Воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию. классному руководителю (9класс)

Ф.И.О.: Прут Светлана Николаевна
Место работы:
МБОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой»
Должность учитель математики
Педагогический стаж 25 лет
Классный руководитель 9 А класса
Жизненное кредо:
Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти!
Цель классного руководителя: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию. Ребёнок в соответствии со своими индивидуальными особенностями должен уметь повышать свой образовательный уровень, конструктивно взаимодействовать с социумом.
Всем известно, что в году 12 месяцев, 52 недели, 365 суток, если год не високосный и соответственно 8760 часов, или 525600 минут, или 31536000 секунд. Для всех новый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
А мы с вами? Мы же празднуем начало нового года 1 сентября, а заканчиваем год в конце июня. Да и наш год длится всего 34 учебные недели.
Наша профессия подарила нам другую систему исчисления. У нас другие координаты времени и другая точка начала отсчета... Потому что мы не поэты и не художники, мы   учителя, мы – классные руководители!
Дата рождения моего, нынешнего, класса – 1 сентября 2009 года.
Ученики. Первая встреча с каждым из них всегда волнует, и волнение это не исчезает, несмотря на опыт работы. Маленький растущий, молодой - это всегда новая, раскрывающаяся миру «вселенная» в её динамичном развитии. Сумею ли я помочь ученику выявить лучшее из того, что в нем заложено природой, генами, космосом? Какой след оставлю в его судьбе? Р.Киплинг однажды высказал мысль о том, что «каждый ничтожный поступок повседневности создает или разрушает личность». Средь множества пытливых глаз Попробуй заслужить признанье. Ребенок - главный среди нас Всегда он требует вниманья.
Сумей всех лаской обаять, Встречая каждый день улыбкой. И много знать, и не солгать, Не совершать сумей ошибки.
В классе двадцать восемь учеников: одиннадцать девочек и семнадцать мальчиков. Каждый ребёнок этого коллектива должен чувствовать  свою зависимость от него - от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и, в первую очередь, дорожить этими интересами. Успеваемость класса 100%, качество 24%.
В классе есть неполные семьи. Одних воспитывают только мамы – 21%, других– папы (!), а 71 % учащихся воспитываются в полных семьях, где постоянно ощущается присутствие обоих родителей. Рядом со мной дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, собственным жизненным опытом. Я очень часто вглядываюсь в лица наших учеников, люблю по утрам наблюдать, как входят они один за другим в школу, ловить их приветливый взгляд. Меня всегда волнует их настроение, тот вопрос, который они зададут мне сегодня, смогу ли оправдать их ожидания. Не описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной. В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Мой девиз: «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти!» И я иду. Иду, прежде всего, вместе с детьми и для них!
Для достижения целей и задач воспитательной работы с классом был составлен план воспитательной работы, предусматривающий различные направления деятельности с учащимися, учителями - предметниками, работающими в классе, родителями. План включает в себя следующие разделы:
Воспитательные задачи на текущий год.
Характеристика класса.
Сведения об учащихся. Сведения о родителях.
Учителя, вовлекаемые в воспитательный процесс с учащимися класса.
Органы классного самоуправления.
График дежурства.
Расписание уроков класса.
Дополнительное образование учащихся.
Рейтинг успеваемости класса.
Тематика классных часов.
Участие класса в общешкольных делах и достижения.
Родительский комитет класса.
График посещения родителями родительских собраний.
График работы с родителями.
Сотрудничество родителей со школой, классом (фиксируется присутствие родителей на мероприятиях, различная помощь в работе с учащимися).
Индивидуальное участие учащихся в классных, школьных и районных мероприятиях. (По результатам этого раздела выявляется самый активный участник школьной жизни, за каждое дело ученик получает бонусы, которые подсчитываются в конце года.)
План работы по профилактике правонарушений.
Воспитательная работа в классе построена согласно общешкольному плану работы школы и осуществляется по следующим направлениям - самосовершенствование личности по программе Г.К. Селевко. Курс для пятиклассников по данной программе - познай себя. Девиз «Познай самого себя» был начертан на фронтоне древнегреческого храма; в то время знание о себе считалось вершиной, целью, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения. Настоящий курс поможет, надеюсь, ребятам выявить свои способности, хорошие черты. И на этой основе они смогут правильно организовать свою деятельность, построить отношения с людьми.
Особое внимание в школе, а соответственно в классе, отводится Гражданско–правовому воспитанию. Одно из ярких и традиционных мероприятий – реализация и защита социальных проектов. В апреле этого учебного года в школе проходил фестиваль проектов «Надежды России». В рамках этой акции наш класс реализовывал социальный проект "Уроки мужества вне расписания". Наш проект вошёл в категорию лидер – проектов. И поэтому мы смогли представить свою работу на районной конференции, где и заняли 1 место.
Переход к новым экономическим условиям российское общество оплачивает высокой ценой – рушатся нравственные идеалы, растёт преступность, обостряются другие социальные проблемы. Государство адекватно реагирует на меняющуюся ситуацию, поставив перед наукой и школой задачу формирования гражданина нового государства. «Образование должно быть направлено на решение задач преодоления духовного вакуума национального унижения народа великой державы, построения гражданского общества, воспитание гражданина новой России – свободной самостоятельной личности, способной к осознанному выбору».
