Методические рекомендации Как написать программу


Как написать рабочую программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ОООПодготовила учитель технологии МАОУ СОШ №5 Брухно Л.Г.Презентация составлена с использованием материалов методиста по управлению МАУ ИМЦ Злобиной А.К. Структура рабочей программы по предмету содержит: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;2) общую характеристику учебного предмета, курса;3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса(ФГОС ООО, II, п.11);5)  содержание учебного предмета, курса;6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.P.S.:Понятий ЗНАТЬ\УМЕТЬ нет, есть требования к результатамЦенностные ориентиры только в начальной школе ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. сведения о программе, обоснование выбораВ тексте пояснительной записки упоминаются нормативные документы более высокого ранга (конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», ФГОС ООО и др) На основе каких программ (авторских, примерных) была разработана рабочая программа, какой УМК используете в процессе обучения [библиографическая ссылка], обосновать выбор примерной или авторской программы для разработки рабочей программы;. ПРИМЕР: В качестве рабочей программы по (название предмета) используется авторская программа [библиографическая ссылка] к УМК [библиографическая ссылка]. Программа соответствует требованиям ФГОС ООО и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования ПРИМЕР:Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 5-8 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития МАОУ СОШ №5 и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Настоящая программа ориентируется на развитие идей «Примерной программы по учебным предметам (технология 5-7 классы)» (М.: Просвещение, 2010), а так же содержание авторских материалов рабочей программы «Технология» 5-8 классы А.Т. Тищенко, Н.В.Синица.- М.: Вентана-Граф, 2013 и линии учебно-методических комплектов, авторского коллектива: Н.В. Матяш, Н.В. Синица, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Данный выбор учебников обусловлен тем, что их содержание соответствует Требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по технологии, и дают возможность раскрывать содержание направлений и разделов предмета «Технология». В основе содержания УМК лежит идея формирования в основной школе представлений о технологической культуре производства, развития культуры труда подрастающих поколений, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Актуальность рабочей программыПРИМЕР:Рабочая программа по технологии позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета… Содержание программы составлено с учетом запросов родителей и обучающихся с учетом специфики МАОУ СОШ №5. В рабочей программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся, представленных в программах основного общего образования. Однако есть особенности, во-первых, представляются широкие возможности для реализации различных подходов в обучении предмета (курса) с учетом индивидуального творческого потенциала ребенка… 2. Цели и задачи изучения предмета «Технология» Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является—формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.Для достижения поставленной цели при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №5 предусматривает решение следующих задач: - формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. - освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимые для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рациональное поведение на рынке труда, товаров и услуг.- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчета бюджета семьи; 3. Ведущие подходы разрабатываемой программы (или ведущие идеи – указывается самобытность, отличие от имеющихся аналогов разрабатываемого курса: методические содержательные…)ПРИМЕР:Широкие возможности предмета реализуются в программе на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, которые направлены на развитие ученика, на формирование его индивидуальных способностей, интересов и потребностей, психологических и возрастных особенностей. Использование выше указанных подходов позволяют значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для … В этот пункт же можно включитьПреемственность в содержании с НООМетапредметная связь 4. Особенность разделов программы.ПРИМЕР: В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Языковая система».Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности.Раздел «Языковая система» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.ПРИМЕР: История подразделяется на: историю России, зарубежную историю…ПРИМЕР: В данной программе изложено два основных направления технологии: «Технология ведения дома» и «Декоративно-прикладное творчество»Особенность Рабочей программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: технологическая культура производства; распространенные технологии современного производства; культура, эргономика и эстетика труда; II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАОписывается специфика предмета. Указываются принципы отбора учебного материала (см. примерная программа)ПРИМЕР:Универсальность предмета технологии состоит в том, что любая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т.е. таким путем, ко­торый гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем. III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в примерной программе); всего часов на курс прописать!Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит на этапе общего образования 204 учебных часа для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 2 часа в неделю, 68 часов в год, и 7,8 классы - 1ч. в неделю, 34 часа в год.Дополнительное время для обучения технологии выделено за счет резерва времени базисного (образовательного) учебного плана в 7,8 классах - 1ч. в неделю, по 35 часов в год. Рабочая программа рассчитана на 272 часа. В данной программе выделена инвариантная обязательная часть в объеме 204 часа и вариативная компонент, рассчитанный на 68 часов (25 % учебного времени), который призван расширить или углубить программу. IV. Результаты освоения учебного предмета «Технология» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (ФГОС ООО, II, п.11;) Можно взять из авторской программыЛичностные универсальные учебные действия выбираемРегулятивные универсальные учебные действия- полностью берем во все предметыКоммуникативные универсальные учебные действия полностью берем во все предметыПознавательные универсальные учебные действия- выбираемИКТ компетентности - смотрим в документе указаноРабота с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – выбираемПредметные результаты - по сферам (автор. прогр. Тищенко, Синица) Часы, классыРазделы и темы программыКоличество часов по классам5678Технологии домашнего хозяйства (13 ч по программе)2(2)3(3)2(2)4(4)1. Интерьер кухни, столовой2———2. Интерьер жилого дома—1——3. Комнатные растения в интерьере—2——4. Освещение жилого помещения.Предметы искусства и коллекции в интерьере——1—5. Гигиена жилища——1—6. Экология жилища———2(2)7. Водоснабжение и канализация в доме———2(2)Электротехника (14 ч по программе)1(1)—1(1)12(12)1. Бытовые электроприборы1(1)—1(1)6(6)2. Электромонтажные и сборочные технологии———4(4)3. Электротехнические устройства с элементами автоматики———2(2)Кулинария 21 (33 ч в программе)8(14)8(14)8(5)—1. Санитария и гигиена на кухне1(1)———2. Физиология питания1(1)———3. Бутерброды и горячие напитки1(2)———V. Содержание учебного предмета V. Содержание учебного предметаРаздел «Электротехника»Тема 1. Бытовые электроприборы5 классТеоретические сведения. Общие сведения о видах, принци­пе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприбо­ров на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. 7 классТеоретические сведения. Зависимость здоровья и самочув­ствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бы­товые приборы для уборки и создания микроклимата в помеще­нии. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении.Подбор современной бытовой техники с учётом потребно­стей и доходов семьи.8 классТеоретические сведения. Применение электрической энер­гии в промышленности, на транспорте и в быту.Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагреватель­ных приборов. Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (авторская программа Тищенко, Симоненко);Тема раздела программы, количество отводимых учебных часовОсновное содержание материала темыХарактеристики основных видов деятельности учащихсяРаздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)Тема«Интерьер кухни, столовой»(2 ч )Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на ПКЗнакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПКОпределяютЗаписываютСоставляютНаблюдаютХарактеризуютОбъясняют Производят VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса№Наименования объектов и средств материально-технического обеспеченияНеобходимое количествоПримечанияОбслуживающий трудИмеется в наличии по факту («+»)1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)Стандарт основного общего образования по технологииМСтандарт по технологии, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения мастерских технологии.Рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9 классаКНаучно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.ДНаучно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов должны содержаться в кабинетах технологии и в фондах школьной библиотеки2. Печатные пособияТаблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовкиМПри выделении основных тем раздела следует ориентироваться на примерные программы по направлениям технологической подготовкиК – для каждого ученикаМ – для мастерской Ф – для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на двух учеников).П –для практической работы в группахД – демонстрационный материал не менее одного на класс VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета (п. 1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты стр. 20-27)В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.