Разработка. Сжатое изложение. Подготовка к ОГЭ


Сжатое изложение
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым. Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
Исключение (например, исключение одного из синонимов, уточняющих членов предложения, присоединительных конструкций). Например:
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение (например, замена однородных членов одним словом с общим значением, замена деепричастного оборота глаголом). Например:
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Упрощение (например, замена прямой речи на косвенную, сложного предложения на простое, пропуск диалогов, предложений с описанием). Например:
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
После первого прочтения текста необходимо выполнить следующие задания:
Определить тему текста (о чём текст?).
Определить основную мысль (с какой целью написан этот текст?).
Определить тип речи текста (описание, повествование, рассуждение).
Выделить микротемы каждой части и сформулировать их (помнить: количество микротем должно быть равно количеству абзацев в тексте).
Использовать приёмы сжатия текста для каждой микротемы.
После второго прочтения текста изложения следует проверить:
Соответствие количества микротем количеству абзацев в тексте.
Последовательность и логику построения текста. Средства связи предложений в тексте.
Количество слов в тексте.
Орфограммы и пунктограммы.
Во время проверки написанной работы необходимо ориентироваться на критерии оценивания сжатого изложения.
Содержание изложения. Необходимо точно, но в краткой форме передать основное содержание. При этом недопустимо сокращение микротем или добавление лишних.
Сжатие исходного текста. Необходимо проанализировать все микротемы, учесть возможные приёмы сжатия текста. Следует обратить внимание на главную и второстепенную информацию при использовании приёмов сжатия.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.Работая над исходным текстом, выпускник создаёт новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок.