Рабочая программа элективного курса К пятёрке шаг за шагом

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11
города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»

Руководитель МО
_____ /И.А. Куличёва /
ФИО
Протокол № от
«2 » августа 201 г.

Рассмотрена на заседании

методического совета лицея

Протокол № от
« » августа 20 г.

«Утверждаю»

Директор
МКОУ лицей №11
_____ / Н.Н.Маснева /
ФИО
Приказ № от
« » августа 20 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВА
«К пятерке шаг за шагом»

по русскому языку
(указать предмет, курс)

Ступень обучения (класс): основное общее образование (5-9 классы) 9 «В» класс

Количество часов: 35.

Составитель: учитель русского языка и литературы Бондарь Наталья Анатольевна

Программа разработана на основе государственного стандарта основного среднего образования.
Программа составлена на основе учебного базисного плана для лицеев.


2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
1.1 Общие положения
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся девятого класса.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык.
Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования.
Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.
Данная авторская программа рассчитана на 35 часов.

1.2. Общие цели основного общего образования с учетом специфики курса.
Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.
Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.
Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык.
Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования.
Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
по фонетике: производить фонетический разбор слов;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;
по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

Описание места электива в учебном плане.
Согласно учебному плану для электива по русскому языку в 9 классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю. По годовому учебному графику количество часов равняется 34, в связи с выпадением праздничных дней на рабочие дни (9 мая 2014 года). Целостное изучение курса достигается путем уплотнения учебного материала.


Содержание программы
Тема 1. Слог, ударение. Характеристика звуков.
Открытость/закрытость слога. Правила переноса слов. Согласные звуки (парность по звонкости/глухости, сонорность, парность по твёрдости/мягкости.) гласные звуки (ударность, фонетические позиции).
Тема 2. Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.  
  Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.  
 Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос, -скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,
-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.
 Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)
 Корни-омофоны.
Тема 3. Соединительные гласные в сложных словах
Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.
Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.
Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.
Тема 4. Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий
Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,
-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.
 Тема 5.  Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм
Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и  –ыва- . написание суффикса - а – или  -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).
Тема 6. Согласные в корнях, приставках, суффиксах
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очёчник).
Приставки на  з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица ;  -к- и –ск- в именах прилагательных
Тема 7. Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.
Тема 8. Употребление -ь- и -ъ-
Употребление разделительных ъ и ь . написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк,  внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь   для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке  морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Тема 9. Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Образование и написание сложных  слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».
Тема 10. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.
Тема 11. Контрольный тест по разделу «Орфография»
Тема 12. Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы
Особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи.
Тема 13.Лексические и синтаксические нормы
 Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов.
Тема 14. Зачёт по культуре речи
Тема 15. Простое предложение
Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интационные особенности этих предложений.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Тема 16. Обособленные члены предложения
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления предложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Тема 17. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).
Тема 18. Знаки препинания при прямой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Тема 19. Знаки препинания в ССП
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Тема 20. Знаки препинания в СПП
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Тема 21. Знаки препинания в БСП
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Тема 22. Контрольный текст по разделу «Культура речи»
Тема 23. Определение функционального стиля текста.
Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).
Тема 24. Работа со смысловыми типами речи.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Тема 25. Основная мысль текста – рассуждение.
Типы речи. Рассуждение. Схема построения текста-рассуждения.
Тема 26. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).
Тема 27. Языковые средства, обеспечивающие связность текста.
Тема 28. Анализ композиции научного и публицистического текстов.
Тема 29. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.
Тема 30. Рецензия на научный и публицистический тексты.
Тема 31. Редактирование текста.





Календарно-тематическое планирование:
№ п/п
Дата
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Вид контроля

ФОНЕТИКА

1.
07.09
Слог, ударение.
1
Лекция, практикум
Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

2-3.
14.09
21.09

Характеристика звуков.
2
Практикум
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

ОРФОГРАФИЯ


4-5.
28.09
05.10
Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением
2
Лекция, практикум
Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

6.
12.10
Соединительные гласные в сложных словах. Гласные в приставках
1
Практикум
Работа с перфокартами, мини-тестирование

7.
19.10
Гласные в безударных  окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные с суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий
 
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности,
практикум
Защита конспектов, тестирование, лингвистические сочинения

8.
26.10
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм
1
Практикум
Оформление дидактических материалов, тестирование

9.
09.11
Согласные в корнях, приставках, суффиксах
1
Практикум
Работа со словарём,
тестирование

10.
16.11
Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
1
Практикум
Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов,
тестирование

11.
23.11
Употребление -ь- и -ъ-
1
Практикум
Тестирование, составление кроссвордов

12.
30.11
Слитное, раздельное, дефисное написание слов
1
Практикум
Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

13.
07.12
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
1
Практикум
Тестирование

14.
14.12
Контрольный тест по разделу
1
 Проверка знаний
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ (НОРМЫ  ПРОИЗНОШЕНИЯ)

15.
21.12
Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы
1
 Лекция, практикум
Конкурсы, работа со словарём, конкурс орфоэпических мини-словарей


16.
11.01
Лексические и синтаксические нормы
1
Лекция, практикум
Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

17.
18.01
Зачёт по культуре речи
1
 Проверка знаний
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

ПУНКТУАЦИЯ

18.
25.01
Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
1
Лекция, практикум
Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

19.
01.02
Обособленные члены предложения
1
Лекция, практикум
Тестирование, работа с художественными текстами

20.
08.02
Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
1
Лекция, практикум
Составление таблиц, тестирование

21.
15.02
Знаки препинания при прямой речи
1
Лекция, практикум
Тестирование, подготовка докладов, защита проектов

22.
22.02
Знаки препинания в ССП
1
Практикум
Тестирование

23.
29.02
Знаки препинания в СПП
1
Практикум
Тестирование

24.
07.03
Знаки препинания в БСП
1
Практикум
Тестирование

25.
14.03
Контрольный текст по разделу
1
 Проверка знаний
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ (ЗАДАНИЕ ТИПА С)

26.
21.03
Определение функционального стиля текста
1
Лекция с элементами практической и
исследовательской деятельности
Подготовка докладов, составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

27.
30.03
Работа со смысловыми типами речи
1
Лекция с элементами практической и
исследовательской деятельности
Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

28.
04.04
Основная мысль текста - рассуждение
1
Исследовательская работа в группах с текстами.
Составление памяток, анализ художественных текстов

29.
11.04
Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)
1
Исследовательская работа в группах с текстами.
Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

30.
18.04
Языковые средства, обеспечивающие связность текста
1
Исследовательская работа в группах с текстами.
Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

31.
25.04
Анализ композиции научного и публицистического текстов
1
Исследовательская работа в группах с текстами.
Выполнение тестовых заданий, анализ текстов

32.
02.05
Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов
1
Исследовательская работа в группах с текстами.
Защита памяток, тестовые задания

33.
16.05
Рецензия на научный и публицистический тексты
1
Исследовательская работа в группах с текстами.
Защита проектов рецензий

34.
23.05
Редактирование текста
1
Практикум по редактированию текстов
Аналитическая работа с текстами классиков

35.
30.05
Итоговая работа. Анализ текста
1
 
Проверка работ, определение уровня знаний учащихся



Литература
Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ . Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки к написанию сочинения. Задания типа С.) – М.: Айрис-Пресс, 2005 год.
М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995 год.
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 347 с.
 А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2001. – 414с.
Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2005 год.
Изучение курса русского языка по стабильным учебникам / М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, И.И Кулибаба // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998 год. С. 3-36.
Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1994 год. С. 73-105.
Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
Учебный комплекс под ред. Н.М. Баранова 5-8 классы // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 2008 год.






















Заголовок 2 Заголовок 315