Комплексная целевая Программа по семейному воспитанию Семейные ценности, предназначена для обучающихся техникума. Срок реализации три учебных года.

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Промышленно-строительный техникум»















Комплексная целевая программа
по семейному воспитанию
«Семейные ценности»
предназначена для обучающихся техникума
срок реализации – 3 учебных года















г.Тирасполь 2016


Рассмотрена на методическом УТВЕРЖДАЮ:
объединении классных и.о.директора ГОУ СПО ПСТ
руководителей ___________Н.В.Шакула
«02» ноября 2016 г. «_____»_____________2016 г
Протокол №_______












Авторский коллектив:
Земляков Константин Валерьевич – заместитель директора по воспитательной работе;
Малахивская Клавдия Ивановна – социальный педагог, преподаватель;





Рецензент:




















Содержание


Паспорт программы
Концептуальные основы программы
Анализ социально-педагогической ситуации
Цели, задачи и направления программы
Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста
Содержание воспитания
Механизмы реализации программы
Мобилизация ресурсов, условий достижения целей 
Формы работы с педагогами, обучающимися, студентами, семьей 




Приложения
Примерный перечень мероприятий по реализации программы «Семейные ценности»
Диагностические методики для изучения семейных взаимоотношений






















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. Наименование
Комплексная целевая программа «Семейные ценности»

2. Основание для разработки программы
Закон ПМР «Об образовании»;
Конвенция о правах ребенка;
Декларация о правах ребенка;
Закон ПМР «Об основных гарантиях прав ребенка в Приднестровской Молдавской Республике»;


3. Заказчик программы
Коллектив студентов и обучающихся, коллектив преподавателей ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум»

4. Разработчик программы
Авторский коллектив ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум»

5. Цель и задачи программы
Цель: Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;
Задачи:
-Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.
-Формирование на примерах мирового искусства, а также понятия о благополучной семье. Формирование «семейных» отношений в учебной группе.
-Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
Подготовка к будущей семейной жизни:
Формирование половой идентификации.
Формирование экономического мышления.
Формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.
-Формирование представления о семейных ролях.
-Формирование социокультурных семейных ценностей.


6. Сроки реализации программы
2016 – 2019 учебные годы

7. Исполнители программы
Администрация, педагогический и студенческий коллективы ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум»

8. Ожидаемые конечные результаты
обретение студентами и обучающимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;
умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции;
знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;
осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни.

9. Организация контроля за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум»; организация выступлений на методических советах, педагогических советах участников программы (по согласованию)

10. Расчетные объемы и источники финансирования
2016 -2017 учебный год
2017 -2018 учебный год
20188 -2019 учебный год




Концептуальные основы программы
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции Приднестровского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
Программа разработано на основании Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 2 февраля 2016 года № 35 «Об объявлении 2016 года Годом семейных ценностей в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 16-5), Распоряжения Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 6 апреля 2016 года № 268р «Об утверждении Плана по подготовке и проведению мероприятий, посвященных оду семейных ценностей в Приднестровской Молдавской Республике», и во исполнение приказа Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики о 4 мая 2016 г. № 508 «Об организации и проведении цикла мероприятий, посвященных Году семейных ценностей в Приднестровской Молдавской Республике, проводимых Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики в целях организации и проведения цикла мероприятий, посвященных Году семейных ценностей в Приднестровской Молдавской Республике.
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.
Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий. Ни одна нация, ни одно государство, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Семья обеспечивает личностное и духовно-нравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а, следовательно - и на дальнейшее развитие общества.
Актуальность программы «Семейные ценности» заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

