Классный час «Кедр дружбы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Колпашево
Областной  конкурс - фестиваль«Наша дружная семья»
Сценарий
коллективного внеклассного мероприятия
по семейному воспитанию
«Кедр дружбы».
Разработала Сударикова Светлана Геннадьевна,
классный руководитель 6 класса.
Адрес: г. Колпашево,
ул. Н. Гоголя 91/1.

г. Колпашево
2013 год
Автор: Сударикова Светлана Геннадьевна
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №4» г. Колпашево
Класс: 6
Форма занятия: классный час «Кедр дружбы»
Форма проведения: конкурс – праздник
Время реализации: 45 минут
Оборудование: проектор, экран, высказывание А. Экзюпери, карта Евразии, кедр ( нарисован на ватмане, составляется рисунок по ходу выступлений), корзина с кедровыми шишками.
Цели:
- формирование ценностного отношения к институту семьи, ее традициям и устоям;
- формирование толерантного отношения к людям разных национальностей.
Задачи:
- развивать потребность знать историю своей Родины, быть ее истинным гражданином, интернационалистом, хранить историческую память своего народа;
- воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки;
- создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных, гуманистических основаниях;
- выявить дополнительные возможности влияния семьи на формирование социально значимых компетентностей обучающихся;
- развивать творческие способности и познавательные интересы обучающихся;
- развивать сотрудничество учитель – ученик – родители в ходе подготовки и проведения мероприятия.
Подготовительная работа к классному часу:
- опрос родителей;
- подбор материала;
- подготовка презентации и творческого выступления;
- подготовка сценария;
- выставка традиционных рукоделий;
- оформление кабинета.
Этапы классного часа.
1. Слово учителя. 3 мин.
2. Выступления пяти семей с презентациями и творческим заданием. 35 мин.
3. Оформление пожеланий на «шишках». 5 мин.
4. Слово учителя. 2 мин.
Ход классного часа.
На доске - эпиграф: Если я чем – то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент – ЭкзюпериУчитель: Наш класс – одна дружная семья, которую объединяет очень многое: наши общие учебные проблемы, планы, увлечения. Именно семья, дом олицетворяют собой родину, место, откуда каждый человек начинает свое вхождение в мир, познает его и делает первые шаги. От того, как организована жизнь человека в семье, зависят его будущее, его важность и нужность в окружающем мире. И в этом смысле семья является не только родиной ребенка, но и сердцем общества.
Ребята, совсем скоро вам предстоит получить паспорт гражданина Российской Федерации. Все вы будете с гордостью носить это высокое звание. История любой страны – это история жизни отдельного человека, семьи, народности. А их в России очень много. Волею судьбы многие семьи оказались в Сибири, она стала для нас малой родиной. И откуда бы ни приехала в Сибирь ваша семья (пусть даже очень давно) не надо забывать, что каждый человек, каждая семья, народность – это самобытность, богатство культурных ценностей всех граждан России.
Ребята, а какое дерево у нас в Сибири в особом почете?.... Конечно, кедр! А почему?... Да, действительно, кедр могуч, ветвист, с него снимают богатый урожай шишки. И сегодня на нашем празднике мы не просто посадим кедр, а «вырастим» его и даже соберем урожай.
Позвольте мне сделать для этого первый шаг. (Учитель прикрепляет изображение ствола кедра) (смотри приложение №1). Но может ли дерево выстоять без корней? Конечно, нет. Вот эти «корни» - ваши семьи, которые помогут выстоять дереву в любой сложной жизненной ситуации.
Слово выступающим. (Выступление обучающегося и его группы поддержки может начинаться словами : «Моя семья приехала из Белоруссии». Показать на карте. Далее выступление – презентация строится по примерной схеме:
- историческая справка;
- известные представители народности;
- хобби, увлечения;
- праздники, отмечаемые в семье и т. д.
Для реализации творческого задания ребята привлекают своих друзей, одноклассников, родственников.
В ходе мероприятия были представлены творческие задания, соответствующие представителям народностей, дети которых обучаются в нашем классе:
- грузинская легенда (мелодекламация) (приложение №2);
- эвенкийская сказка (кукольный театр) (приложение №3);
- белорусские загадки (приложение №4);
- башкирские пословицы и поговорки (соотнеси с русским вариантом) (приложение №5);
- бурятская игра ( приложение №6 ).
Можно дополнить песней на родном языке, прочитать стихотворение, станцевать, показать рукоделие. Когда творческая группа заканчивает выступление, то прикрепляют «корни» к кедру и «ветви» (смотри приложение № 1).
Учитель: Оказывается, все народности с богатым историческим прошлым, в их культурном наследии ценятся умные люди, добрые, отзывчивые; добро побеждает зло. Спасибо всем за выступления.
Ребята, посмотрите, у нас «выросло» дерево. Если мы не будем помнить своих корней – погибнет дерево. Но если все будут жить в согласии - появится у кедра богатая крона, много веточек, дерево принесет плоды. На парте перед каждым из вас находится нарисованная шишка. Напишите свои пожелания на обороте (приложение №7). (Обучающиеся пишут; приветствуется, если заранее приготовят пожелания на национальном языке; прикрепляют «шишки» к кроне кедра, ребята потом познакомятся с пожеланиями).