Начало XXI века отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия « нравственность»,
«духовность», «патриотизм», «гражданственность». Всё большее число исследователей и самое главное - практиков вновь приходит к убеждению, что без воспитания нет и не может быть развития личности, что любое обучение, не встроенное в систему ценностей, дезинтегративно и оказывает отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Классный руководитель -  необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитать.  Его предназначение  - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Понимание важнейших приоритетов, цели и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности, их осмысление. Вспоминаются слова Н.И. Лобачевского - великого математика, ректора Казанского университета, а потому и воспитателя юношества:
« Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения?... Мое мнение: ничего не уничтожать и все совершенствовать».
Поколение по - своему проходит определённое испытание на прочность. Рано или поздно настаёт для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: “За Россию, за народ и за все на свете!”. Россия никогда не пасовала перед опасностью. На протяжении веков ей многократно пришлось противостоять врагу, и всякий раз она с честью выходила из очередного испытания.
Россия – особое государство. Велик народ, который смог выстоять ни одну войну.
Россия похожа на каменную крепость, которая держится на нравственной силе нашего народа, и овладеть этой крепостью, сломать дух, внутренний стержень русского народа не могли ни фашистские оккупанты, ни афганские душманы, ни чеченские бандитские формирования. История России, история русского народа воистину великая, ибо в ней отображён человеческий дух мужества, терпения и непреклонного желания жить и бороться за жизнь. Есть в ней сотни дат величавых и громких, но они не заглушают боль за тех, кто безвинно канул в омут исторических событий.
Забыть о горе и страданиях – значит предать всех тех, кто их пережил.
А пережили в свои юные годы и наши бывшие ученики. При встрече с ними я неоднократно высказывала слова восхищения их стойкости в тяжёлых ситуациях, мужеству, и по – настоящему - героизму. В 18 – 19 лет они проходили службу в «горячих точках». В настоящее время – совсем незаметные, такие же скромные.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.

Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где – то выдержал экзамен
На МУЖЕСТВО,
на ЧЕСТНОСТЬ,
на УСПЕХ.
Переживала такую участь наших детей некоторое время, и после пришла к мысли – если заниматься проектной работой, то очень значимой как для нынешних учеников, так и для бывших наших. Как часто бывает в наше время, что сегодня герой дня совсем не Герой. Искажён изначальный высокий смысл красивого слова Герой.
Новизна нашей работы заключается в том, что изучение исторических событий осуществляется не столько в использовании печатных пособий, где в основном изложен фактологический материал, сколько в живых беседах с участниками боевых сражений, а также путем применения видеоматериала, в котором сами очевидцы событий рассказывают о войне, и фотоснимков. Встречи с нашими бывшими учениками, проходившими службу в «горячих точках», проходили очень интересно и трогательно. Такие мероприятия воспитывают у ребят чувство коллективизма. Никто в стороне не остаётся. Все принимают активное участие. Много советов услышано было пятиклассниками. Пять мальчиков нашего класса посещают военно – спортивный клуб «Белые медведи». Много и вопросов было задано нашим гостям. А также слова признательности, восхищения их мужеством и настоящим героизмом звучали в их адрес. Встретились мы ещё не со всеми участниками боевых действий, поэтому эту работу будем продолжать. Работая над проектом, дети приобретали навык сбора информации через интернет, через общение с людьми с использованием цифрового фотоаппарата, ксерокса, сканера. Учились технической обработке материала на ПК в текстовом редакторе: ПК, Мs Word; оформлению материала в программах: ПК, Ms Word, Ms Power Point.
Нам была оказана спонсорская помощь родителями в приобретении фотоальбома, который мы начали оформлять для пополнения экспозиции музея, оплате фотографий. В разработке у нас имеются презентации по каждому из бывших учеников нашей школы, проживающих в г. Удачном, но в свои юные годы уже прошедших войну. Эту информацию можно будет использовать на уроках мужества, приглашать этих Героев для общения, выражая, таким образом, им признание, уважение и восхищение.
Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажу откровенно, что задача очень непростая. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?»  Ответы, как правило, повторяются. На первом месте - сохранение психологического и физического здоровья детей -70%, повышение культуры –50%, высокий уровень образования –40 %.
В своей работе уделяю много времени работе с родителями: индивидуальные беседы, родительские собрания. Предлагаю родителям буклеты по различной педагогической тематике для родительского всеобуча. Детям, в свою очередь, было предложено ведение дневника саморазвития. В школе последние годы практикуется акция «Открытая школа», в период которой, родители могут посещать уроки, внеклассные мероприятия, т.е. познакомиться ближе с теми условиями, в которых находится их ребёнок в стенах нашей школы, с требованиями. Большую помощь в работе с классом оказывает родительский комитет класса: это и дополнительные встречи, подготовка и проведение праздников, решение спорных вопросов. В классе созданы органы классного самоуправления, которые являются помощниками в работе.
Вся воспитательная работа направлена на развитие творческого потенциала учащихся (что является немаловажным в современной жизни), школьный коллектив при этом сплачивается, совершенствуются межличностные отношения.
И в заключении.
Ребенок, словно чистый лист бумаги Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу.