План-конспект урока русского языка в 11 классе_«Учимся писать эссе»


Подготовка к ЕГЭ (Часть С)
План-конспект урока русского языка в 11 классе
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ). Учитель: Лукьянова Е.И.
Тема «Учимся писать эссе»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели урока:
образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов ; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства
Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
1.Оргмомент. Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята!. Садитесь.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
.
Обратите внимание на одухотворенность природы, как надо ее любить, чтобы открыть все ее тайны. Я думаю, что наш сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать на ЕГЭ.
2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса
Ребята, вы любите природу своего края? Сумеете ли вы подобрать нужные слова, чтобы выразить свои чувства к уникальной природе Средней полосы?
Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелости ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С?
Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.
Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся писать эссе»
4. Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Из биографии писателя»
Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя и публициста Василия Ивановича Белова. Немного о В.Белове (презентация ученика – факты биографии писателя)
6.Чтение текста
(1) С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.(2) Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.
(3)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса легкому шуточному ветерку. (6)Ржаное поле и березовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод.(8) Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь.(9) Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки.(10) Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!(11) У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба.(12) Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует.(13) А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.
(17) А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски лета, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.
(21) Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.
ЕГЭ 2011.Русский язык: тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.: Эксмо,2013,с.122-123
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._
-Заметьте; один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
-Давайте снова обратимся к тексту. Итак,
1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (с чьей-то легкой руки; неброской, неяркой и скромной)
2 абзац – «разнообразие ландшафтов, разнообразные сменяющие друг друга пейзажные настроения, бесчисленная смена состояний и сочетаний, своеобразием запахов, звуков; у человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний»
3 абзац - «щедрость на краски безгранична»
4 абзац-«бесконечно меняющихся картин мира»
- О чем же этот текст? (текст – о вечно изменяющемся мире, надо только захотеть увидеть и услышать ту красоту, что нас окружает)
2.Формулировка проблемы
-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлеченным…,чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира»)
-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: В данном тексте В.Белов поднимает актуальную проблему красоты природы
2 способ: «Надо быть глухим и слепым», чтобы не замечать красоту родного края, постоянно меняющихся картин мира. Умеем ли мы читать природу, как книгу? Именно эти вопросы волнуют известного публициста В.Белова)
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.
3.Составление комментария проблемы.
Справка
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
Справка (проблемы)
-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, патриотов своего края, своей страны)
- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Белов рассматривает проблему на примере личного отношения к природе русского Севера)
-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Он возмущен тем, что происходит, и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов, восклицательных предложений. Его до глубины души возмущает то, что «с чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной » )
-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –
4. Формулировка авторской позиции
Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
Справка «Как может быть выражена авторская позиция»
-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)
-Какова же авторская позиция ? В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: «Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлеченным…,чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира»)
-Согласны ли вы с мнением автора?
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл
5. Аргументация собственного мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка.
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать?
( 2-ой том романа «Война и мир», Сцена «В Отрадном».(фрагмент из худ. фильма «Война и мир»)
Наташа Ростова, как никто другой в данной сцене, чувствует и понимает природу, она растворяется в удивительной ночи. Ей дано видеть и слышать картины волшебного, постоянно изменяющегося мира. Автор любуется своей героиней.
- Произведения каких авторов можно использовать в качестве аргумента? (М. Пришвина, В. Солоухина, С.Есенина, Ф.Тютчева, И.С.Тургенева…)
- Любите ли вы свой край? О чем рассказывают полотна наших земляков- художников Шишкина, К. Васильева.
8.Подведение итогов урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .
9. Рефлексия. Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока? Возвращение к слайдам
- Что получилось?
- Над чем нужно поработать?
- Мне понравилось на уроке, что я…
- Я ощущал себя на уроке…
- Мне нужно еще поработать над…
11.Заключительное слово
Русский поэт Ф.И. Тютчев и русский писатель В.Белов видели в природе живое, постоянно меняющееся «лицо», понимали «язык» природы, потому что беззаветно любили Родину. Это чувство обогащало их духовно. Будьте и вы «зрячими» людьми, не проходите мимо красоты окружающего вас мира.
А закончить урок мне хотелось бы словами : «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.
12. Д/з: написать сочинение-рассуждение
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.
... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.
Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.
(О. Павлов)