- Хлеб – это очень важный продукт питания. Давайте составим звуковую схему слова.
- Давайте вспомним, как хлеб приходит на наш стол? Предположения.
Разгадывание загадки.
Составляют звуковую схему слова.
Нужно землю вспахать, засеять.
5. ФизминуткаПредставьте себя маленькими зёрнышками. (дети приседают и группируются).
- Как вам в земле, зёрнышки? Прорастайте.
- Что появляется первым?
-А потом?
-И вот вырос колосок. Созрел богатый урожай. Дети приседают и группируются.
Темно и влажно.
Отвечают и изображают.
Дети садятся.
6. Чтение с новой буквой - Что потом?
- Элеватор, мукомольный комбинат, пекарня, магазин.
-Прочитайте пословицы. Объясните, как понимаете.
Кто пахал – не ленился, у того и хлеб уродился.
Хлеб без труда не родится никогда.
-Чтение слов в «Букваре»
-Чтение текста « Хлеб растёт» - «Букварь»
Вопросы:
- Какой хлеб рос на поле?
- Почему его называют озимым?
-Закройте глаза и послушайте ещё один рассказ. О чём очень важном в нём говорится?
Хлеб всегда был важным продуктом. Он составляет первооснову всей жизни. Люди всегда с любовью и бережливостью относились к хлебу, ласково называя его хлебушком. И нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба.
Кто растит хлеб – тот знает ему цену. Он никогда не бросит даже маленький кусочек хлеба. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный и румяный каравай. Вам надо научится ценить не только хлеб, но и труд тех, кто его растит.
Помните всегда об этом!
- О чём важном говориться в тексте?
Давайте запомним следующие строчки:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил. Перечисляется вся цепочка
Объясняют смысл.
В парах.
По одному предложению.
Ответы на вопросы.
Слушание.
Ответы.
Заучивание стихотворения
8.Письмо в прописи. - Разминка для рук:
Ехала телега, рассыпала зерно.
Пришли куры – поклевали,
Пришли гуси – пощипали,
Прибежали кошки, поскребли немножко,
И не осталось ни зёрнышка.
- А теперь пора в тетрадь букву Ха нам написать.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1.Письмо букв х и Х.
2.Письмо слогов с соблюдением правил «верхнего», и «нижнего» соединения.
3. Письмо слова «Хлеб» Вращение рук.
Постукивание по парте.
Пощипывание.
Скребут.
Разводят руки.
Письмо в прописи.
9. Итог. Урок подошел к концу. С какими звуками и буквами мы познакомились? О каком важном продукте мы узнали? Расскажите дома обо всем, что узнали на уроке.
Урок заканчивать пора…
И азбуку закрыть пора!
С ней узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок потрачен.
- Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали. Буквами Х, х, звуками [х], [х’].
О продукте – хлебе.
Получают звёздочки.