Мастер — класс по географии. решение заданий повышенной сложности


Мастер – класс
«Решение задач повышенной сложности на ЕГЭ»
Цель: научить приёмам решения задач повышенной сложности.
Необходимое оборудование. Презентация.
Раздаточный материал.
Из анализа ЕГЭ по географии вызывает у учащихся затруднение решение задач на построение профиля местности, задания по теме: «Земля планета Солнечный системы», демографические задачи.
Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью. Направление на карте, вдоль которого строится профиль, называется профильной линией.
Необходимые умения при работе с топографической картой.
Так, при построении профиля местности на основе данных топографической карты (задания С1) требуются следующие умения:
1)читать карту с использованием условных обозначений, прежде всего обозначений рельефа местности;
2) определять расстояния на местности с использованием значений масштаба топографических планов, карт местности;
3) находить соответствие «высота - расстояние» при построении линии профиля местности;
4) графические умения.
Приём построения профиля:
Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб.
А) Масштаб карты в 1см – 100м, масштаб профиля 1см-50м, т.е. в 2 раза крупнее. При перенесении основы профиля в бланк ответа №2 длина горизонтальной линии профиля должна быть в 2 раза больше, чем расстояние между точками А и В на топографической карте.
Б) На вертикальной оси отмечаем отрезки соответствующие горизонтальным линиям плана и подписываем абсолютные высоты в принятом вертикальном масштабе, начиная несколько ниже самой низкой точки и заканчивая выше самой высокой.
2. Измерить расстояния от пересечения линии профиля с каждой горизонталью и отложить их на основе профиля.
3. Из каждой отметки восстановить перпендикуляры до необходимой высоты.
4. На пересечении вертикальных линий с соответствующими на основе горизонталями поставить точки.
5. Соединить полученные точки от руки плавной кривой линией.
Памятка построения профиля рельефа местности.
Подготовить основу для построения профиля. Вы
Методические рекомендации (для учеников):
Для выполнения задания на построение профиля с использованием топографической карты вначале следует определить числовые значения горизонталей (высоту каждой горизонтали в метрах), затем – расстояние между этими горизонталями вдоль линии профиля.
Следует помнить, что реки всегда протекают в понижениях рельефа.
По направлению к реке высоты будут уменьшаться (спуск), по направлению от реки – увеличиваться (подъем).
Если указано, что горизонтали проведены через 5 метров, следовательно, высоты горизонталей будут отличаться на «5»; если указано, что горизонтали проведены через 2,5 метра – высоты горизонталей будут отличаться на «2,5»:
Горизонтальная линия (основа профиля) определяется путем измерения расстояния между точками начала и окончания профиля в сантиметрах (если масштаб профиля соответствует масштабу карты) или линия основы профиля увеличивается/уменьшается (если масштаб профиля изменен в сравнении с масштабом карты).


Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите
основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя
горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м.
Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.
Задания на тему «Земля – планета Солнечной системы» в ЕГЭ по географии относятся к высокому уровню сложности и имеют самый низкий процент выполнения. Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов заданий с разбором и объяснением.
Немного теории
При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:
При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:
    22 июня – день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 900) над северным тропиком (23,50 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,50ю.ш.) – полярная ночь. Закономерность: продолжительность дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга.
    21 декабря – день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…
    21 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.
Теперь разберем движение Земли вокруг своей оси. Благодаря этому движению происходит смена дня и ночи. Я не буду в даваться в подробности рассказа о звездных и истинных солнечных сутках, а сразу буду говорить о среднем солнечном времени, которое и используется в данных задачах. Что необходимо знать:
Во-первых, за начало суток берется полночь, при этом сутки начинаются одновременно на всем меридиане;
Во-вторых, чем восточнее расположен меридиан, тем раньше начинаются сутки (т.к. Земля вращается с запада на восток);
В-третьих, за один час Земля поворачивается на 150, следовательно, если разница между меридианами в 150, время отличается на 1 час. Если между меридианами разница в 10, время отличается на 4 минуты. ( Работа с презентацией). Решение задач.
Демографические задачи.
Самая трудная часть ЕГЭ, которая требует развернутый ответ часть С. Сегодня мы разберем один из ее вопросов, касающийся населения! Нужно будет вспомнить определение Естественного прироста населения и миграции. Часть С ЕГЭ по географии всегда включает вопрос о населении. Итак, разберем один из них!

С2. Используя данные приведенные в таблице, нужно определить:
1) Значение естественного прироста населения в 0/00 в 2009г. Для Смоленской области (полученный результат нужно округлить).
2) Число миграционного прироста (убыли) населения Смоленской области в 2009 г. (ход решения задачи записать).
  2008 2009 2010
Численность (количество)  постоянного населения на 1 января, человек 1331364 1317588 1308478
Среднегодовое значение численности населения, человек 1324475 1313035 1304085
Естественный прирост населения (ЕП), человек (значение показателя за год) - 12578 -10063 -8853
 
Естественный прирост это разница между рождаемостью и смертностью (ЕП=Р-С).
Измеряется в промилле 0/00 Для этого пользуются формулой ЕП= (Р-С/Н)х1000. (Н-это численность населения).
Миграции – это перемещение населения (различают эмиграцию(убыль населения определенного города, страны) и иммиграцию (прибыль в страну, город)).
Перейдем к решению задания!
Задание состоит из двух частей. Для решения первой части этого задания необходимо использовать формулу для расчета промилле. Т,е значение показателя естественного прироста за 2009г. –это -10063 разделить на среднегодовую численность населения 1313035, и умножить на 1000 человек! ЕП=-10063/1313035х1000=-0,7663. В задании нам говориться округлить это число. Таким образом, правильный ответ: -8
Вторая часть задания решается в 2 действия.
Нужно узнать на сколько изменилось количество (численность) населения региона в искомом 2009 году. Поэтому необходимо от показателя численности населения на 1 января 2010г. Вычесть показатель численности населения на 1 января 2009г.: 1308478 – 1317588= - 9110. Полученный показатель является суммой естественного и миграционного (механического) прироста населения на 2009 г. Следовательно, чтобы узнать показатель миграционного прироста необходимо найти разность между данным показателем и величиной естественного прироста, указанной в таблице: -9110-(-10063) = 953. Таким образом, механический прирост населения составил 953 человека.
1) Определить показатель естественного прироста населения в 0/00  : Еп (промилле 0/00  ) =Еп(чел)/Ср год (чел) х1000.
2) Определить величину миграционного прироста (убыли) населения.
а) М= Чн- Еп; Еп( года по таблице);
б) Чн= Чн(2010г) – Чн(2009г)
Решение задач (раздаточный материал)