Выступление на педсовете Система заданий по оценке достижений планируемых результатов образовательной системы Школа 2100


Система заданий по оценке достижений планируемых результатов образовательной системы «Школа 2100»
В начальной школе существует разнообразие УМК. Учитель, который стоит перед выбором учебно - методического комплекта, задается вопросом «Какой УМК позволит решать требования современного стандарта?»
Я работаю по Образовательной системе «Школа 2100».
Для получения стабильного устойчивого результата не только учитель, но и дети, и их родители должны знать, что дает нам данныйУМК. Вот почему вначале каждого учебника есть предисловие, где для детей разного возраста и их родителей авторы учебников объясняют, зачем они изучают данный предмет и как им предлагают учиться, т.е. по какой технологии, и чему, какую информацию они должны знать и каким образом.
В Образовательной системе «Школа 2100» заложена технология проблемного диалога, которая напрямую соответствует системе регулятивных и метапредметных результатов. К каждому уроку есть проблемная ситуация. Дети формулирует цель урока, сверяют с авторским вариантом, выполняют задания, направленные на актуализацию ранее изученного. В каждом разделе четко сформулированы умения, которые должны усвоить дети. Материал учебника нацеливает и учителя и ученика на регулятивные метапредметные результаты, заложенные в стандарте.
С 3 класса на всех предметах учат пониманию текста. И в рабочих тетрадях есть задания на формирование коммуникативных умений с помощью использования технологий.
В учебниках задания помечены разным цветом. Разный цвет нацеливает на разные цели предмета. Синим цветом показаны задания, которые учат объяснять окружающий мир, Это соответствуют познавательным метапредметным результатам, красным цветом помечены задания направленные на нравственно-оценочные метапредметные результаты-личностные.
В новом стандарте есть модель оценки и самый главный элемент ее -дети. Они должны знать, за что их оценивают и должны понимать, на каком уровне они находятся. Если взять проверочные работы к нашим учебникам то увидим, что к каждому заданию опубликовано умение, чему оно посвящено, но сформулировано оно на понятном для детей языке. Таким образом, идет знакомство детей с тем умением, которое они выполняют на своем уровне. Оценка в диалоге с учителем определяет насколько удалось исправить результат и даже дети ставят себе отметку.
Цель Образовательной системы «Школы 2100»-сформировать функционально-грамотную личность. Есть человек, который знает правило, а есть человек, который правильно пишет. И это не одно и тоже. Это человек, который может решать возникающие в жизни проблемы, оставаясь при этом человеком.
Этому способствуют уроки, направленные на формирование УУД.
I этап мотивационного целеполагания. Цель должна быть конкретной и измеряемой. Ее можно сравнить с результатом урока.
Фрагмент урока математики 2 класс
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
Отгадай пословицу.
раз отмерь


раз отрежь
А как можно отнести ее к нашему уроку?
Внимательно посмотрите на эти фигуры.
Закройте глаза. Вообразите эти фигуры в голове. На какой фигуре больше квадратов?
(7, 1, 12, 2, 6, 62, 8, 25, 11, 17)
Внимательно посмотрите.
Стоя спиной к доске, повторите этот ряд чисел.
Внимательно посмотрите на эти фигуры. Закрыли глазки. Пальчиками показали, сколько треугольников, прямоугольников.

Усложняем задание.

Что изменилось?
Что длиннее и почему?

Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование
технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Цель-понимание текста.
Средство-3 этапа работы с любым текстом:
1)- до чтения-просмотровое, результат предвосхищения чтения, создание мотива для чтения;
2) во время чтения текста-изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором,) вычитывание подтекста.
Результат: интерпретация текста
3) После чтения текста-рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
На примере работы со стихотворениями Ю. Мориц и А. Барто идет формирование познавательных УУД:
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
Личностные результаты
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД
4Учиться работать по предложенному учителем плану.
1. Работа с текстами до чтения.
– Прочитайте фамилии авторов. Известны ли они вам? По каким произведениям?
– Как называются стихи? Какое название более загадочное, таинственное?
– Что такое секрет? (Тайна.) А настоящий секрет? Умеете ли вы хранить секреты? Интересно, каким секретом поделится с нами Юнна Мориц?
2. Работа с текстами во время чтения.
1. Первичное чтение.
Стихотворение Ю. Мориц лучше прочитать учителю, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова (учебники закрыты).
И что-то невнятное в двери мычал:
Ещё бы! (Догадались? Закончите строчку…)Явился живой Дед Мороз!
Что странно весьма для такой собачонки! (Догадались? (Да, похоже, старик не настоящий, более того – знакомый…)
Я вижу на валенке Деда Мороза
Заплату, которую бабушка Роза
Вчера нашивала на валенок брату. (Похоже, мальчик догадался. А вы? Кажется, мальчика ждёт разочарование…)Ура! – закричать и подпрыгнуть пора,
Я знаю всю правду, поскольку вчера
Вопрос после чтения:
– Почему мальчик не раскрыл тайну? (Он думал, что она известна только ему, что все остальные принимают старшего брата за настоящего Деда Мороза. И он счастлив, потому что и праздник, и подарки – всё настоящее!)Стихотворение А. Барто дети читают самостоятельно про себя.
Вопрос после чтения:
– От кого же надо защищать Деда Мороза? (От тех, кто не верит в новогоднее чудо и лишает праздника и себя, и других…)
2. Беседа.
а) – Что объединяет эти два стихотворения? (Тема и сюжет.)
б) – Чем различаются отношения маленьких героев к Деду Морозу?
в) – Кто же герой стихотворения Ю. Мориц? Как вы догадались? (Маленький мальчик.)
3. Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц.
4. Продолжение беседы, подготовка к выразительному чтению стихотворения А. Барто.
– Какие три кадра диафильма вы представили?
Старший брат говорит младшему, а у того слёзы на глазах.и Современный урок отличает использование деятельностных методов и приемов обучения.
На уроке русского языка 4 класс. Типы текстов. На доске написано предложение
Мы слепили снеговика.
Вспоминаем типы текстов, цели и назначение каждого типа текста. Представьте, что предложение является началом текста повествования (описания). О чем вы будете писать?
Далее работа в группах.
Проверка, оценивание.
Можно ли эти тексты объединить?
Хочется сказать и о проектной деятельности. Недавно прошла защита группового проекта «Ярмарка в XVIII в.» Учащихся 4-а  класса работали в команде, каждый ученик выполнял свое задание. Грамотно спланированная совместная деятельность дала хорошие результаты: успешная, интересная защита групповых проектов прошла интересно и вызвала положительные эмоции как учащихся, так и учителей.
Проектные задания используются мною с целью формирования не только предметных, но и метапредметных навыков и умений: регулятивных, познавательных и коммуникативных, таких как составлять простой план действий при создании проектов; осуществлять поиск необходимой информации в рамках проектной деятельности; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми для реализации проектной деятельности; предъявлять результаты проектной работы, в том числе с помощью ИКТ. Хотелось бы сказать и о домашнем задании. Ученики выбирают самостоятельно из предложенных учителем заданий с учетом индивидуальных возможностей.