Анализ социально-педагогической ситуации
В настоящее время сложились несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные для общества. Во–первых, это очевидная и всё более усиливающаяся мускулизация девушек и феминизация юношей, нарушение их половых ролей. Во–вторых, появление всё большего числа крайних неадекватных форм поведения: агрессивности и депрессий. В-третьих, обострение проблем одиночества в молодом возрасте и нестабильности супружеских отношений в семье. Эти процессы появляются в техникуме, так как девушки опережающие в своем развитии юношей в среднем на 2,5 года, не могут видеть в них своих защитников и демонстрируют по отношению к ним своё превосходство, что в свою очередь порождает защитный, самоутверждающий тип поведения юношей, ведущий к усугублению конфликтов.
Сегодняшние студенты завтра станут родителями, и от того насколько правдиво они смогут оценить реальную действительность, научатся ли распознавать добро и зло, разовьют ли в себе способность к самопознанию и самосовершенствованию, зависит будущее каждого из нас и целого государства.
Исконная зона безопасности человека, семья, превращается в современном мире в полигон военных действий, где каждый защищает только свою территорию и отстаивает только свои права. Но семья всегда была и остается безопасным и уютным домом для каждого из нас, и дом этот ни при каких обстоятельствах не может стать ненужным пережитком прошлого.
Пространственное проектирование программы:
Настоящая программа реализуется в ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум»» в учебное и внеурочное время;
Продолжительность реализации программы – 3 года;
Возрастные группы студентов – с 15 до 18 лет (1-3 курсы).

Цели, задачи и направления программы
Цель: Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;
Задачи:
Приобщение к положительным традициям национальной культуры и православной семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар - понятия о благополучной семье. Формирование «семейных» отношений в учебной группе.
Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
Подготовка к будущей семейной жизни.
Формирование половой идентификации.
Формирование экономического мышления.
Формирование представления о семейных ролях;
Формирование социокультурных семейных ценностей, психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.
Основные блоки формирования семейных ценностей:
1. Организация образовательного процесса.
2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей.
3.Организация методической работы, направленной на совершенствование учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат.
Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса
Ожидаемые практические результаты:
Создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий.
Формирование у студентов и обучающихся способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
Формирование у студентов осознанного отношения к будущему родительству, к созданию счастливой семьи.
Развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
Психологическое благополучие ребёнка в семье;
Устранение дефицита сихологических знаний, умений и навыков;
Оптимизация отношений между детьми и родителями.

Критерии эффективности
Показатели
Методики изучения

Сформированность чувства принадлежности к ячейке общества, ценностям и традициям семейной и народной культуры
1. Повышение уровня знаний о семейных традициях.
2.Увеличение числа обучающихся, студентов, имеющих ценностные отношения к семье.
3. Осознанное отношение студентов к будущему родительству, к созданию счастливой семьи.
4. Направленность личности на сохранение и укрепление семейных норм и традиций.
5. Повышение культуры взаимоотношений «родитель – обучающийся, студент», «обучающийся, студент – обучающийся, студент», «педагог – обучающийся, студент».
6.Увеличение % посещаемости родительских собраний.

1. Опросник на выявление отношения к жизненным и семейным ценностям.
2. Тест «Ваше свободное время».
3. Анкета «Взаимоотношения в семье».
4. Анкета для родителей.
5. Анкета «Семейные традиции».
6.Педагогическое наблюдение.


5. Содержание воспитания
Программа предполагает работу по следующим блокам:
1. Организация образовательного процесса
Направления работы:
- разработка системы единых требований и согласования основных направлений домашнего воспитания и воспитания в техникуме;
создание условий для семейного воспитания на учебных занятиях;
- учет индивидуальных особенностей студентов;
- соблюдение следующих принципов:
гуманистическая направленность воспитания – означает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития;
социальность – забота о благе и духовности собственной семьи, социальную активность;
принцип индивидуально – личностной ориентации и дифференциации воспитания;
принцип ориентации содержания деятельности на формирование социальной активности обучающихся, студентов.

2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей
Направления работы:
- создания условий для формирования активности, инициативности, толерантности обучающихся, студентов колледжа;
- мониторинг системы нравственности, воспитанности студентов, обучающихся;
- проведение мероприятий, конкурсов по семейному воспитанию;
- реализация социально – значимых проектов.

3.Организация методической работы, направленной на формирование семейных ценностей
Направления работы:
повышение квалификации преподавателей по вопросам организации семейного воспитания, через участие в конференциях, семинарах, школе молодого педагога;
- организация исследовательской работы обучающихся, студентов и преподавателей по заявленной теме;
- организация участия преподавателей и студентов в научно – практических конференциях различного уровня.

6.Механизм реализации программы
Механизм реализации программы «Семейные ценности» включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:
совершенствование нормативно-правовой базы техникума с целью обеспечения оптимальных условий для реализации данного направления;
расширение связей техникума с образовательными и культурными учреждениями города и республики, обмен опытом по вопросам семейного воспитания;
активное привлечение общественности и родителей к решению вопросов семейного воспитания.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.
Управление программой «Семейные ценности» осуществляет администрация колледжа.
Ежегодно по итогам реализации программы формируется доклад, рассматриваемый на педагогическом совете.
В целях обеспечения комплексного контроля за ходом реализации программы предусматривается:
осуществление постоянного мониторинга по всем направлениям программы;
регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях МК классных руководителей.

7.Мобилизация ресурсов, условий достижения целей
1. Организация содержательного досуга обучающихся техникума
2. Социально-полезная, общественная деятельность, гражданское воспитание 3. Художественно-эстетическое творчество, различные виды искусств.
4. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работы.
5. Патриотическое воспитание подростков и молодежи, развитие военно-прикладной, историко-патриотической, оборонно-спортивной работы.
6. Туристическая деятельность.
7. Технические и прикладные виды творчества, основы ремёсел.
8. Профилактика асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде. Социально-реабилитационная работа и психолого-педагогическая помощь семье и несовершеннолетним.
9. Социально-реабилитационная и коррекционная работы с обучающейся молодежью, взрослым населением, имеющими ограниченные физические возможности.
10. Информационно-коммуникативная деятельность.
11. Познавательная, интеллектуально-развивающая и просветительская деятельность.
12. Трудовое воспитание подростков и молодежи с участием педагогических работников и родителей.
13. Работа с различными категориями взрослого населения по передаче культурного наследия, продолжения семейных традиций, духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи. 
8.Формы работы с педагогами, обучающимися, студентами, семьей
- Организация и проведение праздников, фестивалей, концертов, конкурсов
- Организация и проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности
- Организация и проведение дней самоуправления и школ актива студенческого соуправления
- Организация и проведение туристических соревнований и слетов
- Организация творческих кружков, студий, спортивных секций
- Организация и проведение форумов, семинаров, лекций, «круглых столов», мастер-классов
- Разработка и реализация молодежных предпринимательских проектов
- Организация и проведение тематических вечеров и дископрограмм
- Организация семейного клуба, развитие семейных форм досуга
- Подготовка информационно-методических сборников, каталогов, методической литературы


Литература

Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления. //Воспитание школьников, - № 3, - 2008 г., С. 15 – 20.
Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников, - № 5, - 2008 г., С. 24 – 28.
Громова, Л.А. Нравственные аспекты исследовательской деятельности подростков/ Л.А. Громова// Справочник классного руководителя. – 2007. - №5. – С. 71 – 76.
Иванова, Т.А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные»/ Т.А. Иванова, Е.В. Борисоглебская // Классный руководитель. - 2006. - №4. – С.92 – 96.
Котельникова, Ю. Тренинг «Мы вместе» // Воспитание школьников, - № 3, - 2008 г., С. 50 – 52.
Мелкова, Н. Игра «Дом счастья» / Н. Мелкова// Воспитание школьников. – 2008. - №2. – С. 75 – 79.
Сабитова, Г. Москвичи о семье и проблемах семейного воспитания (по результатам социологического исследования) // Воспитание школьников, - № 6, - 2008 г., С. 12 – 19.
Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Селиванов, М.: Академия, 2007, 336 с.
Хромова, Н.Г. Культура семьи: учебное пособие/ Н.Г. Хромова, М.:-2009.-184 с.








Приложение №1

П Л А Н
мероприятий, запланированных в ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум» в рамках проведения «Года семенных ценностей в ПМР»

№ п/п
Название мероприятия
Сроки и место проведения
Ответственные


Вечер вопросов и ответов
«Семейные ценности»
Февраль 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Воспитатели общ.


Репортаж с места работы «Моя мама, мой папа» (формирование представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии) и др.
В течение
2016 г.
ГОУ СПО «ПСТ»
Классные руководители групп



Разработка буклета и внедрение проекта «Традиция» на тему «Традиции семьи в традициях страны»
Февраль 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зам.директора по ВР
Земляков К.В.


Игровые тренинги: «Назови ласково близких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)»
Февраль, Март, 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Воспитатели общ.


Тематический классный час:
«Что значат наши имена»
Октябрь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Классные руководители групп


Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Я горжусь своим папой (дедушкой)», «Мой домашний любимец».
В течение 2016 г.
ГОУ СПО «ПСТ»
Преподаватели русского языка и литературы
Силаева М.К.. Тулбуре Л.Н.


Беседа «Наши фамилии»
Ноябрь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
мастера п/о 1 курса


Изготовление подарков для мам, открыток для членов семьи ко Дню пожилого человека, ко Дню защитников Отечества, ко дню «Любви, семьи и верности», индивидуальное изготовление подарков на день рождения родителям или бабушкам, дедушкам.
В течение
2016 г.
ГОУ СПО «ПСТ»
Классные руководители групп, мастера п/о


Проведение социологического опроса родителей с целью выявления социального статуса семей обучающихся техникума
Сентябрь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Соц.педагог,
педагог-психолог



Составление социального паспорта техникума
Сентябрь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зам.директора по ВР
Земляков К.В.


Родительские собрания на тему
«Счастлив тот, кто счастлив дома»
Октябрь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
руководители групп, мастера п/о 1 курса


Самообразование педагогов по теме: «Ознакомление с документами, регулирующие права ребенка», «Конвенция о правах ребёнка»
В течение 2016 г.
ГОУ СПО «ПСТ»
Педагогические работники


Издание буклета
«Социальная защищенность многодетной семьи в ПМР»
Май 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Соц.педагог
Куцул-Бучацкая О.В.


«Секрет семейного счастья» - аукцион мнений (круглый стол)
Март 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Педагог-психолог
Абрамова Н.Л.


Проведение линейки, посвящённой «Международному Дню защиты детей»
30.05.2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зам.директора по ВР
Земляков К.В.


Тематическая выставка
«Семья вместе, так и душа на месте»
Июнь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зав.библиотекой



Разработать ввести в действие целевую Программу по семейному воспитанию «Семейные ценности» для обучающихся техникума на 2017-2019 гг.
До ноября 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зам.директора по ВР
Земляков К.В.


Дискуссия на тему
«Современная семья - какая она?»

Апрель 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Классные руководители групп, мастера п/о 1 курса


Беседа «Самый счастливый день в кругу семьи»
Июнь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Классные руководители групп, мастера п/о


Тематический классный час «Гражданский брак хорошо, а законный лучше»
Июнь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Классные руководители групп, мастера п/о


Издание и распространение буклета
«Приднестровская семья – под защитой государства»
Июнь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зам.директора по ВР
Земляков К.В., преподаватель Малахивская К.И.


Чтение художественной литературы на тему «Семья». Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, пословицам, и др.)
в течение года

ГОУ СПО «ПСТ»
Воспитатели общ.
Зав.библиотекой


«Коррекция внутрисемейных отношений»- педагогический тренинг
Май 2016

ГОУ СПО «ПСТ»
педагог-психолог
Минеева Р.И.


Линейка, посвященная «Дню семьи, любви и верности»
16.05.2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зам.директора по ВР
Земляков К.В.


Проведение линейки и открытого внеклассного мероприятия, посвященных «Дню матери»
Ноябрь 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Зам.директора по ВР
Земляков К.В.


Создание на сайте техникума странички «Семья и семейные ценности»
Март 2016
ГОУ СПО «ПСТ»
Миськов Ю.А.




Заголовок 1 Заголовок 215