Учитель: Как нет деревьев главных и второстепенных, так нет и народов главных и второстепенных, имеющих право и не имеющих его, народов первого и второго сорта. Все народы могут и должны существовать в мире и дружбе, каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, действий. Помни, что ты – гражданин России, не забывай о своих корнях, семье, которая дает нам главное в жизни и помни высказывание Антуана де Сент – Экзюпери:« Если я чем – то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Надеюсь, дорогие друзья, что наша встреча была не напрасной. Каждый семейный очаг сплачивает людей, дает им силу и уверенность, пищу чувствам и отдых душе. Так пусть же в ваших семьях царят добро и достаток, а ваши дети войдут во взрослую жизнь с уверенностью, что их семья самая счастливая!
Все угощаются настоящими кедровыми шишками.
После классного часа – чаепитие.
Список литературы.
Рахманина И. Н. Влияние межличностных отношений в семье на адаптацию личности подростка Текст./ И.Н. Рахманина // Психология. Пермь; 2005. №8.-С. 11-13.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности Текст./ Х.Ремшмидт; М.: Мир, 1994. 319 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учебное пособие / Е.И. Рогов; М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
Фромм Э. Характер и социальный процесс Текст. / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. С. 48-54.
Холева Л.А. Влияние семейных отношений на формирование личности дошкольника // Психология.-Минск,1987.-Вып.8.-С.35-41.
Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка как актуальная проблема возрастной и педагогической психологии // Актуальные вопросы развития личности.-Шадринск,1995.-С.91-100.
Приложение №1.

Приложение №2.
Грузинская легенда.
Царица Тамара и утренняя звезда.
Сверкающая утренняя звезда, дающая нам зиму и лето, была взята в плен царицей Тамарой, приковавшей ее цепями.
По желанию царица Тамар обращала звезду в коня, седлала его и ездила на нем.
С превращенной в коня звезды никогда не снимали уздечки, иначе она могла исчезнуть. Однажды воспитательница Тамар повела превращенную в коня звезду на водопой. Конь обратился к ней:
-Ну как же мне, взнузданному, пить воду! Сними с меня уздечку, чтобы мог я напиться!
Воспитательница Тамар сняла с коня уздечку, и сверкающая звезда тотчас исчезла. Послали вдогонку за ней войска царицы Тамар, но сверкающая звезда подняла ветер, снег и бурю и сбила с пути войска царицы.
Улетела утренняя звезда, села на Эльбрус и шлет нам оттуда то зиму, то лето.
Приложение №3.
Эвенкийская сказка.
Снегирь.
Жила в тайге на дереве серая птичка. Звали ее снегирь. А под деревом жила мышка. Мышка все лето хлопотала. Собирала себе корм на зиму. А птичка только пела да летала.
Пришла холодная зима. Мышка забралась в норку. А птичка осталась на дереве. Мышке было тепло, сытно. А снегирю холодно, голодно.
Однажды выглянула мышка из норки. Увидала снегиря, спрашивает:
-Холодно?
- Холодно, - отвечает голодный снегирь. – Плохо одному. Давай, мышка, вместе жить. Сначала у тебя поживем, а потом у меня.
Согласилась мышка. Привела снегиря к себе в норку. Накормила. Стали вместе жить. У мышки было тепло. Корму много. Живет снегирь хорошо. Ест вдоволь.
Так прозимовали.
Пришла весна. У мышки корм вышел. Говорит она:
- Снегирь, уговор помнишь?
- Помню, - отвечает снегирь.
- Пойдем теперь к тебе жить. Твой корм есть будем.
Нечего делать, согласился снегирь. Выскочил из норки, взлетел на дерево. А мышка внизу осталась. Снегирь говорит:
- Я тебе корм отсюда кидать буду.
А корма – то у него не было Начал снегирь с дерева смолу собирать да мышке бросать. Ест мышка смолу, весь рот залепила. Рассердилась. Зовет снегиря:
-Снегирь, иди сюда, я тебе что – то скажу.
Подлетел снегирь к мышке. Она как царапнет его по груди. У снегиря кровь пошла. Грудка покраснела.
Вот почему у снегирей грудь красной стала.
Приложение №4.
Белорусские загадки.
-Встану я рано, бело да румяно,
Да как распущу золотые волосы,
Да выйду на гору,
И человек и зверь возрадуются. (Восход солнца)
-Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Туча)
-Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. ( Болото)
- Выросло, повыросло, из бороды повылезло, солнышко стало – ничего не стало. (Сосулька)
- Старый дед, ему сто лет, мост намостил; пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна).
- Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)
- За новым за двором стоит чашка с творогом. (Луна, месяц)
- Есть на свете конь – всему миру не сдержать его (Ветер)
- Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Приложение №5.
Башкирские пословицы и поговорки.
- Ремеслу учиться старости нет.
- Барса за хвост не берут, взяв же – не отпускают.
- Умный скрывает достоинства в сердце, глупый держит их на языке.
- Вода идет от истока к устью, преступление возвращается к преступнику.
- Зарубки на дереве не изглаживаются, сказанное слово не забывается.
- Не видя воды, не снимай сапог.
- Имеешь хвост – виляй, имеешь разум – подумай.
-В сплоченности – прочность, в разобщении – гибель.
- Упавший на землю встает, опираясь на землю.
-У богатого- в кармане, у бедного – в сердце.
Приложение №6.
Бурятская игра.
Рукавицу жать. (Бээлэй тууха).
Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.
Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадает в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Бээлэй тууха» («Рукавицу гони»).
Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока он приближается, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу – как бы катится вал. Это значит, что рукавица ушла дальше.
Задача водящего – обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который потом становится новым водящим.
Приложение №7.