Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: алгоритм написания обществоведческого эссе


Алгоритм подготовки к написанию обществоведческого эссе
(выдержка из авторского пособия «Обществознание. 10-11 классы. Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности/ авт.- сост. С.А. Фомина.- Волгоград: Учитель. – 2015)
Обратимся к высказыванию из философии: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В. Г. Белинский)
Обществоведческого эссе
Во-первых, необходимо ознакомиться с информацией об авторе. (Кто он, когда жил, его основные взгляды). Рекомендуем использовать Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия (электронный ресурс).
Справочный материал.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848гг) – русский литературный критик. Стремился создать литературную критику на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы – реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н. В. Гоголя.
Такая информация нередко может стать полезной для осмысления высказывания.
О чем же хотел сказать автор? На какие вопросы надо дать аргументированные ответы?
Поскольку в высказывании две части, значит и два главных вопроса, которые можно сформулировать следующим образом:
Как связаны между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает и образует общество, и может ли человек жить вне общества? Эти вечные вопросы всегда были в центре внимания философов, начиная еще с античных времен.
Проблема взаимосвязи человека и общества заложена и в высказывании русского литературного критика XIX века В. Г. Белинского.
Таким может быть примерный зачин к данному высказыванию.
Далее изучается и отбирается необходимый теоретический материал по темам «Общество», «Человек». (Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. образоват. учреждений : базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. – М. : Просвещение, 2007.)
Какие термины необходимо употребить для аргументации высказывания?
Индивид - отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.
Человек – целостное биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.
Общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.
Теоретический материал,
необходимый для раскрытия смысла высказывания
Понятие «Общество»
Содержательное ядро.
В литературе, как правило, различают узкий и широкий смысл понятия «общество». В узком смысле под обществом чаще всего понимают конкретный этап в развитии человечества, либо определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
В широком смысле общество определяется как обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Человек не может вести абсолютно автономное, изолированное существование. Он непосредственно или опосредованно вступает в самые различные отношения с другими людьми. Благодаря этим отношениям возникает общество. Отсюда понятно, что общество – это определенным образом взаимодействующие друг с другом люди.
Развитие человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) неразрывно связаны:
-появление новых качеств, отличающих человека от животных, вело к зарождению новых форм коллективной организации жизни;
-только взаимодействие с другими людьми формировало такие свойства человека, как членораздельную речь, мышление.
Средства и приемы раскрытия основных положений.
Использование исторических фактов, примеров из современной жизни, художественных образов.
Во многих пособиях приводятся примеры того, как дети, вскормленные животными, не могут адаптироваться к жизни в обществе, не обретают необходимых социальных качеств и, как правило, рано погибают.
«Убегая от охотников Уганды, обезьянья стая бросила человеческого ребенка. Мальчику примерно семь лет. Его привезли в Кампалу, сдали в приют, там назвали Робертом. Он по-прежнему ведет себя как обезьяна. Ребенок не умеет говорить, не умеет смеяться и даже плакать…Он издает неартикулированные звуки. Нормальный для него способ передвигаться – на четвереньках.… На других детей в приюте Роберт не обращает внимания. Дети играют, а он весь день сидит на корточках и дремлет…. Отказывается пить из чашки: набирает воду в ладонь и только так пьет».
«В Индии были обнаружены две девочки, восьмилетняя Камала и полугодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки… но были изолированы от социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись».
Столь же часто внимание привлекается к литературным героям; Маугли (как примеру литературного вымысла и реальности) и Робинзону Крузо (как подтверждению мысли о значении социального опыта для выживания в одиночку.
Биологические характеристики и свойства человека.
↓ ↓
предрасположенность Конечность существования
к определенным
заболеваниям
Социально обусловленные характеристики.
↓ ↓ ↓ ↓
Членораздельная Способность чувственное индивидуальная про
речь мыслить логически восприятие должительность
мира жизни
Проблемы
Являются ли социальные факторы определяющими в развитии и становлении человека?
Социобиологи полагают, что большинство сторон общественной жизни людей обусловлены генетически, т.е. имеют биологическую природу. Например, у отдельных видов животных мужские особи, более крупные и агрессивные, чем женские, доминируют в обществе. Не то ли наблюдаем мы и в человеческом обществе? Социобиологи полагают, что агрессия человека также является его врожденным качеством.
Их противники считают, что основные свойства людей социально обусловлены. Да, люди имеют от рождения набор биологически заданных потребностей, но способы их удовлетворения зависят от существующих в обществе норм. Кроме того, люди способны превозмогать свои биологические потребности такими способами, которых нет в животном мире (так, некоторые люди предпочитают воздерживаться от брака на протяжении всей жизни, немало тех, кто идет на осознанный риск вопреки инстинкту самосохранения). На основе наблюдений и специальных экспериментов многие ученые пришли к выводу, что у человека нет врожденной потребности сражаться с другими (т.е. нет инстинкта агрессии). Проявления человеческой агрессии в большей мере связаны с социальными условиями жизни людей. Так, пигмеи Центральной Африки, многие племена, ведущие и сегодня родовой образ жизни, строят свою жизнь в духе дружбы и сотрудничества как внутри племени, так и с соседями. В то же время многие развитые общества пропитаны духом агрессивного отношения друг к другу.
Средства и приемы раскрытия основных положений.
Что возникло раньше: человек или общество? Утверждения и высказывания в пользу авторской позиции:
- Общество – это отношение между людьми, поэтому до появления человека никакого общества быть не могло. Появление человека, несомненно, предшествует зарождению общества.
- «Человек по природе своей есть животное общественное… Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку» (Аристотель).
- Становление человека и общества шло параллельно: изменения в одном приводили к изменениям в другом.
ОБРАЗЕЦ ЭССЕ
Философия
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
(В.Г.Белинский)
Как связаны между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает и образует общество, и может ли человек вообще жить вне общества? Эти вечные вопросы всегда были в центре внимания философов, начиная еще с античных времен. Проблема взаимосвязи человека и общества, на мой взгляд, заложена и высказывании великого критика XIX века В.Г. Белинского.
Чтобы обосновать свою позицию по отношению к данному высказыванию, необходимо обратиться прежде всего к сущности таких понятий, как «человек» и «общество». Итак, на протяжении многих веков существовали различные позиции по отношению к человеку как творцу духовной жизни, культуры, носителю духа или разума. Представления о человеке в конце концов расширялись, обогащались, в результате чего появились новые понятия, логически связанные с «человеком» - индивидуальность и личность. Опираясь на вышесказанное, я попытаюсь сформулировать обобщенное понятие: «Человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, т.е. природных и общественных». Человек, таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, т.е. тем, что создала природа; причем, для каждого индивида свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела). Являясь представителем человеческой общности, индивид является индивидуальностью, которая подчеркивает все проявления его неповторимости, многосторонности и гармоничности, то есть, другими словами, каждый человек имеет только свои особенности темперамента, интеллекта, потребностей и способностей. Таким образом, в человеке воплощается и типичное, и неповторимое. Рождаясь, ребенок имеет на лицо природные свойства: он дышит, обладает многими врожденными рефлексами: двигательными, пищевыми и т.д. Это - индивид, живая особь, как и другие природные существа. Значит, можно согласиться с первой частью высказывания В. Г. Белинского, что человека создала природа.
Но индивид останется индивидом, если, помимо биологических свойств, у него не будут развиты общественные, то есть социально значимые черты, характеризующие его как члена того или иного общества. Ведь общество – это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия или поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Именно поэтому вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть, субъектом отношений и сознательной деятельности. Приведу пример: « В Индии были обнаружены две девочки, восьмилетняя Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки… но были изолированы от социальной среды. У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали…» (Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие. М.,1994. С. 95). Другой пример: «Убегая от охотников Уганды, обезьянья стая бросила человеческого ребенка. Мальчику примерно семь лет. Его привезли в Кампалу, сдали в приют, там назвали Робертом. Он по – прежнему ведет себя как обезьяна. Ребенок не умеет говорить, не умеет смеяться и даже плакать…»(Захарова Е.Н. Введение в обществознание: Учеб.пособие для учащихся старших классов: М., 1994. С.95). Таким образом, индивид имеет возможности для совершенствования всех общественных проявлений, то есть, для развития только в социальной среде. Именно общество предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. В своих ролевых проявлениях личность развивается, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Именно организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как человек. Не случайно древний мыслитель Аристотель писал: «Человек по природе своей есть животное общественное…»
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: человек и общество тесно связаны и взаимно влияют друг на друга; изменения в одном приводят к изменениям в другом. Поэтому трудно не согласиться с Белинским, который был прав, считая, что только общество развивает и образует человека.